Таинства Церкви. Толкование Евангелия святыми отцами. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

7 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня протоиерей Владимир Волгин продолжает разговор о Евангелии, о Новом Завете.

– Мы сейчас находимся в храме Трех Святителей в доме отдыха «Архангельское». Напомню, это новый храм, он был освящен Святейшим Патриархом Кириллом в 2017 году, и с тех пор здесь постоянно совершаются Божественные литургии.

Продолжим программу о Евангелии. Тема очень сложная, я неоднократно об этом говорил. Мы ориентированы на то, что любую книгу Священного Писания нужно толковать только на основе святых отцов. Человек, который не стяжал Духа Святого, не может приступать к толкованию Священного Писания, потому что тогда рождается интеллектуальная отсебятина, которой очень богаты известные христианские секты, протестантская Церковь. К сожалению, даже Католическая Церковь уклонилась от духа святоотеческого понимания Священного Писания. От этого возникают многие недоразумения.

К сожалению, не помню имя святого, одного из великих толковников Священного Писания Нового Завета, который толковал некое место из Нового Завета по-своему, по своему разумению, и его толкование расходилось с толкованиями святых отцов, живших в то время. Некоему святому отцу задали вопрос: мол, это был человек высокой, праведной жизни, причислен к лику святых; почему же он так толковал то место, которое другие святые отцы толкуют совершенно по-иному? И этот святой старец ответил, что, видимо, тот великий толкователь Священного Писания в то время не помолился Богу и не попросил Духа Святого открыть ему смысл того текста, который он истолковывал в своих произведениях. Вот как, с одной стороны, все тонко, и становится понятным, почему Священное Писание можно толковать только людям, облагодатствованным Духом Святым.

Если Господь не живет в нас, мы должны опираться на толкования святых отцов, Духом Святым отчасти познавших глубины Священного Писания. Эти глубины необозримы, но хотя бы отчасти понятны святым отцам. Мы знаем, что, к сожалению, после великого раскола между Западной Церковью и Православной католики, с одной стороны придерживаясь Священного Предания святых отцов в своих толкованиях, уклоняются от истины благодати Духа Святого, которая одна только может открывать глубинный смысл Священного Писания.

Это некая преамбула, еще и еще раз напоминающая о том, чтобы мы, дорогие братья и сестры, несмотря на то, что многие имеем не одно высшее образование и глубокий интеллект, не основывались на своем интеллекте, на своем видении и своем понимании Священного Писания. Мы живем в такое время, когда огромное количество литературы посвящено Священному Писанию, Библии. С 1989 года, когда уже разрешили печатать книги разного духовного содержания, огромное количество книг издано, связанных и со святыми отцами, и с толкованием Священного Писания. Напомню, преподобный Серафим Саровский говорил: для того чтобы перейти к чтению и изучению Священного Писания Ветхого Завета, нужно сначала научиться свободно плавать в волнах Нового Завета...

Перед тем как перейти к толкованию Священного Писания Нового Завета, хотелось бы сказать о личности Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В каком смысле? В плане историчности. Мне уже чуть больше семидесяти лет, и не всегда было время, свободное от давления государства на Церковь. Было время, когда издавалось мало книг, было мало информации. Сейчас, повторюсь, мы располагаем огромным количеством и спектром информации.

Что я хочу сказать? Первое: что мы не оставлены Богом. Второе: мы знакомы с мифологической теорией по поводу Иисуса Христа. В чем заключается суть мифологической теории? В том, что Господа Иисуса Христа не существовало, не было, что это изобретенный людьми миф. В советском государстве говорили, что вера христианская нужна, чтобы через нее поработить людей, сделать их рабами. Думаю, каждый правомыслящий и глубокомыслящий человек в советское время понимал, что он раб системы советской власти, что он винтик, который могли поставить, заменить, уничтожить. В каком-то смысле мы были рабами коммунистической власти, которая довлела над Советским Союзом и над всеми людьми, населяющими это пространство. Вот тогда была развита эта мифологическая теория. Она существует примерно с XVI века, развивалась в XIX–XX веках. Очень удобная теория для людей, не желающих мыслить. В атеистических работах говорили о мифичности образа Христа, но никогда не говорили о Его учении, Его заповедях.

Тем не менее какие-то яркие фразы из Священного Писания Нового Завета и даже Ветхого Завета цитировались. Например, фраза, что талант нельзя зарывать в землю; если ты художник, математик или еще кто-то, должен развивать этот талант. Помню, даже Екклесиаста цитировали некоторые просвещенные люди, но они глубоко, может быть, не понимали смысла этих слов. Я не хочу сказать, что я так глубоко понимаю, тем не менее для меня эти слова являются более близкими, чем для человека, стороннего по отношению к Богу. Также, например, фраза: «Всё – суета и томление духа!» и многие другие выражения стали крылатыми.

– В художественных фильмах, даже в детских, употребляли выражения из Ветхого и Нового Заветов. Вот что удивительно.

– Дни недели не переименовали: воскресенье и суббота остались. Церкви рушили, но не до конца; некоторые церкви оставались увенчанные крестами, в них совершались богослужения. В обиходном словаре люди часто употребляли: слово «Бог»; «слава Богу», «Господи, помилуй». То есть люди обращались к Богу.

– «С Богом» часто говорили.

– Разные короткие фразы, упоминающие имя Божие, советские люди, даже крупные партийные деятели, употребляли в своем обиходе, конечно, не вдаваясь в глубинный смысл этих слов.

Итак, мы знакомы с мифологической теорией, согласно которой Христа не существовало, это был некий фантастический идеальный образ, в который, мол, должны были поверить люди ради того, чтобы светская власть имела влияние на людей.

Переходим к другой значительной части. Как не доказать, но привести положительные аргументы в пользу историчности личности Иисуса Христа? Как сказал пастор в фильме «Берегись автомобиля»: «Одни люди верят в Бога, что Он есть, другие не верят. И то и другое – недоказуемо». С одной стороны, да. С другой стороны, существуют положительнейшие аргументы в пользу историчности личности Иисуса Христа. Для нас, верующих христиан, основанием является Священное Писание Ветхого Завета.

Некий раввин, исследуя Священное Писание Ветхого Завета и сравнивая пророчества с жизнью Господа Иисуса Христа, увидел, что все пророчества (а их он набрал около трехсот) Господь Иисус Христос исполнил в Своей жизни. Недавно я встретился с утверждением, что богословы, исследователи Священного Писания Ветхого Завета, нашли не около трехсот, а четыреста пятьдесят мест, связанных с пророчествами о Христе. И все эти пророчества о Себе Господь Иисус Христос исполнил.

– А не будет ли издана отдельная книга (или брошюра) о пророчествах?

– Очень хотелось бы. Вы подали замечательную идею. Действительно, можно издать такую брошюру, связанную с пророчествами об Иисусе Христе, указывая авторов пророчеств и годы их жизни.

– Думаю, это всем было бы интересно.

– Это интересная мысль; будем совместно думать над этим.

У святителя Тихона Задонского есть слово, сказанное на Рождество Иисуса Христа. У меня старая книга XIX века, в которой это слово есть. В Интернете, к сожалению, я не нашел этого. В этом слове Тихон Задонский перечисляет примерно сто пророчеств о Христе. Я думаю, мы потом возвратимся к этим пророчествам, чтобы более полно отобразить действительность, а не только на основании слов пророков, евангелистов или апостолов...

– Мы посвятим этому отдельную программу?

– Да. Видите, как много было свидетелей жизни Иисуса Христа. Даже известные язычники, допустим, Иосиф Флавий, разные языческие писатели, Цельс и многие другие, в своих писаниях упоминали о Господе Иисусе Христе, не как верующие во Христа, а как свидетельствующие о проповедниках христианской веры. Плиний Младший, Тацит и другие. Свидетельства этих очень образованных в языческом мире людей, не принявших христианство, очень ценны для нас. Но главное не в этом. Главное в том, что пророки проповедовали о том, что при таких-то обстоятельствах, при таком-то стечении исторических событий, в таком-то году явится Мессия, Который примет мученическую смерть за людей.

– Отец Владимир, сердечно Вас благодарю за то, что Вы уже столько лет вместе с нами и неизменно служите нашим зрителям, прихожанам и телеканалу «Союз».

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать