Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

26 ноября 2022 г.

Сегодняшнюю программу протоиерей Владимир Волгин посвятит пророчествам о Пресвятой Богородице.

– То, о чем мы беседуем, имеет прямое или косвенное отношение к нашей основной теме, которую мы будем освящать в том же ракурсе, в котором освящаем все события, связанные с Господом Иисусом Христом. Сегодня мы побеседуем о пророчествах, связанных с Пресвятой Богородицей.

Сначала я хотел бы остановиться на следующем. Почему Захария, когда ему явился Архангел Гавриил, впал в страх и трепет? Он даже не поверил Архангелу, в связи с чем оказался глухим и немым до рождения своего сына Иоанна Предтечи.

Пресвятой Богородице в свое время тоже явился Архангел Гавриил. Причем, обратите внимание, Она была совсем юная. Почему Пресвятую Богородицу отпустили в 12 лет из храма, где она воспитывалась и питалась от рук ангелов? Потому что 12-летний возраст – это уже избрание пути. Подвиг девства, который взяла на Себя Пресвятая Богородица, был для Израиля необычен и удивителен. Тогда еще не было монашества. Потом, после распятия, воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа, стала прокладываться дорога в монашество, стали утверждаться обеты. Антоний Великий – один из первых основателей монастырей и монашества. Я, конечно, не изучал устава Антония Великого, но хочу сказать о монашеских обетах.

Первый обет – целомудрие, девство. Но если человек не сохранил девства, он все равно дает обет целомудрия, что никогда не вступит в брак и не будет жить естественной семейной жизнью. Второй обет – послушание. Монах, который живет в монастыре, обязан слушаться священноначалия, своего духовного отца, исповедоваться ему, спрашивать у него советов по тем проблемам, которые у него возникают. И третий обет – молитва.

Размышляя о Пресвятой Богородице, можно с определенностью сказать, что она была монахиней. Потому что Она взяла обет целомудрия. Первосвященник Захария сначала был в недоумении, но потом собрали совет старцев, чтобы найти Пресвятой Богородице супруга, который охранял бы Ее целомудрие и девство. Были избраны, по-моему, двенадцать мужей, которые могли вступить в условный брак. Жезл Иосифа (который стал мужем Пресвятой Богородицы) расцвел, и по этому знамению мудрые отцы поняли, что Господь избрал именно Иосифа для сохранения девства, обета целомудрия Пресвятой Богородицы.

Почему Пресвятая Богородица вступила в условный брак, так скажем? Потому, что в будущем Ей предстояло стать Матерью Господа Иисуса Христа, Который был зачат не от Иосифа, охранявшего Ее девство, а от Духа Святого. Если бы Богородица родила без мужа, ее могли заподозрить в прелюбодеянии, блуде, за что в Израиле женщин побивали камнями. Но Господь промыслил и будущее Пресвятой Богородицы. Ради того, чтобы Пресвятая Богородица осталась невредимой и не подвергалась клевете со стороны людей, человеческого общества, первосвященник Захария с мудрыми мужами избрали ей в мужья Иосифа.

Так вот, Захария испугался Архангела Гавриила, а Пресвятая Дева не испугалась. Она насторожилась, удивилась явлению Архангела, но не оказалась в страхе, как Захария. Мы знаем из Евангелия, что Она вопрошала Архангела с девичьей простотой. Например, Мария сказала Ангелу: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк, 1, 34).

Почему такая разная реакция у первосвященника Захарии и у Пресвятой Богородицы на явление Архангела? Озвучу свое мнение (да простит меня Господь и все те, кто смотрят). Я думаю, что Захария не видел ангелов, ему не являлись ангелы до того времени, как Архангел Гавриил явился между жертвенником и алтарем, возвестив ему, что он станет отцом дитя, которого повелел назвать Иоанном.

Пресвятая Богородица, как мы знаем из Предания Церкви, воспитывалась при храме Господнем. В трехлетнем возрасте Она была введена во храм, самостоятельно преодолела все пятнадцать ступеней, ведущих в храм. На каждой ступени полагалось читать псалмы. Наверняка Пресвятая Богородица знала псалмы, но Предание умалчивает об этом, говорится только, что Она взбежала по этим пятнадцати ступеням к храму. Воспитываясь при храме Господнем, Она часто была в сообществе ангельском, ангелы питали Ее из рук своих, когда Она находилась во Святая святых. Думаю, поэтому Она не испугалась явления Архангела Гавриила.

– То есть Ее с детства окружал ангельский мир, Она в нем возрастала.

– Именно так. Жизнь Пресвятой Богородицы складывалась в русле целомудрия с самого начала Ее жизни. Правильнее сказать, уже до рождения было понятно, что если у Иоакима и Анны родится ребенок, он будет особой жизни. Потому что Иоаким и Анна были праведными в очах Господа. Праведными – значит святыми. Они вели образ жизни в законе Господнем, почитали все праздники, соблюдали все посты, были благотворителями нищих и убогих. Они жили судьбами израильского народа и так же, как и все, ожидали Мессию. Его приближение уже ощущалось в атмосфере. Как я говорил раньше в наших передачах, не только иудейский, но и языческий мир ожидал пришествия Того, Кто мог бы этот мир, который находился в крайнем упадке, изменить в нравственном отношении.

Несмотря на то, что Израиль имел свои законы, имел Ветхий Завет, богопознание, он жил среди этого мира. Замечательные слова, которые я люблю повторять: с преподобным преподобен будеши. И другие слова: обычаи худые растлевают душу человека. Израиль жил среди худых обычаев. Так как у Израиля не было железного занавеса, они торговали, сообщались с язычниками и заражались обычаями этого мира; не потому, что они хотели этого, просто они не были в достаточной степени вооружены молитвой и верой, ограждающей от всякой скверны плоти и духа. Итак, весь мир, в особенности Израиль, ожидал пришествия Христа, Мессии, Который должен был прийти (и пришел), чтобы спасти человека от первородного греха и снова усыновить человечество Богу.

Пресвятая Богородица – совершенно особый сосуд по непостижимости Своей святости, непостижимости стремления к девству и целомудрию, непостижимости послушания. Пресвятая Богородица находилась в постоянном труде и постоянной молитве. Ее меры святости достичь никто не мог и не может, это особый избранный Богом сосуд, ставший вместилищем Бога.

Например, ювелир не только совершает огранку драгоценных камней, но и подбирает драгоценный металл для обрамления, чтобы камень заиграл еще больше. Камень сам по себе является драгоценностью, но, обрамленный в дорогостоящий драгоценный металл, он начинает играть всеми, если хотите, цветами своей драгоценности. Пресвятая Богородица была именно драгоценным камнем, обрамленным в девство, послушание и молитву.

Я думал, мы сможем уложиться и рассказать о пророчествах в одной передаче, но вижу, что это растянется еще на одну или две передачи.

– Меня это почему-то не удивляет, потому что у нас это происходит на протяжении пятнадцати лет. Мы скоро будем отмечать юбилей. Представляете, какая цифра: 15 лет! Сколько было сказано хорошего, доброго и поучительного!..

– Слава Богу за все!

– Отец Владимир, благодарю за очень интересную и содержательную беседу. Передаю от наших зрителей просьбу продолжать передачи, а также пожелания Вам доброго здравия, здоровья Вашим близким, матушке, детям и всем, кто Вас окружает. С нетерпением будем ждать следующей встречи!

– Спасибо!.. Храни всех Господь!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 февраля: 03:00
  • Суббота, 04 февраля: 13:00
  • Суббота, 11 февраля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать