Таинства Церкви. Беседа с оперным певцом, народным артистом России Владимиром Маториным. Часть 1

29 апреля 2023 г.

Сегодня у нас в гостях самая настоящая легенда – великий русский бас, народный артист России, солист Большого театра, лауреат большого количества премий Владимир Анатольевич Маторин.

– Владимир Анатольевич, мы не просто так собрались – у Вас юбилей, 75 лет. Я Вас поздравляю с этим событием. Думаю, это событие не только для Вас, но и для России, для всей культуры и, полагаю, для мировой общественности, потому что Вы выступаете не только в России, но много гастролировали за рубежом, и всюду Вам рукоплескали. Думаю, многие зрители отчасти радовались, когда наступил коронавирус и запретили все выезды и поездки, потому что смогли наконец услышать наших актеров, которых очень любят. Поздравляю Вас еще раз!

Начать хочу с письма, которое у меня оказалось. Оно пришло в Ваш адрес из Рязани от молодого человека, которому 20 лет. Он поклонник Вашего творчества, по возможности слушает Вас всегда. И он написал письмо, из которого я прочитаю некоторые отрывки. Начать хочу с отрывка, который мне кажется основополагающим сейчас вообще для всей нашей культуры. Он пишет о Вашем спектакле «Борис Годунов»:

«Ваш голос – глубокий и пробирающий до самых потаенных глубин души. Когда смотришь и слушаешь такие творения, безусловно, с восхищением, отчетливо, с огромным сожалением и одновременно с большим внутренним раздражением понимаешь безыскусность, пустоту, пошлость, бездуховность, шаблонность подавляющего большинства работ современных режиссеров, даже тех, которые замахиваются, казалось бы, на серьезные темы. Не трогают, как правило, не захватывают, не будоражат кровь, оставляют равнодушным. Смотришь и понимаешь, что это ни о чем: плоско, неэмоционально, ходульно...»

Владимир Анатольевич, неужели у нас так все плохо в культуре сейчас?

– Не знаю. Думаю, много печального. Потому что все силы брошены на экономику, оборону, политику, освоение новых земель. Конечно, Москва – исключительный город, где более пятидесяти театров, и человек может найти себе по вкусу зрелище, но в целом, конечно, уровень культуры удручает. Мне трудно подвести итоги. Тут и война, которая выкосила большую часть людей. Тут и ковид, который тоже притормозил развитие культуры. Моя большая боль в том, что в руководство в культуре попадают бездарные люди и просто вредители. Безусловно, мы имеем какие-то высокие достижения знаменитых театров, знаменитых исполнителей, но, в принципе, отражением нашей действительности является телевидение, эта черная дыра, которая ударяет и по вкусам, и по общему уровню культуры.

– Но это не о нашем канале. У нас замечательные программы, как раз в восполнение того, о чем Вы говорите.

– Я вырос в деревне. В годы моей молодости была только 1-я программа телевидения, вечером появлялась 2-я программа, но нерегулярно (сигнал не доходил, потому что это было в пятидесяти километрах от Москвы). Но на уровень образования и воспитания влияло телевидение, которое несло культуру, как мне казалось. Но телевидение было другим в то время.

– Вы как-то произнесли очень интересную фразу, и я хотела бы, чтобы мы о ней поговорили. Вы сказали, что возрождение России – в возрождении ее духовности. Помимо того что Вы гениальный русский бас, Вы еще возглавляете Фонд...

– Да, благотворительный Фонд возрождения культуры и традиций малых городов Руси. Я расскажу, в чем суть. В больших городах большое количество и театров, и стадионов, и магазинов. А в малых городах один кинотеатр, танцы в субботу, воскресенье (а главное – винный магазин)... Думая о том, что пора из театра уходить на пенсию, я подумал, что надо поездить по ближайшим городам и эту слабую нишу потихонечку заполнить.

– Вы не наездились за границу, что поехали по малым городам? Вы, по-моему, были во всех странах мира.

– Главная мысль, которая меня тогда волновала: я много ездил (в некоторые годы практически весь сезон), а мой зритель, мой народ был обделен. Мне нужно бы отдать долг...

Мы были в Петушках – замечательный город. Сидел народ. Как встречали – описать словами невозможно. Сидели мои одноклассники, люди среднего, пожилого и очень пожилого возраста, улыбались и плакали. Потом пришли за кулисы, целовали руки. Я им в шутку говорил: «Подождите, я еще не архиерей». Они говорили: «Приезжайте к нам еще, потому что мы совсем уже изнемогаем. Ваш концерт – как луч света в темном царстве». Прошло уже много лет, а меня это согревает. Не зря жизнь прожита, не зря затеяли этот фонд. Чтобы чуть-чуть и самим приобщиться к России. Она ведь начинается как раз за чертой Московской области.

– Я бы даже сказала, за чертой Садового кольца.

– Такова наша экономика, что люди не могут приехать в Москву и по времени, и по средствам. Поэтому, думаю, все артисты (а выдающиеся – особенно) обязаны ехать в провинцию. Мало того, что видишь своими глазами, что происходит...

Расскажу историю. Мы ехали в Кинешму к товарищу, который живет за рекой. Сейчас построили мост, а раньше был перевоз. Мы ждали паром. В дорогу купили арбуз и хлеб. Вдруг из кустов выбежали ребята и говорят: «Дяденька, давайте мы Вам помоем машину за пять рублей». Тогда это стоило 10 рублей. Я говорю: «Ребята, мы сейчас с дороги съедем, и она будет еще хуже, потому что там проселок, пыль... Есть хотите?» Мы вынесли арбуз, хлеб. Они: «Петька, Ваня, идите сюда». И вдруг из кустов вылезли еще человек семь, один младше другого, и они ели этот арбуз с коркой. Это не наши московские нищие, которые плюют тебе на стекло машины, если им подаешь меньше ста рублей. Потом я ехал, и меня просто трясло. Вот такая жизнь. Не думаю, что сейчас стало лучше. Волга-кормилица стала менее обильной. Работы нет, заработков нет. Половина людей ездят работать охранниками в Москву (сутки работаешь, трое суток отдыхаешь).

Поэтому это путешествие из столицы нашей Родины в народ, в Россию. Мало того, люди там совершенно другие...

– Они лучше? Хуже? Или разные?

– Они разные, но большинство лучше. Чем меньше благ вокруг и возможности заработать денег, тем народ добрее. Во-первых, люди ближе к природе. Во-вторых, они не избалованы тем, чем избалованы мы: ни освещенными улицами, ни дворниками, ни киосками, ни красивыми девушками. Что меня печалит? Что нормальный человек в Большой театр попасть не может ни по времени, ни по цене билетов. Это сделано, может быть, для интуристов или для олигархов, которые в театр не ходят.

– Тем не менее Большой театр всегда полон. Билеты достать очень сложно.

– Думаю, это массовка. К сожалению, артисты не знают контингента публики.

– Она разная.

– Дважды в моей жизни билеты на оперу «Иван Сусанин» были проданы Патриархии. Хлопали они сдержанно, но слушали предельно внимательно, как натянутая струна. И в конце оперы, когда колокольня начинает звонить во все колокола (когда Сусанина убили), – это было что-то шедевральное, такого приема я даже не помню...

– Вы сказали, что ваш фонд – благотворительный. Простите за нескромный вопрос: на что Вы собираете деньги? Вы рассказывали, что собранные деньги идут на восстановление местных храмов...

– В основном – да... Огромная гордость – наши концерты в Новодевичьем монастыре, где и храм намоленный, и акустика хорошая. Единственная проблема всегда была – где найти деньги, чтобы оплатить хор. Я пел с ярославским хором, в сопровождении хоровой капеллы под руководством Геннадия Дмитряка. Последние годы митрополит Ювеналий создал хор священников Московской епархии (это огромный костяк студентов Коломенской семинарии и служащие священники). Огромный плюс в том, что Новодевичий монастырь – намоленное святое место, но священник не может уйти на целый день, мы репетируем с 16 до 19 часов... Но такого успеха у меня не было давно. Во-первых, слушают и молятся. Во-вторых, само место: открываешь ворота, входишь – и уже другое состояние. В храм входишь – еще другое состояние.

– Вы пели еще в Давидовой пустыни. Я была на этом концерте.

– Да. Еще потрясающая акустика в Донском монастыре. Там публики немного, человек пятьдесят, но зато голос уходит как бы в небо и уже сверху всем возвещает. Потрясающий эффект!..

Вот такая у меня радость и боль души: без хора петь нельзя, а с хором петь – начинается головная боль, как их покормить, как довезти до места и так далее.

– Владимир Анатольевич, Вы скромничаете, но Вашими усилиями возрождался «Зарайский кремль». Вы очень много усилий приложили, чтобы восстановить эту сокровищницу. Там потрясающие храмы, старейшая икона Николы Зарайского. Вообще это Ваше любимое место. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Я почетный гражданин города Зарайска. Звание есть, значок дали... Потрясающий кремль, маленький (всего триста метров на пятьсот). Удивительно, что его не разобрали местные жители на кирпичи. Там два храма, один из них (Иоанно-Предтеченский) восстановили. Когда я бываю там, все время стараюсь что-нибудь спеть...

– Вы там пели?

– Я там пел много раз. Пел там даже тогда, когда не было ничего, кроме фанерной стеночки, на которой висели картинки из «Огонька». Странные вещи происходят в этом мире. Денег не собрали, но сейчас нашлись богатые люди, помогают. Есть какие-то неуправляемые процессы...

– Сейчас главный храм восстановлен. Я недавно была в Зарайске. Самое главное, что туда вернули икону Николы Зарайского. Если верить преданию, эта икона едва ли не XIII века. Не знаю, насколько это соответствует действительности.

– В прошлом году я пошел приложиться к иконе, и слезы душат. Радостно, что икону вернули. Ее брали на реставрацию и забыли вернуть. На самом деле Зарайск – удивительный город. У меня была выставка в музее имени Бахрушина, и один из жителей города сделал макеты храмов Зарайска. Такая красота!.. Это раньше была Рязанская земля, потом подвинули немножко границы. И даже была железная дорога, которая сейчас не работает.

– Когда Зарайск был в составе Рязани, он назывался Красный. Когда произошла трагическая история с Евпраксией (она сбросилась с крыши вместе со своим годовалым сыном, младенцем Иоанном, и разбилась насмерть), город назвали Зарайск. Кто не был в Зарайске, приглашаю посетить этот город, там сохранилась могилка князя Федора, жены его Евпраксии, младенца Иоанна, постника. Три великолепных креста стоят на могилке. Эти святые входят в число Рязанских святых. Удивительная история...

Владимир Анатольевич, Вы образовывали фонд при поддержке отца Владимира Волгина. Об этом и о тех концертах, которые Вы даете при храме Софии Премудрости Божией, мы поговорим в следующей программе. Сейчас я Вас прошу рассказать о Ваших ближайших концертах. Где Вас можно увидеть и услышать?

– 13 мая в мою честь будет спектакль «Борис Годунов» в Большом театре. 16 мая в Международном доме музыки будет большой концерт. Уже который год мы проводим Бахрушинский фестиваль, куда приглашаем молодежь и ветеранов. Это такой свежий глоток России: детишки, которых не видно из-под баяна, играют; ветераны пляшут, хороводы водят, что-то поют. Поэтому приглашаю всех в Москву. 3 мая в Торгово-промышленной палате будет просмотр фильма, сделанного в мою честь. Дальше концерты 11 июня – в Ярославской епархии, 12 июня – в Санкт-Петербурге, в Государственной академической капелле имени М. И. Глинки. Пока вот такие планы...

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 15 июня: 03:00
  • Суббота, 15 июня: 13:00
  • Среда, 19 июня: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать