Таинства Церкви. Толкование Евангелия святыми отцами. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

12 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня протоиерей Владимир Волгин продолжает разговор о толковании Евангелия святыми отцами.

Отец Владимир, мы записываем программу в день Вашей священнической хиротонии. По обилию цветов становится понятно, что Вас сегодня поздравляли многие Ваши духовные чада, которые Вас любят. Я и себя отношу к их числу. Думаю, многие наши зрители заочно считают Вас своим духовным отцом. Вам большой поклон, поздравления, многая и благая лета. Думаю, это немаловажный день в Вашей жизни. Что значит для Вас этот день?

– Знаете, я считаю, что у меня как у священника несколько рождений. Первое рождение по плоти: родители, по милости Божией, меня родили на этот свет. Второе рождение – крещение; оно было совершено, когда мне было двадцать лет. Я не могу сказать, что очень сознательно крестился, я был неподготовленным. Ведь тогда о книгах и речи не было. Я все время вспоминаю, что, учась в семинарии и потом в академии, пользовался конспектами, перепечатанными на печатной машинке, и, как правило, мне доставался пятый или шестой экземпляр. То есть это был слепой экземпляр, в котором приходилось разбираться.

Потому я и говорю, что не был подготовлен, не прошел катехизаторской школы, не знал, как жить. Но для меня это тоже рождение; я испытал великую благодать во время крещения, хотя не понимал, что происходит, потому что не знал церковнославянского языка, а священник, который крестил, не рассказал, что будет происходить. Я испытал неземную радость после погружения в освященную воду, которая смыла с меня первородный грех (как, впрочем, со всех людей, принимающих таинство Крещения). Если человек крестится в сознательном возрасте, то смываются и те грехи, которые он совершил до момента крещения.

Третье рождение, как я считаю, – это священство. Это рождение в иную жизнь. Потому что наша жизнь отличается от светской. Я вспоминал сегодня во время поздравлений о том, что в юности был окружен достаточным количеством молодых людей и часто говорил то, о чем продолжил говорить после рукоположения. Но в то время мои знакомые воспринимали мои слова не так глубоко, как после рукоположения в священники. Наверное, мои слова стали облагодатствованными и стали проникать в сердца человеческие и изменять человеческие жизни.

Таинство Священства – великое таинство. Я считаю, это избранничество. Думаю, каждый человек, который вступает (или желает вступить) на эту стезю, должен почувствовать это избранничество. Оно, наверное, выражается по-разному. Например, напрямую; как Господь избрал Иеремию в юном возрасте. А пророческое служение было не ахти какое привлекательное. Мы восхваляем пророков, удивляемся их дивным пророчествам, их жизни, но пророки, как правило, всегда были гонимы. Да и вообще о христианах Господь говорит: в мире скорбны будете. По-настоящему верующий человек, который исполняет заповеди Божии и старается жить во Христе, в той или иной степени подвергается гонениям, притеснениям, непониманию со стороны родственников, друзей.

Меня, например, считали фанатиком. А в чем был мой фанатизм? Только в том, что я ходил в церковь, утром и вечером старался исполнять молитвенное правило, а когда наступали посты, я  соблюдал их. Родители некоторое короткое время тоже думали, что я фанатик. Обязательно духи злобы поднебесной найдут причину, чтобы человека уязвить, притеснить. Как сказано в Книге Премудрости Иисуса, сына  Сирахова: чадо, если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению. Конечно, когда человека рукополагают в священный сан, он подвергается еще большему натиску со стороны духов злобы поднебесной.

Что могу сказать об избранничестве? Когда мне было 18 лет, ничего не зная о Боге, о Церкви, я захотел стать священником. Хотя мог бы, если бы Господь мне помогал, выстроить достаточно успешную, как мне кажется, карьеру в светской жизни. А я захотел стать священником, чтобы помогать людям в их скорбях, утешать их, отводить от мрачных мыслей сведения счетов с жизнью. И у меня было такое до крещения. Поэтому, наверное, я и хотел помогать людям. Через два года я крестился, а еще через десять лет  стал священником. Я понимал, что если в тридцать лет меня не рукоположат и я не стану священником, то физически меня просто не станет в этой земной жизни. Я «подползал» к священству в нездоровом физическом состоянии, и, по всей видимости, эта болезнь могла бы развиваться, я мог не дожить до 31 года. Но в 30 лет, за два месяца до того, как мне исполнился 31 год, меня рукоположили в священники.

Чувствуете этот момент избранничества? В 18 лет, ничего не зная, я вразумился и захотел быть священником. В 28 лет я думал о том, что будет, если я не стану священником. Мне страшно лишиться священства! Я совершил бы, может быть, многие какие-то неправильные движения, если бы меня не удерживал страх потери священнического сана и служения. Это настолько самодостаточное служение, что я готов был служить в любых условиях. Я служил в неотапливаемых храмах при минусовой температуре; меня не смущал туалет на улице и никакие деревенские трудности. Я был всегда и во все времена своей жизни удовлетворен священством. Я непрестанно благодарю Бога за то, что Он совершил надо мною это таинство и меня, такого грешника, терпит и благословляет на дальнейшее служение Богу, Церкви и людям.

– Думаю, к моим поздравлениям и моей благодарности присоединяются сотни Ваших духовных чад. Спасибо, что Вы на каждого находите время.

– Спасибо!

– Продолжим тему толкования Евангелия святыми отцами.

– В предыдущей передаче я коснулся темы пророчеств о Христе. Напоминаю, что эти пророчества являются неопровержимым свидетельством того, что Иисус Христос – Богочеловек, Мессия, историческая личность. Он родился на земле от Духа Святого и Пресвятой Девы Богородицы. Напоминаю, что насчитывается примерно 450 пророчеств о Христе в Ветхом Завете. Напоминаю также, что первые книги Моисея были написаны за полторы тысячи лет до Рождества Христова, и уже там мы встречаем пророчества о Христе. Диапазон пророков растягивается примерно в тысячелетие. Последние пророчества – Ездры: он написал свою книгу за 450 лет до Рождества Христова. Пророки рассказали обо всей жизни Господа нашего Иисуса Христа, и Господь Иисус Христос исполнил все пророчества о Себе.

Наверняка телезрители, читая Новый Завет, деяния апостолов, встречали место, как апостол Павел проповедовал в училище Тиранна. Он проповедовал Христа на протяжении двух с лишним лет каждый день, истолковывая Священное Писание Ветхого Завета. Тогда еще не было Нового Завета. Чему он мог учить слушателей? Уверен, они разбирали книги Священного Писания Ветхого Завета на предмет исполнения пророчеств о Христе. На это ушло два года. Апостол Павел на основе Священного Писания доказывал, что Господь Иисус Христос – Тот обетованный Мессия, жизнь Которого полностью совпадает с пророчествами пророков Ветхого Завета.

Возвращаясь к этим пророчествам, хочу еще раз напомнить о пророчестве из Книги Бытия. Когда Иаков (он получил имя Израиль) дает благословение двенадцати сыновьям, он говорит: «До тех пор не придет Примиритель (имея в виду Мессию), пока не отойдет скипетр, жезл от Иуды». И жезл отошел от Иуды. Лукавством и подкупом идумей Ирод, который назван Иродом Великим, захватил власть и получил право на царский престол от римлян. Мы помним пророчество Михея, который говорит: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

Мы помним из Евангелия от Матфея, как волхвы являются перед лицом царя Ирода, когда исчезает Вифлеемская звезда, и спрашивают: Где родившийся Царь Иудейский? Ведь Иисус Христос из рода царя Давида по отцовской (условно) линии и материнской линии. Почему условно? Потому, что Иосиф не был отцом; он был, можно сказать, восприемником и охранял девство Пресвятой Богородицы. Если бы Пресвятая Богородица родила вне замужества, Ее посчитали бы блудницей – и все могло закончиться печально.

Так вот, волхвы явились к Ироду с вопросом: Где родившийся Царь Иудейский? Зашатался трон под царем Иродом. Он созвал книжников, которые напомнили ему пророчество пророка Михея о Вифлееме, о котором я сказал чуть выше. Ирод напутствует волхвов и говорит им: «Когда узнаете, где находится Младенец, вернувшись, сообщите мне». Он сказал это с лукавой мыслью уничтожить возможного претендента на престол. Но волхвы были извещены свыше и после того, как поклонились Христу, принеся Богомладенцу золото, ладан и смирну (золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну – как Человеку по плоти), отправились обратно совершенно другой дорогой, не возвращаясь к царю Ироду.

Мы знаем пророчество Иеремии, оно излагается в Евангелии от Матфея. Евангелист Матфей не случайно касается далеко не всех пророчеств, связанных с Христом, потому что его Евангелие, написанное им по благодати Духа Святого, было посвящено иудеям, евреям. Ему хотелось, чтобы иудейский род принял Христа, а они Его отвергли. «Распни, распни Его!» – кричали иудеи, многие из которых, может быть, были исцелены Христом. Во всяком случае, многие знали тех, которые были исцелены Христом.

По пророчеству Святое семейство бежит в Египет и скрывается там. Потом исполнилось другое пророчество, когда царь Ирод умер. Пророчество звучит: из Египта воззвал Я Сына Моего. А в то время, когда Святое семейство убежало в Египет, возмущенный Ирод, ища Младенца Иисуса, посылает воинов, чтобы истребить младенцев от двух лет и ниже. Четырнадцать тысяч младенцев были истреблены. Исполнилось пророчество пророка Иеремии: глас в Раме слышен… Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

Вся жизнь Христа проповедана пророками. Позволю себе обратиться к шпаргалке, чтобы что-то не перепутать. Пророчество о происхождении Иисуса. Мессия должен быть потомком Авраама, Иакова и Исаака, происходить из колена Иудина, быть «корнем Иессея» и потомком Давида (3 Цар. 2, 4). Пророчество о рождении: Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных, должен родиться в Вифлееме (см. Мих. 5, 2). Вера в то, что Мессия должен родиться от Девы, основана на тексте Книги пророка Исаии (см. Ис. 7, 14). Об этом же предсказывает текст Книги Бытия, согласно которому будущий Победитель дьявола родится без семени мужчины (Быт. 3, 15). Это пророчество в христианской традиции называется и считается Первоевангелием.

Надеюсь, в следующей программе мы обязательно эти пророчества прочитаем. Там есть некоторые тонкости, которыми ум человеческий не озадачивается при чтении Евангелия. Пророчество пророка Исаии заканчивается словами: ...и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Ис. 7, 14; Мф. 1, 23). Но нигде в Евангелии при рождении Богочеловека не называют Еммануилом; Ему дали имя Иисус Христос.

На этом я завершаю сегодняшнюю беседу. Надеюсь, в следующий раз мы продолжим беседовать о Священном Писании.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 23 января: 03:00
  • Суббота, 23 января: 13:00
  • Суббота, 30 января: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​