Таинства Церкви. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

27 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня, в дни Великого спасительного поста, протоиерей Владимир Волгин продолжает разговор о пророчествах, которые были описаны в Ветхом Завете, о явлении в мир Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

– Мы говорим о Новом Завете, потому что все время говорим о личности Христа, о пророчествах о Христе. Это еще не касается толкований, но мы постепенно подходим к этому. Главное, чтобы люди поняли, что Христос – единственный, о Ком пророчествовали пророки. Еще и еще раз буду повторять, что как бы ни почитали религиозные направления своих пророков (Магомета, Будду, Кришну или других), ни об одном из них никто не свидетельствовал и не пророчествовал в прошлых временах, заблаговременно.

Ведь первые пророчества о Христе появились за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Еще раз напоминаю, что апостолы проповедовали Христа на основе Ветхого Завета; они разбирали все пророчества Ветхого Завета, связанные с явлением Мессии, Христа, в этом мире. Наверное, это является самым убедительнейшим аргументом.

Я часто говорю людям, которые приходят ко мне впервые: представьте, что я неверующий человек. Как бы Вы меня убедили в том, что Христос – действительно Богочеловек, что это не просто личностное восприятие? Хотя, безусловно, личное восприятие много значит. Например, личное восприятие магометанами Магомета, личное восприятие буддистами Будды. Каждые из сторонников тех или иных религиозных направлений могли бы сказать о своем личностном отношении и личностном восприятии пророков. Наверняка рассказали бы о каких-то чудесах, связанных с этими пророками. Так же, как и мы рассказываем о Христе, Его чудесах. Правда, ни Будда, ни Магомет не оставили пророчеств о будущем мира, а Господь Иисус Христос говорил о будущем мира. Апокалипсис был написан Иоанном Богословом по наитию Духа Святого. Все это убедительно свидетельствует о том, что Господь Иисус Христос есть Тот, о Котором пророчествовали пророки Ветхого Завета.

Поэтому не могу сказать, что мы топчемся на месте, наоборот: эти пророчества, которые мы зачитываем, разбираем, думаю, убедят не только тех, кто уже верует во Христа, но, может быть, и тех, кто сомневается в том, что Христос есть Спаситель мира, посланный нам от Бога Богочеловек. Не надо забывать, что в двух естествах (неслиянно, нераздельно) пришел Господь Иисус Христос: по духу Он был Богом, по человечеству – Человеком.

Прежде чем перейти к нашей теме, я хотел бы поздравить всех, кто нас смотрит, со следующей неделей Великого поста, которая названа Неделей святителя Григория Паламы. Это совершенно удивительный святой, живший три столетия спустя после великого и трагического раскола Церкви на Западную и Восточную, совершившегося в 1054 году. Григорий Палама был основателем догмата о нетварном Фаворском свете, утвержденного впоследствии Церковью (это произошло при жизни святителя).

Множество споров происходило и на уровне императорской власти, которая иногда поддерживала святителя Григория Паламу, иногда поддерживала Варлаама, еретика, жившего сначала на Афоне и пришедшего к выводу, что там живут безграмотные монахи – как они могут размышлять о Фаворском свете?

Благо святитель Григорий Палама был человеком глубоко образованным и тонко исследовавшим вопрос, став автором догмата о Фаворском свете. Некоторые (в том числе Варлаам) говорили, что это вещественный свет, а святитель Григорий, основываясь на молитвенном глубинном опыте и видении Фаворского света, утверждал, что это Божественный нетварный, нематериальный свет.

Кстати говоря, даже такие люди, которые, может быть, не были вросшими в Православную Церковь, но озаренные художественным талантом поэта, по вдохновению говорили удивительные на уровне прозрения слова. У Бориса Пастернака (чисто христианским поэтом его невозможно назвать) есть стихотворение «Август»; не буду его зачитывать целиком, но там есть слова о Фаворском свете:

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора…

Видите, как удивительно емко, тонко и глубоко Пастернак прочувствовал, что это нетварный свет. Потрясающие слова, до которых, может быть, не додумываются люди, размышляющие о Фаворском свете.

Как бы то ни было, богословие святителя Григория Паламы одержало верх, и был утвержден догмат о нетварности Фаворского света. Святые и некоторые другие люди, близкие к ним, видели сияние нетварного света. Допустим, Мотовилов – в Серафиме Саровском (он говорил, что преподобный Серафим вдруг воссиял паче солнца, из него стал исходить свет). Старец Зосима видел Марию Египетскую, стоящую в огненном столпе на каком-то расстоянии от земли. И так далее. Можно привести множество примеров, касающихся нетварного света, который проповедовал святитель Григорий Палама.

Хочу поздравить всех с этим замечательным праздником. Память святителя Григория Паламы празднуется дважды в году: в ноябре и в начале третьей недели Великого поста. Святитель жил за сто лет до падения, крушения Византии. Удивительные святые были! Конечно, одним этим именем не ограничивается святость Византии. Но Византия рухнула в 1453 году. Крушение Византии было связано с внутренним отступлением от веры народа, населяющего эту великую империю, названную Византийской.

И, конечно, поздравляю с наступающей третьей неделей Великого поста. Удивительно, как быстро пролетает время! Я просыпаюсь утром: понедельник. Засыпаю вечером, просыпаюсь – опять понедельник, но уже другой недели. Диапазона не замечаешь: так быстро, молниеносно пролетает время.

Теперь снова приступим к пророчествам о Господе Иисусе Христе, которые содержатся в книгах Ветхого Завета у пророков. Невозможно обойтись без шпаргалки. Конечно, я  помню, но трудно воспроизвести все тексты по памяти...

Итак, мы остановились на пророчествах о распятии Господа Иисуса Христа. Даже если что-то и повторим, то, как говорится, повторенье – мать ученья.

– Как говорил наш профессор философии в университете, хорошее блюдо можно повторить дважды.

– Итак, Христа распяли. Христос на кресте. По левую и правую стороны – разбойники. Народ вокруг Него, первосвященники, которые вместе с народом кричали: «Сойди с креста, тогда мы уверуем, что Ты – Тот Посланник, о Котором говорится в Ветхом Завете». А Христос в это время испытывал мучения тела, мучился как Человек.

Исследователи распятия человека на кресте свидетельствуют о том, что это крайне мучительная смерть. Она происходила при солнцепеке, тело человеческое обвисало, гвозди причиняли боль рукам, ногам. Человек испытывал жажду. Не случайно Христос говорил: «Жажду». Потому что было жарко. И кровь, оживотворяющая этот мир, капала на землю.

Тяжкие мучения испытывал Христос. Поэтому Он воскликнул на кресте слова, которые содержатся в 21-м псалме: Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня? Удивительно: Он повторяет слова псалмопевца. Псалмопевец Давид еще за множество веков до распятия Христа видел и слышал, что должен был сказать Христос.

У пророка Давида, кстати, в одном из псалмов есть такие слова: «Язык мой – трость книжника-скорописца». Святитель Иоанн Златоуст, толкуя эти слова, говорит о том, что Духом Святым писал пророк Давид псалмы, и, по всей видимости, ему диктовалось так быстро, что его трость, записывающая слова, которые он слышал, уподоблялась трости книжника-скорописца. Если бы он замедлял свое писание, не успевал бы передавать мысли, внушаемые Духом Святым.

Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня? Мы в Евангелии тоже читаем эти слова пророка Давида. Другие слова псалмопевца Давида: Боже мой! я вопию днем, – и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения (Пс. 21, 3). Вот события, связанные с крестом. Вот душевные (не духовные, потому что по духу Господь был Богом) ощущения человеческие.

Мы тоже очень часто (а может быть, почти всегда) испытываем чувство, что Господь нас как бы оставил, не чувствуем благодатного присутствия Господа в нашей жизни, потому что Он невидимо участвует в нашей жизни, ограждая нас от злоупотреблений в этой жизни, от нарушения заповедей Божиих. Но только с помощью Божией мы и можем быть ограждены от греха. Господь все время невидимо и незримо присутствует в нашей жизни.

Вот последовательность тех событий, которые происходили на кресте и о которых пророчествовал царь Давид. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои (Пс. 21, 17). Господь через пророка Давида сравнивает людей, распявших Христа, с псами. Вообще псы в Священном Писании – это образ людей, нарушающих заповеди Божии. Апостол Петр говорит, что люди, которые вновь возвращаются к грехам, в которых когда-то раскаялись, похожи на псов, которые возвращаются на свою блевотину. Грубо, но ясно и понятно.

Вот эти люди, которые нарушают заповеди Божии, уподоблены псам. Они убили Праведника (в Нем не было греха) из-за зависти, из-за того, что Господь Иисус Христос был превосходнее их. Несмотря на то, что многие князья и многие священнослужители уверовали во Христа, но из-за страха иудейского не исповедовали Господа Иисуса Христа тем Христом, о Котором пророчествовали пророки.

– Батюшка, я прошу Вас в завершение еще раз благословить наших телезрителей, потому что все-таки поприще поста спасительно, но бывает искусительным и тяжелым.

– Церковь благословляет на пост, на воздержание. Во время поста, думаю, все мы ощущаем утончение плоти и некоторый взлет душевных сил, устремляющихся к Богу. Надо держаться поста и благодарить Бога за то, что такие постные дни (в особенности Великий пост) существуют в нашей жизни.

– Огромное спасибо! С нетерпением будем ждать следующей встречи. Спасибо, что Вы с нами!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 сентября: 13:00
  • Суббота, 02 октября: 03:00
  • Суббота, 02 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​