Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

27 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы.

Телезритель спрашивает: «Нужно ли подробно останавливаться на своих грехах на исповеди, подробно их излагать?»

– Исповедь исповеди рознь. Если это фрагменты генеральной исповеди, которая может делиться на несколько частей, когда человек впервые приходит в церковь и решает открыть свою душу духовнику (священнику), с которым будет связана его дальнейшая христианская жизнь, то точно стоит это делать.

Большая разница, согрешил человек блудом или воровством. Одно дело, когда человек украл в магазине кроссовки, другое дело – миллион и более рублей из бюджета. Когда согрешил блудом, тоже есть разные варианты: один раз изменил жене или имеет трех любовниц. Когда человек называет это просто одним словом, тогда непонятно. Поэтому комментарии могут и должны быть, если это касается серьезных грехов.

В основном подробности нужны на первой генеральной исповеди, если священник сам задаст вопросы. А так мы не можем до бесконечности копаться в прошлой жизни; грехи надо забывать. Тем более не стоит возвращаться к ранее исповеданным грехам, потому что это уже дьявольские ухищрения: дьявол хочет ввести человека в уныние, что Бог неумолим и нет прощения. Мы знаем, что Господь пришел призвать не праведных, но грешников к покаянию. И еще: на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

– Следующий вопрос: «Грешно ли перебегать дорогу на красный свет, если тороплюсь в храм?» Я лично для себя решила, что грешно.

– Мне кажется, это абсолютно недопустимо. И храм здесь ни при чем. Как будто храм – это оправдание.

– Часто вижу, идя в храм, как на красный свет бегут, причем пожилые женщины, с детьми. Несколько лет назад была трагедия из-за этого перед храмом, тоже человек бежал... Если мы опаздываем в храм, сами виноваты...

– Кстати по поводу опозданий. Я часто слышу среди своих сотрудников такое оправдание: мы опоздали, потому что пробки. Я всегда говорю, что пробка начинается с головы, ее оттуда надо выбить. Почему на самолет никто не опаздывает? Потому, что денежки заплатили. А в храм можно опаздывать. А почему ты не заложил час времени на пробки? Можно же приехать на двадцать минут раньше. Нет, будут приезжать на двадцать минут позже и винить во всем пробки. Если бы ты захотел приехать раньше, приехал бы. Протопресвитер Владимир Диваков на патриаршую службу приезжает за час-полтора до начала, читает правило, смотрит, все ли в порядке. Вот это школа!

– Сваливать на пробки – это наша безответственность. Нам лень встать пораньше, хочется полежать...

Следующий вопрос: «Может ли спастись человек, который сменил пол? Прошел гормональную терапию, соответствующую операцию и смену документов».

– Вообще тема ужасная. На Западе этого все больше и больше, это уже перекочевывает и в Россию. Но если человек пишет об этом , значит, он задумался о спасении. Бог пришел не праведников призвать к покаянию, но грешников. Конечно, обратно уже ничего не вернешь. А вообще это бунт против Бога. Мальчик стал девочкой, девочка стала мальчиком. Бред, сатанизм и сумасшествие. Получается: я не хочу быть тем, кем меня создал Господь. По-моему, в Библии об этом даже упоминания нет. До чего грешники додумались!..

Вспоминаю нашего отца-наместника Венедикта (Царство ему Небесное). Он говорил, что покаяние должно быть деятельным. Про аборты он говорил так. Например, приходила бабушка, каялась, он ей говорил: ты должна еще родить. Она говорит: «Как я рожу, батюшка? Мне уже лет-то сколько!» Он отвечал: «В вере должна родить. Если было у тебя три аборта, например, – приведи к вере трех человек; роди для Бога». И эти женщины уходили радостные, вдохновленные, просветленные, что шанс есть. Физически человек уже не может ничего поправить, но может восполнить это по-другому.

Так и здесь. Если ты в теме, расскажи другим, которые задумываются об этом, что нельзя этого делать. Тебя послушают, как знающего человека...

– И поверят.

– Покайтесь и сотворите достойные плоды покаяния. Расскажи, чтобы люди не пошли твоим путем. Так тоже можно. Слава Богу, что это довольно редко происходит.

– Следующий вопрос серьезный: «Я верую в Бога, люблю Его, но ругаюсь нецензурными словами. Знаю, что это грех, борюсь. Но вся моя родня разговаривает на этом языке, и я вновь срываюсь. Как от этого избавиться? Какие молитвы можно читать?»

– Я для себя этот вопрос решил в один день. Я пришел к вере в 17 лет, прочитав Евангелие, которое перевернуло всю мою жизнь. Надев крестик и прочитав Евангелие, я сказал себе: «Бранные слова – мерзость пред Богом. Это предательство моего Господа». Если уж я хочу начать новую жизнь, то с этой минуты. И не надо говорить про аффект, про родственников.

Даже в армии, находясь в постоянном состоянии стресса, когда дело доходило до разных потасовок, я себе такого не позволял. Были слова-заменители. Люди ссылаются на то, что слышат это в школе, на работе, среди своих родных и близких. Когда в армии я такое слышал, подходил сзади, дергал за гимнастерку и спрашивал: «Ты хотел бы, чтобы твоя мама слышала, что ты сейчас сказал?» Тот отвечал: «Нет». Надо оставаться человеком в любой ситуации. Вот так потихонечку я близких людей от этого отучил, насколько это было возможно.

Родным и близким надо категорически сказать: «При мне больше этого не произносить. Я этого слышать не хочу». Святитель Феофан говорит: носите булавку и при каждом осудительном и бранном слове колите себе язык. Другой старец говорит: ругнулся матом – сто поклонов. Раз положишь поклоны, второй, потом больше не захочешь. Но мне лично не были нужны ни сто поклонов, ни булавка. Надо просто понять, что это такое, и решить этот вопрос сразу. Я считаю, что это элементарная распущенность. Иной раз говорят: «Ой, выскочило». Врете. Не без ума человек это говорит, он может это проконтролировать. Как говорил Достоевский, ты себе позволил это. А если бы не позволил, этого и не было бы.

Поэтому с этим грехом надо бороться категорически и в одночасье, и не надо никакой постепенности, как с сигаретами: сначала пачка, потом пятнадцать сигарет, потом десять, потихонечку человек доходит до одной сигареты и останавливается. Здесь надо останавливаться мгновенно, потому что это мерзость перед Богом. И окружающих от этого греха освободить, потому что мы все друг за друга в ответе.

Кстати, в этом году будем праздновать 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского.

– Недавно вышел фильм о Дмитрии Донском, его показывали по каналу «Спас». Вы принимали в нем участие, за что я Вам очень благодарна. Куликовская битва: там разве легко было? А воины разве матерились? Сложно себе это представить. Они шли умирать за Родину. Какое было напряжение! Все знали, что погибнут. Они молились перед боем. Дмитрий Донской был серьезный молитвенник. Там разве аффекта было меньше? Люди не позволяли себе этого.

Следующий вопрос: «Стоит ли на исповеди говорить о помыслах?..» В последнее время часто говорят о помыслах, и я задумалась, есть ли у меня неправедные, нехорошие мысли. И поняла, что все-таки бывают. Как-то пошла на исповедь и говорю священнику: «Батюшка, а что с помыслами-то делать?» Он говорит: «С помыслами идите к отцу Мелхиседеку, к своему духовному другу»...

Человек пишет: «Составляю список своих грехов, совесть мучает. Но ведь многие помыслы я не принял...»

– Ну и молодец. Бывают помыслы, а бывает, как говорят отцы, уже мысленное согласие на грех, тогда это уже не просто помыслы. Мы можем исповедоваться в тех помыслах, с которыми мысленно уже согласились, проявили сочувствие и готовы сделать это, но на этом уровне остановились. Об этом можно поговорить со священником в будние дни, когда в храме 2–3 человека. Если мы уже согласились с помыслом, но нас удерживают только обстоятельства, о таких помыслах надо говорить.

– Следующий вопрос: «Как правильно в экстренных случаях крестить человека? В разных источниках по-разному пишут последовательность действий».

– Вообще сложно себе представить такую экстраординарную ситуацию. Если только медсестра в больнице, когда ребенок умирает, например. Мы же не во время боевых действий в Сирии или других горячих точках, когда вдруг какой-то некрещеный друг, смертельное ранение...

Есть возможность у православного христианина в экстраординарных ситуациях совершить таинство Крещения. Например, если умирает младенец. Православные христианки должны об этом знать. Для этого нужна вода. Помазываем водой в виде креста на лбу и говорим: «Крещается раб Божий (называем имя) во имя Отца. Аминь (осеняем крестным знамением, окропляем или погружаем в воду). И Сына. Аминь (второй раз осеняем крестным знамением, окропляем или погружаем в воду). И Святаго Духа. Аминь (третий раз осеняем крестным знамением, окропляем или погружаем в воду)». И человек крещен. Если выживет – в храме будет совершено таинство Миропомазания и воцерковление.

– Вопрос: «Хочу причаститься, но услышал: пока не смогу простить человека,  не то что причащаться нельзя, но даже читать молитву ˮОтче нашˮ».

– Серьезный и правильный подход. В молитве «Отче наш» такие слова: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Чего тогда читать эту молитву, если ты сам долгов не оставляешь? В одном из патериков говорится об этом. Некий старец знал, что между двумя людьми была вражда, и сказал одному: «Зачем же ты врешь? Читаешь молитву, произносишь слова и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, но сам долги не оставляешь...»

– Но это же основная наша молитва. Как ее не читать?

– Вот так. Иди и помирись сначала. Апостол Павел говорит: если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Бывает так, что ты готов мириться, а другая сторона не хочет. Поэтому и говорится: если возможно с вашей стороны. А вот если ты не хочешь помириться, не можешь переступить через свою гордыню, тогда, читая молитву «Отче наш», будешь врать. А врать нехорошо.

– То есть нам надо примириться с человеком.

– Даже если ты еще не помирился, но у тебя есть решимость примириться с человеком сразу, как увидишь его, – это уже шаг, уже поступок. К миру призывает нас апостол Павел.

– Вопрос: «Можно ли носить на одной цепочке крестик и кулон ангела-хранителя?»

– В общем-то, можно. Но чаще всего носят только крест. Если есть особое желание, кто-то носит изображение своего небесного покровителя. Греха в этом нет.

– Женщины очень любят маленькие иконки с изображением святых, освящают их на мощах и надевают, надевают...

– Мне кажется, надо надевать на себя добродетели: одну, другую, третью.

– Вопрос: «Когда мы видим дурно пахнущего бездомного на улице, часто проходим мимо. Как давать ему деньги, если он потратит их на алкоголь или, может быть, отнесет «главному шефу», который их собирает? Нет ли здесь того, что, пройдя мимо такого человека, мы не помогли в этот момент Христу?»

– Всегда можно отдать мелочь – от тебя не убудет. Если можешь дать 50 рублей – дай. Если можешь 10 рублей – дай.

– А если он собирает на выпивку?

– Мы не знаем этого. Так о каждом думать нельзя. Тебе 10 рублей не жалко? Отдай 10 рублей. Или пятьдесят, сто.

– Меня тоже всегда мучит этот вопрос. Я просто видела, как эти люди, которые собирали мелочь, потом оказывались пьяными возле магазина.

– Надо включить добрый помысел, что эти 50 рублей пойдут на пакет молока.

– Я всегда предупреждаю, что даю на хлеб, когда подаю. Не хочу на водку давать.

– Ну, говорите так.

– Я часто вижу, как идет игумен и всем подает. Его этот вопрос не мучает в отличие от нас. Это мы такие.

– Надо иметь мелкие деньги, чтобы не жалко было отдать и потом не мучиться вопросом, куда человек их потратит. Надо всегда думать о том, что именно эти деньги пойдут на молоко. Давать надо во всех случаях, когда есть возможность.

– Вопрос: «Каждый день на работе чувствую раздражение. Постоянно задаюсь вопросом, почему вокруг меня так много тупых людей. Как мне с этим бороться? Это гордыня?»

– А ты сам острый? Острые карандаши чаще всего ломаются. Сегодня у тебя сообразительность есть, а завтра что-то произошло – и сам таким будешь. Зато они, может быть, хорошие исполнители. Так людей называть – это, конечно, от гордыни. Скромнее надо быть и знать, что твоя сообразительность – от Бога. Не надо так думать ни о ком.

– Вопрос, который мне понравился: «Отец Мелхиседек, как Вы стали таким мудрым?»

– Я смеюсь. Очень просто: кирпич на голову упал – и что-то переклинило. А кирпич назывался Евангелие. Всем желаю, чтобы такой кирпич упал когда-нибудь на душу, на сердце, и что-то греховное прихлопнулось, а что-то доброе открылось, повернув все в лучшую сторону.

В заключение хочу пожелать: живем с миром, с милосердием, всем подаем, всех прощаем. Внимание обращаем на самих себя. Особо умным себя считать не надо, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Кто на Господа уповает, тому Он во всем помогает. И мат – не наш формат.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 сентября: 03:00
  • Суббота, 25 сентября: 13:00
  • Суббота, 02 октября: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​