Таинства Церкви. Беседа с оперным певцом, народным артистом России Владимиром Маториным. Часть 2

6 мая 2023 г.

Сегодня мы продолжаем беседу с народным артистом России, солистом Большого театра Владимиром Анатольевичем Маториным, юбилей которого отмечает вся страна и, как раньше говорили, вся прогрессивная общественность.

– Владимир Анатольевич, еще раз примите мои поздравления с юбилеем. Юбилей – такая дата, когда принято подводить некоторые итоги. Но, думаю, Вам рано их подводить, потому что Вы сделаете еще много хорошего для страны, народа и нашей культуры.

Хотелось бы в этой программе сосредоточиться на Вашем творчестве. Но сначала поговорим об отце Владимире Волгине и том народном фестивале, который вы открыли и который очень успешно себя проявил. Фестиваль называется «София». Это фестиваль народного творчества, куда приезжали из самых разных городов. Отец Владимир, помню, говорил, что огромное число городов принимало участие в фестивале и было очень сложно выявить победителя...

– Рядом с храмом Софии Премудрости Божией мы водружаем сцену, навес. Приезжают к нам замечательные коллективы: и ансамбли хоровые, и ансамбли танцевальные, и детские коллективы, что особенно радует. Приятно смотреть, как дети играют, как лихо отплясывают. А когда жюри совещается, подводит итоги, люди в ожидании результатов начинают себя развлекать: частушки поют, приплясывают...

– Они же все в красивых народных костюмах.

– Главное, что с народным зарядом. Надо сказать, что это сильно влияет на мою психику, мне радостно, что фонд помогает самодеятельности целого ряда городов и поселений. Мы хотели бы много куда съездить, но все упирается в дорожные расходы, гостиничные расходы, питание. В тот день, когда выступают артисты, фонд их кормит. Главное, что они воплощают то, над чем всю жизнь работаем мы: положительную энергетику и радость творчества, независимо от жанра.

Огромную помощь оказывает протоиерей Владимир Волгин, который является и членом президиума, и идейным вдохновителем. Он очень любит музыку, замечательно говорит на всех наших собраниях. У него есть потрясающее качество – он златоуст нашего времени: о чем бы он ни говорил, и по форме, и по содержанию это получается очень хорошо...

Видеопоздравление от протоиерея Владимира Волгина:

– Дорогой Владимир Анатольевич, многая Вам и благая лета! Вы сегодня переживаете юбилей, и мы вместе с Вами радуемся тому, что Господь Вам дает лета жизни. С одной стороны, чтобы эти лета употребить на то, чтобы подготовить себя к экзамену на будущую жизнь. С другой стороны, чтобы просвещать и восхищать многих людей своим творчеством великого певца, своим талантом и проникновенным чувствованием того, что Вы исполняете. В особенности это слышно в тех церковных песнопениях, которые нам удалось слышать в Вашем исполнении. Конечно, мы рукоплещем Вам, но главное не это. Главное то, что Вы несете миру добро, радость и свет.

Владимир Анатольевич Маторин:

– Ряд концертов проходил совместно с выдающимся пианистом Юрием Розумом, который приезжал со своим роялем и играл... Широкий разлет репертуара: и классика, и народные песни. Любит наш народ не только слушать, но и петь. И это радует, согревает, и хочется дальше этим заниматься.

– Как вообще вернуть песенную культуру в народ? Когда я еще училась в школе (в младших классах на Ордынке), я помню, нам преподавали народное пение и народные танцы. Когда я об этом говорю, никто не верит, но такое было: нас действительно учили народным танцам, и мы пели под баян. Потом, когда я окончила начальную школу, это перестали делать, как будто ни пение, ни танцы уже не нужны...

– Я вспоминаю, когда я учился в школе, к нам тоже приходил аккордеонист (баянист), и мы учили советские песни. Нам, конечно, в то время было это не очень интересно, хотелось девочек за косички подергать или из рогатки пострелять, тем не менее где-то эта информация накручивалась. А потом все это как-то рассосалось.

– В мае в Подольске будет выступать потрясающий балалаечник Архиповский. Его знают во всем мире. Он ездит со своей уникальной балалайкой, которую называют скрипкой Страдивари, она совершенно уникального звучания. Билеты покупаются, но кое-как. Хотя, повторюсь, это балалаечник с мировым именем. А когда приезжает поп-звезда, все билеты раскуплены. Это, конечно, огорчает до глубины души. Он так редко выступает, виртуозно играет на одной струне. Почему мы, русские, отвыкли от своей культуры? Вот Вы ее возвращаете. Может быть, как-то возвращать и в школу эту традицию?

– Конечно, в первую очередь в школу. И вообще нужны благотворительные концерты, чтобы люди могли слушать. Например, ехать в метро и слушать, сидеть в ресторане и слушать.

– Из тех коллективов, которые к вам приезжали на фестиваль, кто Вам больше запомнился?

– Я сейчас названий не вспомню. Был замечательный танцевальный коллектив из-под Москвы. Такие ребята – глаз не оторвать! Танцевали и с горящими глазами, и с горячими ногами! Есть коллективы, которые хорошо поют, но в целом в России у нас немножко извращенное понимание вокала.

– То есть?

– Во-первых, эстрада испортила вкус. Во-вторых, микрофоны открыли дорогу людям, которые не должны петь. Я включаю телевизор, и меня, как молнией, пробивает насквозь, когда вижу конкурсы детей, которые поют. Возникает вопрос: что они будут делать через три года?.. Конечно, большая часть из них не собирается идти в искусство.

Меня вообще возмущает слово «культура». Культура включает в себя и культуру одежды, и культуру слова, и культуру общения. И культурой могут заниматься все: и водитель троллейбуса, и кондуктор. А искусством занимаются одни из тысяч.

– Если мы откроем Яндекс, у нас раздел «Культура» идет после спорта и происшествий. Меня это уже перестало возмущать, но стало угнетать. Мы задвинули свою культуру совершенно на последний план. Думаю, фонд, который Вы с отцом Владимиром Волгиным открыли, – это замечательно, но вы тоже не можете охватить всю страну, все города, все веси и восстанавливать храмы и монастыри. Это должно быть какой-то общей заботой.

– Русский дух немножко рассыпался и стал интернациональным в худшем понимании этого слова. Сила традиций и сила веры за последние пятьдесят лет немножко изменились. Это происходит в силу разных причин, в том числе от недопонимания того, чем по-настоящему богат наш народ.

– Владимир Анатольевич, оперы, в которых Вы пели, «Борис Годунов» или «Жизнь за царя», могут хоть как-то поспособствовать возрождению русского православного духа?

– Конечно. Поэтому они и не идут. Вот такой странный ответ. «Борис Годунов» еще периодически идет, а опера Глинки нет. Надо сказать, что это трудоемкое произведение и по количеству артистов, и по содержанию. Предел человеческого внимания 45 минут. Поэтому за все годы, что спектакль шел, и название меняли («Иван Сусанин» вместо «Жизнь за царя»), и акценты...

– Я иногда размышляю над таким явлением, как бас. Мне всегда кажется, что бас – это русское явление, природное, красивое. Откуда бас в Италии, например, где много солнца, тепла, рыбы, оливкового масла? Там может быть тенор, баритон. У нас же, кстати, многие диаконы – это басы, которые еще и пели. Мы и в художественных фильмах иногда видим настоящих диаконов, и в театр их приглашали, они там тоже пели.

– Не знаю про историю басов. Дело в том, что в Русской Церкви священников сажали, расстреливали, на замену священникам сразу выходили диаконы, и, по сути, диаконская прослойка немножко разрушилась.

– Диаконы – это украшение литургии.

– Диаконы – основа службы... У меня есть радостное воспоминание. Однажды Большой театр выступал на Соборной площади Кремля. Там был Святейший патриарх Алексий. Его сразу облепили. Я вижу, идет владыка Сергий, его заместитель. Я подошел к нему за благословением, а он мне говорит: «Порядков не знаешь? В присутствии первого лица остальные благословения недействительны». И он мне сказал: «Как хорошо у Вас голос звучит! А ведь у нас после архидиакона Розова хорошего архидиакона не было...» И тут я замечаю, как директор, дирижер встали в стойку, мол, что дальше будет... В общем, он с восторгом отозвался, сказал, что это трудное дело. Владыка – веселый человек, любит пошутить. Я потом его спросил: «Так мне это как приглашение расценивать?» И он мне сказал: «Да, как приглашение...»

– В Вашем репертуаре очень много духовных песнопений. Вы выступаете в Новодевичьем монастыре, Донском монастыре, у отца Владимира Волгина, в Зарайске, в Давидовой пустыни. Вы сами подбираете репертуар?

– Да.

– Когда поются духовные песнопения на концерте, еле удерживаешь себя в кресле, возникает желание встать. Конечно, это концерт, но, с другой стороны, звучит церковное песнопение. Мы ведь слушаем молитвы стоя. Когда Вы исполняете духовные песнопения, что происходит в Вашей душе? Вы молитесь или все-таки следите за голосом, правильными нотами?

– Все вместе. У меня внутри огромная радость, клокочет лава, которая выплескивается наружу, горячий металл; и одновременно от макушки до пяток леденящий холод восторга. Радость и горячего типа, и холодного типа. Трудно молиться. Когда молишься в храме, ты смотришь на иконы. А когда поешь, надо смотреть на публику...

Мы ехали однажды в Суздаль, и во Владимире решили приложиться к иконам Рублева. Подошли, а двери Успенского собора закрыты (как оказалось, там мыли полы). Мы постучались, попросились на секундочку приложиться. Нас впустили две замечательные девушки, сказали: «Только по-быстрому, пол мокрый». Я спросил: «Можно я спою молитву?» Они как услышали пение, так и упали на колени, лицом в пол.

– А что Вы пели?

– Не помню. Возможно «Да исправится молитва моя» или «Утверди, Боже, православную веру».

– Какое Ваше самое любимое песнопение?

– Любимое – «Двенадцать разбойников».

– Но это народная песня, я тоже ее люблю. А церковное песнопение?

– Больше всего я пел «Ныне отпущаеши...» и «Да исправится молитва моя». И тональность хорошая, и слова понятные... Вначале начинаешь думать, хорошо ли выглядишь, а потом начинаешь молиться, и это начинает действовать на других, в том числе и на тебя.

Интересные были впечатления, когда мы пели в Новодевичьем монастыре с хором Коломенской семинарии и духовенства Московской епархии. За спиной у меня стояли два человека, которые так пели!.. Я им говорю: «Отцы и братья, я понимаю, что у вас голоса лучше, чем у меня, но вы чуть-чуть сбавьте...» Они мне говорят: «Не волнуйтесь, мы еле-еле будем петь». А на концерте так запели, что я думал – голова отлетит: прямо в спину полными голосами...

– Ох, я рада за наших священников.

– Так, как они поют, мало кому удается, потому что у них осмысленная молитва. Они понимают, про что поют, любят это...

– Владимир Анатольевич, огромное спасибо! Еще раз хочу Вам пожелать доброго здравия, поздравляю с юбилеем!.. Всех приглашаю на Ваши концерты 13 и 16 мая. Знаю, что в октябре Вы будете петь в Зарайске. Кто может, приезжайте, следите за афишами...

Хочу закончить нашу программу словами из того же письма, которое написал молодой человек: «Вы – хранитель сердец наших от злобы, пошлости, черствости, уныния. Жизнь уже не одного поколения овеяна Вашим благословенным творчеством. Спасибо Вам за Ваш непревзойденный талант, который всегда вызывает смех и слезы, сочувствие и радость и ведет слушателей за собой в особый мир сопереживаний,  человеческих эмоций, делает нас добрее, мудрее и терпимее друг к другу. Спасибо и низкий поклон!»

Прекрасные слова! Спасибо этому замечательному юноше. Мы хотим Вас слушать и в храмах, и на концертных площадках. Живите долго и радуйте нас своим талантом!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 26 июня: 09:05
  • Суббота, 29 июня: 03:00
  • Суббота, 29 июня: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать