Таинства Церкви. Толкование Евангелия святыми отцами. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

24 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня с протоиереем Владимиром Волгиным мы продолжаем цикл программ, посвященных толкованию Нового Завета.

Отец Владимир, в прошлой программе Вы начали разговор о Рождестве Пресвятой Богородицы. Это особенно отрадно, потому что запись нашей программы проходит в дни этого замечательного праздника, любимого всеми православными христианами, – Рождества Пресвятой Богородицы. Как известно, 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, произошло важнейшее историческое событие – Дмитрием Донским была одержана победа в Куликовской битве, и он старался подвести войска к Непрядве, к Дону именно в этот день, надеясь на помощь Пресвятой Богородицы. С того времени этот день считается днем рождения русской государственности. Как писал Василий Ключевский, Русь родилась на Куликовом поле. В этот же день отмечается день воинской славы, и совершенно справедливо, потому что в той битве погибло очень много русских воинов. Они шли на смерть осознанно, потому что были православными людьми, верили в Бога, вечную жизнь и заступничество Пресвятой Богородицы.

Батюшка, попрошу Вас продолжить Ваши размышления.

– Пресвятая Богородица имеет величайшее значение в жизни всего мира, и Она прославляема всем миром. После события благовещения, когда Архангел Гавриил явился Богородице, Она говорит Елисавете, своей двоюродной сестре: «Отныне ублажат Меня все роды». И действительно, все роды ублажают Пресвятую Богородицу. И у нас в России огромнейшее количество чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Достаточно вспомнить Владимирскую икону Пресвятой Богородицы, когда отразили Тамерлана, стоявшего у Москвы. Тамерлан испугался, когда увидел на небе Жену и воинство ангельское, и отступил от Москвы. Множество чудес связано с иконами Пресвятой Богородицы, я не буду их перечислять, все знают об этих чудесах.

Покров Пресвятой Богородицы: несмотря на то, что этот праздник к нам пришел из Византии, в особенности он почитаем в России. Я не сравниваю национальности и людей – все мы сотворены по образу и подобию Божьему, но русская душа оказалась более чуткой к восприятию благодати Пресвятой Богородицы, русская душа почувствовала, что находится под покровом Пресвятой Богородицы. Мы знаем, что Пресвятая Богородица была явлена во Влахернском храме, когда народ молился. Даже архиереи, священники не увидели Пресвятую Богородицу, только Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний увидели покров Пресвятой Богородицы, распростертый над всем верующим народом.

Год 1917-й – явление иконы Пресвятой Богородицы «Державная». В России построено уже много храмов, посвященных этому дивному образу, и Пресвятая Богородица сказала, что отныне Сама будет управлять Россией, охранять ее. Чувствуете, какая особенная благодать, какой особенный покров Пресвятой Богородицы над нашей страной и нашим государством! Я глубоко убежден, что и над греками, и над всеми православными странами он тоже есть, но у нас как бы в особой силе явлен этот покров Пресвятой Богородицы. Четырнадцатого октября мы празднуем Покров Пресвятой Богородицы.

– Но греки так не празднуют этот день.

– Да, у греков этот праздник не так отмечается, как у нас в России.

Все то, о чем мы говорим, касается евангельских событий, Евангелия и самой личности Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы – великий праздник, когда Она была уведомлена Архангелом Гавриилом о том, что станет Матерью Всевышнего Бога. До этого Архангел Гавриил возвещает Захарии об Иоанне Предтече, одном из величайших пророков, о котором Господь Иисус Христос сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. Это самый великий пророк.

Мы знаем из Евангельской истории, что Иоанн Креститель не сотворил ни одного чуда. Мы только знаем из Предания о чудесном его возрастании в пустыне, когда Елисавета упокоилась через сорок дней после бегства вместе с Иоанном в пустыню, а Захария был убит между храмом и жертвенником. Господь Иисус Христос говорит: «Вспомнится вся кровь праведных, вплоть до крови Захарии, убитого между храмом и жертвенником». Когда его убили? Когда Ирод Великий, лютейший царь, искал души Богомладенца.

Как мы помним, волхвы были ведомы Вифлеемской звездой к месту, где родился и находился Богомладенец Иисус Христос. Это была пещера, куда загоняли скот, где кормили скотину. Тогда не нашлось места для Святого семейства ни в одной из гостиниц, потому что Вифлеем был переполнен народом, родословной, происходящей из города Вифлеема. Была объявлена перепись, и каждая иудейская семья должна была направиться в тот город, откуда происходил их род. Род Пресвятой Богородицы, род Господа Иисуса Христа и род Иосифа имел корни от царя Давида. Обедневший род. Иосиф был всего-навсего плотником из царского рода, занимавшийся древоделанием. Это мастерство, по Преданию, он передал своему сыну (не по плоти), Господу Иисусу Христу.

Архангел Гавриил явился Захарии, когда тот молился в храме Господу. Захария, увидев архангела, устрашился. На что Архангел Гавриил сказал: «Не бойся. Я послан от Бога, чтобы возвестить тебе о том, что молитва твоя услышана». Какая молитва? Об израильском народе, об избавлении Израиля от пленения первородным грехом, о том, чтобы явился наконец Мессия, Спаситель рода человеческого. Не знаю, так ли широко мыслил Захария, но он точно молился об иудейском народе. Поэтому Архангел Гавриил сказал: «Молитва твоя услышана. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, которого ты наречешь именем Иоанн». В переводе на русский язык это имя означает: «благодать Божия». Потому что только по благодати Божией Елисавета могла зачать сына, и только по благодати Божией Иоанн Предтеча возрастал в пустыне без родителей и питался так же, как и Пресвятая Богородица, из рук ангелов. Когда Захария усомнился, Архангел Гавриил сказал: «За то, что ты не поверил, останешься немым до рождения своего сына».

Некоторые святые говорят о том, что Захария не только онемел, но и стал глухим. Из чего мы это видим? В Евангелии от Луки говорится, что когда Елисавета родила сына, великого пророка, все спрашивали знаками у Захарии, как бы он хотел назвать его. Он взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». И отверзлись уста его, и открылся слух его, и он стал пророчествовать об Иоанне Предтече.

До этого Архангел Гавриил благовестил Пресвятой Богородице о дивном зачатии. Мария поверила архангелу, только сомневалась, как это возможно: без мужа зачать человека. Тогда Гавриил возгласил Пресвятой Богородице: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышняго осенит Тебя». На Пресвятую Богородицу сошел Дух Святой, и в конечном итоге Она стала Матерью Господа Иисуса Христа.

Почувствовав, что Она зачала, Богородица бежит к Елисавете, которая была уже на шестом месяце беременности. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее. «Какое чудо, что явилась ко мне Матерь Бога нашего», – говорит Елисавета. И Пресвятая Богородица отвечает: «Отныне ублажат Меня все роды».

Пресвятая Богородица уважаема, любима и прославляема христианами. Она уважаема даже в других религиях; у магометан ублажается Пресвятая Богородица. Действительно, Ее ублажают все роды.

Произошло чудесное зачатие и не менее чудесное рождение Богомладенца, оставившее Пресвятую Богородицу девственницей. Поэтому Она зовется Приснодевой, то есть «всегда Дева», вне зависимости от зачатия, взращивания Младенца внутри утробы Своей и рождения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Вот такие чудесные события происходили перед началом Священной Истории Нового Завета, перед Рождением Господа Иисуса Христа.

Мы также знаем из Предания, что когда родился Господь Иисус Христос, ангелы воспели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». После этой дивной ангельской песни пастыри, влекомые ангелами, раскрывшими им тайну Богорождения, направились к пещере, где находились Богомладенец с Пресвятой Богородицей. Волхвы пошли на зов Вифлеемской звезды. Звезда остановилась над Иерусалимом и исчезла из поля зрения этих мудрецов, которые могли определять по звездам очень многое. Так как они сами были из царского рода (по Преданию), встретившись с Иродом, царем Иудейским, они спросили: «Где родившийся Царь Иудейский?»

Было предсказано еще патриархом Иаковом, что до тех пор не придет Избавитель, пока не отойдет жезл от Иуды. Мы знаем, что Ирод был из идумейского рода; Ирод восхитил, приобрел себе царство не совсем праведным путем. Он не должен был становиться царем иудейским, только иудеи с иудейскими корнями должны были становиться царями. И вот сбылось пророчество: Господь Иисус Христос родился в то время, когда жезл отошел от Израиля, от Иуды.

«Где родившийся царь Иудейский?» – спрашивают волхвы царя. Он не знает, он человек, не знакомый с пророчествами. Конечно, чтобы явить себя как иудей, чтобы снискать себе славу и любовь народную, в свое правление Ирод обновил Иерусалимский ветхозаветный храм. Но здесь его трон поколебался: он думал о наследниках своих, о царстве, которое приобрел и, безусловно, не хотел терять через своих потомков. Ведь для многих смысл деторождения состоит в том, чтобы дети продолжали линию своих родителей и сохраняли то наследство, которым они обладали. Ирод призывает книжников, и произносится пророчество.

Еще раз хочу повторить, что о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием, в Ветхом Завете очень много пророчеств (около трехсот), сказанных разными пророками. Я всегда говорю, что это разные пророчества, не пересекающиеся друг с другом, о разных моментах жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И все пророчества Господь Иисус Христос исполнил. В следующей передаче, когда мы перейдем к толкованию Священного Писания Нового Завета, Евангелия от Матфея, я еще раз возвращусь к этому, потому что это очень важно для нас, христиан, ибо это является доказательством того, что Иисус Христос – Сын Божий и Сын Человеческий.

В Деяниях мы читаем о том, как апостол Павел однажды проповедовал очень долгое время, и некий юноша, заснувший во время этой проповеди, упал с третьего яруса. Что же проповедовал апостол Павел? Конечно, Христа. Кому он проповедовал? Иудеям, а потом и язычникам. На основе Священного Писания Ветхого Завета, через пророчества пророков о Христе, он доказывал, что Иисус Христос – действительно Посланник Бога на землю, что Он Богочеловек, Спаситель мира. Поэтому я и говорю об этих дивных пророчествах.

Ирод спрашивал книжников: «Где должно родиться Христу?» Они отвечали: «В Вифлееме Иудейском, ибо говорит пророк Михей: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Ирод специально стал выведывать у волхвов, чтобы они рассказали, где родившийся Царь Иудейский, – он хотел убить Его. Мы знаем, что волхвы, по призыву Божьему, возвратились обратно уже другой дорогой, и знаем, что Иродом, ищущим души Младенца, было уничтожено двадцать тысяч Вифлеемских младенцев, ставших первыми мучениками за Христа.

– Благодарю Вас, отец Владимир. Хотелось бы, чтобы Вы наметили тему нашей следующей беседы.

– Мы потихонечку подходим к Евангелию. Все то, что я сейчас излагал и говорил, связано с Евангельской историей. В следующей передаче мы, наверное, побеседуем не только о пророчествах о Христе, но и об археологии, связанной с Новым Заветом, которая тоже является некой мозаикой в доказательстве того, что Христос существовал и исторические личности, описанные в Евангелии, были на самом деле.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 12 декабря: 03:00
  • Суббота, 12 декабря: 13:00
  • Суббота, 19 декабря: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​