Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

27 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня мы продолжаем беседы с протоиереем Владимиром Волгиным.

– Я вижу большую толстую книгу протоиерея Павла Матвеевского, к которой Вы уже не один раз обращались, и понимаю, что Вы продолжите разговор о творениях святых отцов.

– Да. Но прежде всего я хотел бы поздравить наших дорогих зрителей с наступающим Рождественским постом.

– Спасибо, батюшка.

– Это важный для нас пост перед Рождеством Христовым. Он считается рыбным постом, хотя рыбу можно вкушать не всегда, а в определенные дни. Однако сейчас это не так важно, и все наверняка знают, как поститься.

Но, может быть, чаще всего мы проходим мимо темы, тоже связанной с постом (а лучше сказать, с христианской жизнью), – это тема любви, когда мы должны внимательно смотреть внутрь своей души и исторгать все страсти, препятствующие нашим отношениям любви, которую принес в этот мир Христос. Христос говорит в Евангелии: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.К сожалению, многие христиане не понимают того, что над этим свойством, над этим качеством любви нужно нам трудиться и работать.

В основном, конечно, время поста всегда является благоприятным для нас. Поэтому прежде всего я пожелаю себе и всем вам, дорогие наши собеседники и участники, умножить любовь этим постом, чтобы мы с чувством духовной уверенности, с чувством некого просветления встретили праздник Рождества Христова.

Этот праздник  всемирный, потому что Бог в этот день вочеловечился, чтобы спасти человека, чтобы снова возвести его в достоинство Адама и Евы в раю, а может быть, в еще большее и высшее достоинство, то есть из рабского состояния снова возвести человека в достоинство царское. С одной стороны, Господь для этого совершил подвиг земной жизни, с другой стороны, увенчивая Свой подвиг, ради чего Он и стал Человеком, Господь открыл врата в Царство Божие.

Все это мы с вами должны знать, понимать и стремиться к тому, чтобы стать истинными чадами Божиими. Это преамбула нашей темы, к которой мы переходим. Вы обратили внимание на этот тяжелый том, который трудно открывается. То ли переплет у него такой…

– Да, переплет очень твердый.

– Да. Но это очень нужный том, который открывает глаза нам, христианам, на некоторые вещи, на Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Готовясь к сегодняшнему дню, к нашей встрече, я читал эту книгу, но боюсь воспроизводить очень тонкие мысли, сказанные в ней по теме, потому не буду излагать их своими словами. Я снова буду цитировать из нее то, о чем бы мне хотелось сказать.

Мы с вами беседовали и о пророчествах об Иисусе Христе, и Его миссии, и о святых отцах, которые очень тонко и глубоко говорили об этой миссии. А сейчас, думая перейти уже непосредственно к Евангелию (но не сразу, не сегодня и не завтра), я понял, что нужно раскрыть еще некоторые страницы. Эти страницы не то чтобы из жизни Иисуса Христа, они о тех прообразовательных моментах, о которых сказано в Священном Писании Ветхого Завета, – о будущих событиях, связанных с воплощением Сына Божьего на этой земле, о прообразах. Это очень интересно.

Смотрите, допустим, пока еще не углубляясь, как бы пунктирно: Моисей выводит народ из земли Египетской в землю обетованную. Так Господь вывел нас из тьмы греха тоже в землю, только в землю другую – в Царство Небесное, где человек вместе с покоем обретает особую благодать Божию, о которой можно сказать: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Погибает ветхое человечество, впавшее в большие грехи, из-за которых Господь попустил Всемирный потоп на землю. Спасся только праведный Ной с членами своей семьи. Это тот ветхий мир, который человек, христианин, покидает, и после этого бурного моря житейской жизни он может оказаться в раю – в месте святости, где нет никакого греха.

Есть много других символов, прообразов, на которые не намекает, но которые утверждает Священное Писание. И это подтверждается – эти прообразы становятся образами, связанными в будущем с воплощением и жизнью Иисуса Христа как Богочеловека здесь, на земле.

Позволю себе опять обратиться к этой замечательной книге и прочитать очень важную формулировку о прообразах, что же такое «прообраз». Несмотря на то, что я уже давным-давно нахожусь в Церкви, я благодарю Бога и Вас за то, что Вы даетемне возможность углубляться в такой важный пласт исследований Священного Писания Нового Завета, а вместе с ним, так или иначе, я прикасаюсь и к Ветхому Завету.

– А телезрители благодарят Вас за Ваши беседы, за то, что Вы уже столько лет, что называется, верой и правдой служите телеканалу «Союз» и вместе с ним всем православным христианам не только Москвы и России, но и зарубежья. Спасибо Вам большое.

– Постараюсь послужить еще несколько десятков лет.

– Мы не возражаем. Мы будем только рады.

– «Прообразование Иисуса Христа в Ветхом Завете» – так называется глава у протоиерея Павла Матвеевского. «Прообразование, по определению святого Василия Великого, есть выражение ожидаемого в уподоблении, которым надзнаменательно предуказуется будущее».

 Замечательно, правда? Прямо святитель Филарет Дроздов, который говорит о Промысле Божием, и вообще Катехизис.

«Так что, как замечает святитель Иоанн Златоуст, есть два вида пророчества: предсказание о будущем или делами, или словами». Мы уже упоминали о пророчестве об Иисусе Христе словами, а о пророчестве делами пока еще нет. «И много можно, – продолжает святитель Иоанн Златоуст, – находить в Ветхом Завете таких прообразов и предсказаний посредством дел. По изволению Божию ветхозаветным чадам были предуказаны предварительные образы и знаки, представлявшие собою события будущие, новозаветные, касающиеся Лица Иисуса Христа».

Прошу еще раз извинения за то, что приходится обращаться к чтению, но пересказать эти тонкие мысли я не в состоянии. Они очень важны для будущего и для сегодняшнего восприятия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, проживавшего тридцать три года земной жизни.

«Сам Иисус Христос и апостолы изъясняют многие места Ветхого Завета в значении прообразовательном и прилагают к событиям новозаветным. Апостол Павел вообще говорит о Ветхом Завете, что он имел сень грядущих благ, а не самый образ вещей. Здесь образ (выражение) заимствован у живописцев, которые, намереваясь представить что-либо на картине, сначала проводят только основные черты задуманного изображения, а потом уже налагают на сии черты различные краски, отчего изображение получает надлежащую ясность и выразительность». Смотрите, как замечательно!

– Какие глубокие слова.

– «Понятие тени, приписываемое Ветхому Завету, означает первое легкое очертание изображаемого предмета. А понятие самого образа, относящееся к будущим благам, означает ясное и полное выражение того, что прежде представлено было только слабыми оттенками. При этом не надобно упускать из виду, что между прообразованием (это очень важная мысль) и прообразуемым не может быть совершенного равенства или сходства во всех частных чертах и отношениях. Прообраз, – говорит святой Иоанн Златоуст, – не должен быть совершенно чуждым истине, иначе он не будет прообразом. Но, с другой стороны, он не должен быть и равным истине –  иначе он будет самою истиною, а должен оставаться в своих пределах, и не иметь всего, и не быть лишенным всего, что имеет истина. Ибо если бы он имел все, то был бы самою истиною, а если лишен всего, то не может быть прообразом; но он должен одно иметь, а другое оставить истине».

Потрясающие слова. Это  нужно еще и еще раз повторять, чтобы ум усвоил эти глубокие истины.

«Прообразованиями Господа Иисуса Христа в Ветхом Завете служили лица (то есть люди), события (исторические), обрядность подзаконной Церкви». Вот совершенно замечательное определение того, о чем мы говорим и будем говорить. Я понимаю, что сегодняшнего нашего времени будет недостаточно для того, чтобы, во-первых, углубиться в эти преобразования, а с другой стороны, перечислить хотя бы несколько из них.

«Святой апостол Павел именует первозданного Адама образом Иисуса Христа. В святом Писании с особенной ясностью раскрываются прообразовательные черты праотца человеческого рода. Адам был первенцем и прародителем нашим, почему и называется первым человеком. Последний Адам, Христос, есть также Первенец благодатного мира. И как от Адама было естественное рождение человечества, так и от Христа – сверхъестественное, благодатное возрождение. Но вместе с тем, по выражению святого Афанасия Александрийского (имеется в виду Афанасий Великий), есть великое различие между Адамом вторым и Адамом первым. Первый – человек от земли, перстный, второй Человек – Господь с небесе. И когда, по создании тела человека, Бог вдунул в лицо его дыхание жизни, то первый человек бысть в душу живу, между тем как последний Адам – Христос – в дух животворящ.

Второго Адама, толкует блаженный Феодорит, апостол назвал не живым, но животворящим духом, потому что всем подает жизнь и жизнь вечную. Первый Адам был сотворен по образу Божию, но второй Адам, Господь Иисус Христос, есть Сам образ Бога невидимого как Единосущный Сын Бога Отца. Впрочем, хотя до падения, при всем несравненном превосходстве первообраза, усматривается сходство Адама с Иисусом Христом; но после грехопадения первый человек утрачивает прямое, прообразовательное значение и делается как бы противоположностью своего первообраза.

Не якоже прегрешение, тако и дар – изъясняет апостол Павел соотношение между Христом и падшим Адамом.  Аще бо прегрешением единаго мнози умроша, множае паче благодать Божия и дар благодатию единаго Человека Иисуса Христа во многих преизлишествова; Аще бо единаго прегрешением смерть царствова единем, множае паче избыток благодати и дар правды приемлюще, в жизни воцарятся единем Иисусом Христом. Темже убо, якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение, такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни. Якоже бо ослушанием единаго человека грешни быша мнози, сице и послушанием единаго праведни будут мнози (Рим. 5, 15, 17–19)».

Итоги будут в следующий раз, потому что мы только-только начали. Я думал, что темы, которую я хотел развернуть, хватит на сегодняшний день, но, как я понимаю, еще не на один день. Потому что это очень важная вещь, которую должен уяснить для себя каждый христианин: пророчества былине только в слове, но и в действии тех ветхозаветных людей,которые провидели явление Иисуса Христа и свидетельствовали разными пророческими знаками, запоминающимися и указанными в Ветхом Завете, которые воплотились и были явлены в жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь.

– Сердечно Вас благодарю, отец Владимир, и хочу напомнить нашим зрителям, что наши программы серьезные и требуют некоего повторения. Это очень глубоко, красиво, художественно, но к этому нужно еще раз вернуться, послушать. Наши зрители могут все это посмотреть в записи на телеканале «Союз» в рубрике «Таинства Церкви».

Ведущая Любовь Акелина

Записали Людмила Белицкая и Софья Горбачева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 29 января: 03:00
  • Суббота, 29 января: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​