– Хотелось бы начать с чего-то хорошего, радостного, но ситуация сейчас такова, что приходится начинать с грустного. Я специально выбрала очень серьезные вопросы. Потом я хотела поделиться своими впечатлениями от поездки на Байкал, где была совсем недавно, и попросить Вас ответить на мои недоумения.
Итак, первый вопрос: «Можно ли носить красную нить (каббала) из Израиля? Не противоречит ли это православной вере?»
– Зачем нам что-то носить, кроме креста? Вот Вы, Любовь Сергеевна, носите часы, какой-то браслетик. Это является украшением. Красной нити приписывают какие-то свойства; понятно, что в эти свойства никто не верит (потому что, как говорит апостол, идол в мире ничто), но человек надевает ее с надеждой, что она в чем-то поможет. Это уже какой-то оберег. Христианство и обереги – вещи несовместимые. Ты или в Бога веришь, или в оберег. Не знаю, кто раскрутил красную нить и для чего ее раскрутили, но в конце концов за всем стоит бизнес. Нам, простым христианам, это, конечно, никак не идет. На что ты надеешься: на Бога, на крест свой или на какую-то нитку, к чему-то приложенную?
Не надо носить никаких красных нитей, это просто искушение. И это не наш путь. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1, 8). Господь сказал: «Я вам открыл все, что сказал Мне Отец Мой Небесный». Нам достаточно Евангелия и нашего нательного креста. Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота Церкви, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест – ангелов слава и демонов язва.
– Можно ли носить образки святых и ангелов вместе с крестиком? Они же продаются в церковных лавках.
– Достаточно одного креста. Если вдруг у человека возникло непреодолимое желание носить медальон с образом святого, это допустимо. Но 95% православных христиан носят только нательный крест.
– Следующий вопрос: «Батюшка, подскажите, можно ли водить детей на занятия спортом к тренеру, который увлекается нумерологией и эзотерикой?»
Я недавно по телевидению посмотрела программу с участием известных людей эстрады, которые, оказывается, живут по нумерологии, у них есть специальные астрологи, которые им всё высчитывают.
– Недавно я посетил близких людей, они квартиру купили. Представляете, у них в доме нет 13-го этажа; 12-й и сразу 14-й. Я такого нигде и никогда не встречал. Просто бред какой-то. Вот до чего доводит нумерология.
Что касается вопроса, если мама знает, что тренер – эзотерик, значит, он это транслирует. Обычно ребенок ходит на бокс, гимнастику, шахматы, и нам неизвестно, чем живет тренер, что у него внутри. А здесь мама знает, значит, тренер это популяризирует, объясняет, с кем-то беседует. Если для ребенка эта группа важна, надо для начала с тренером поговорить. Если он убежден в этом направлении и всем это транслирует, тогда душа дороже.
– Сейчас много спортивных секций, можно найти другую.
– Конечно. Было замечено, что у детей не столько родители в авторитете, сколько тренер, учитель, педагог. Юное поколение тянется за старшими. Это правильно и верно, потому что кто сам себе советчик, тот сам себе враг. Ребенок волей-неволей будет тянуться за тренером и воспринимать все за чистую монету. Поэтому надо думать о маленькой душе.
– Почему я попросила Вас ответить на эти вопросы? Дело в том, что я была в поездке по Байкалу, семь дней плавала на небольшом теплоходе по островам, мысам. «Славное море – священный Байкал»: все знают эту песню. Но, знаете, я вернулась оттуда абсолютно разбитой, и не только физически. Это было достаточно тяжело, потому что это был не круиз, а экспедиция: лазание по горам, тропы, тяжелые подъемы, жара. Конечно, надо прикладывать серьезные физические усилия. И, признаться, я ожидала большего от Байкала. Но дело не в этом, а в том, что все эти семь дней был сплошной шаманизм и буддизм.
Не успели мы войти на теплоход, наш гид, который с нами был все семь дней, сказал, что начнем мы с того, что побурханим. Всем разносят вино, надо три пальца опустить, плюнуть, дунуть, повернуться. Я, естественно, этого делать не стала: во-первых, я непьющая; во-вторых, конечно, опускать пальцы я не собиралась. Небольшой теплоходик, переделанный из буксира, 47 человек на борту, из них не бурханили только я и еще один человек.
На следующий день мы пристали к одному совершенно безлюдному острову, на нем нет растительности, никто не живет. Надо было подняться на достаточно высокую и очень каменистую гору. Мы туда взошли, и я спросила, зачем нас туда привели. На что гид ответила: «Мы вас ведем к ступе просветления». Ступа просветления – это буддизм. На этом необитаемом острове явно для туристов построили ступу просветления. Вокруг нее надо было обойти три раза с хорошими мыслями, воздеть руки. И что Вы думаете? Всего два человека не ходили вокруг этой ступы просветления. Остальные ходили.
Остров Ольхон – наверное, самый разрекламированный из островов. Мы туда приехали, но я тоже не поняла зачем: жуткий поселок, грязный, необустроенный, ничего нет. Оказалось, там шаман живет. Была встреча с шаманом. Рядом стояли палки – это их родовые деревья, и надо было подойти их задобрить: положить к каждой палке рис. И только два человека не клали этот рис и не пошли к шаману. Мы пошли гулять, есть мороженое. Что происходит?
– Печально.
– Я не выдержала, сказала: «Товарищи дорогие, зачем вам это надо?» Мне ответили: мол, зачем все так серьезно воспринимать, это же шутка... Дескать, это же так интересно: подойти к дереву, прикоснуться к нему, потом тебе скажут, что за дерево ты себе выбрал – любви, добра, богатства или славы. Я спросила, что им рассказал шаман, что им запомнилось. Что шаманов среди женщин больше, чем среди мужчин. Так это можно и в литературе прочитать.
Батюшка, что с людьми происходит? И вообще насколько дозволительно православному человеку даже в шутку (понятно, что для них это не было серьезным ритуалом) заниматься такими вещами? Лично я очень расстроилась.
– Тут никакой шутки не может быть, это просто какое-то идолопоклонство. Апостол говорит, что идол в мире ничто (см. 1 Кор. 8, 4), и далее говорит: если брат соблазняется, не буду этого делать (см. 1 Кор. 8, 13). Вы правильно делали, что отказывались от всего этого. Показывайте тропы, красивые места, где можно сделать красивую фотографию. А это бизнес с окраской духовности.
– Но это безобидно – ходить вокруг ступы?
– Я думаю, что все это было без какого-то религиозного поклонения.
– Безусловно. Но это было.
– Делать этого не надо. У апостола Павла есть такие слова: мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать (Рим. 15, 1). Апостол Петр говорит, что мы должны заграждать уста невежественных людей (см. 1 Петр. 2, 15). Поэтому надо было гида поправить.
– Я поправила, меня назвали агрессивно настроенным человеком по отношению к шаманизму. Хотя я никакой агрессии не проявляла.
– Это честь – постоять и пострадать за святое православие.
– Высказать свою точку зрения я же могу и должна.
– Вот если бы все делали так, как Вы, тогда групп таких было бы все меньше и меньше; и поняли бы, что это не востребовано. Помню, была какая-то передача полгода назад, где приводились цифры, что люди тратят на гадателей суммы, соответствующие сумме на лекарства.
– Так много?
– Просто какой-то невероятный бизнес. И люди готовы дуриться. Казалось бы, материалисты. Христа, Евангелие, христианство не принимают, зато готовы дуплу поклоняться. Примитивизм.
Интересно, если бы им православный экскурсовод сказал: мол, вот перед вами икона святителя Николая, давайте прочитаем молитву и приложимся к иконе... Уверяю, два человека приложились бы, а остальным сорока пяти лукавый бы не дал.
Я был на Валааме. Завели группу православных, экскурсовод все рассказал об иконе, все приложились к иконе. Другая группа зашла, то же самое экскурсовод рассказал – реакции нет. На какую-то чушь и бесовщину люди откликаются, а к иконе приложиться бес не пускает. Какой-то парадокс.
– Еще любопытство, мне кажется, в какой-то степени играет роль.
– И стадность.
– Собственно, Вы правы: на многих островах или мысах рассказывать не о чем, поэтому что-то надо выдумывать, развлекать туристов. Я думаю, нам надо быть осмотрительнее, осторожнее и не бежать вешать ленточки, если все побежали. Причем экскурсовод говорила, что лучше ленточки не вешать, потому что это вредит природе.
– В общем, кто поедет на Байкал, заранее узнавайте об экскурсии...
– Следующий вопрос: «Грех ли иногда участвовать в лотерее типа ˮРусское лотоˮ? И можно ли просить у Бога и святых помочь выиграть?»
– У святых отцов нет по этому поводу суждений. Это все как азартная игра. Если что-то удалось выиграть, значит, потом человек сотню билетов купит. Все, что даром приходит, улетает непонятно как.
– Где-то я прочитала интересное наблюдение. В благополучной Швейцарии провели опрос среди населения, согласны ли они не работать, а просто получать пособие около двух тысяч евро. И, по-моему, около семидесяти процентов людей ответили, что не хотят. Все-таки человек хочет ощущать себя созидателем.
– Достоевский говорил: счастье не в том, чтобы иметь социальную возможность сидеть сложа руки и иногда для разнообразия побогатырствовать, а в постоянной деятельности и развитии своих добрых, светлых способностей... Так и здесь: людям предложили сидеть сложа руки и ничего не делать, но они не согласились...
– Долго думала, задавать следующий вопрос или нет, тем не менее задам. «В свободное время люблю слушать ваши беседы. Из-за этого почти не остается времени читать Священное Писание и другую серьезную литературу. Что делать?»
– У меня есть книги, и прихожанки меня благодарят, говорят: «Батюшка, книги начали читать и экономим на снотворных. Читаем книги – и через 15 минут засыпаем». Я говорю: слава Богу, хоть чем-то пригодились книги. Так и наши передачи: пусть на ночь смотрят и под них засыпают. Конечно, Священное Писание должно быть на первом месте.
– Следующий вопрос: «Является ли грехом работа в праздники?»
– Надо тут дифференцировать. Если это круглосуточное дежурство на скорой помощи, у мартеновской печи, в полиции, аэропорту и так далее, то это работа. Когда есть два выходных дня – суббота и воскресенье, но начинаешь в воскресенье что-то делать для себя, тогда это совсем другое.
– Свечницы же работают в воскресенье в храме.
– Они помогают обеспечивать работу храма. Это разные вещи. Одно дело – обеспечение того или иного процесса, другое дело – обеспечение самого себя, собственных интересов. В народе ходила такая поговорка: что делается на праздники, то на буднях два раза переделывается.
Лет тридцать назад, в 1989 году, была такая ситуация. Родную сестру своей бабушки я пригласил в поездку в Дивеево дней на десять. Был конец мая. Кстати, мы потом в Печоры заехали, отца Иоанна (Крестьянкина) застали, она живым его видела. Но сначала она мне сказала: «Как же поехать-то? Я же еще картошку не посадила. Что соседи скажут?..» Но решила поехать, потом картошку посадить. В конце сентября она мне прислала письмо (тогда сотовых телефонов не было): мол, я приехала и только в начале июля картошку посадила, но она уродилась такой, как никогда: больше, чем у соседей. Она понимала, что это милость Божия.
Это пример: ради Бога человек поступился чем-то, от чего-то отказался – и все вернулось сторицей. Есть мудрые, хорошие слова: лучше что-то потерять ради Бога, чем потерять Бога из-за чего-то. Вот она отложила картошку, хотя для людей это основной продукт питания, все-таки деревня. Но Господь не посрамляет. Оптинские старцы говорили: кто на Бога уповает, тому Бог во всем помогает.
– Следующий вопрос актуальный для современного времени: «Как Церковь смотрит на браки с большой разницей в возрасте между супругами?»
– Мы знаем эти истории, когда мужчины ищут молоденьких. Есть поговорка: седина в бороду, бес в ребро. Дескать, подруга жизни вдруг располнела, поседела и так далее. Во все времена была верность на всю жизнь. Спрашивается: если тебя парализует (или под машину попадешь, инфаркт, инсульт), эта молодая с тобой сидеть будет?.. Нет ничего дороже первой супруги. В основном, конечно, мужчины уходят из семьи.
Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что допустимая разница – 5 лет. Все, что сверх этого, – через духовника. Но сейчас, конечно, такие разлеты: и у старых женщин молодые ребята, и у молодых ребят старухи. Все смешалось. Есть традиция: мужчина должен быть старше женщины...
– Но тоже должен быть какой-то предел.
– Ну конечно…
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
У книжной полки. Герои смутного времени. Святитель Феодорит Рязанский
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. Ловцы душ
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!