Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

25 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы.

– Батюшка, спешу поздравить Вас с наступающими именинами, днем ангела. Наша передача выходит в канун воскресного дня – Недели святых праотец. Это день Ваших именин. Праздник переходящий. От всех наших зрителей и от себя лично желаю Вам доброго здравия, крепости душевной, телесной, здоровья, творческих успехов, хороших зрителей, хороших прихожан. Поверьте, слова мои искренние. Мы Вас действительно очень любим, всегда радуемся Вашим проповедям. Столько лет Вы служите людям!..

Первый вопрос от наших зрителей: «Можно исповедоваться у разных священников или желательно у одного и того же?»

– Представьте, что у вас началось какое-то хроническое заболевание, и вы разным врачам будете рассказывать одну и ту же историю своей болезни, каждый раз получая какие-то новые советы. Конечно, должен быть один и тот же священник, потому что он уже знает вас. В таинстве Исповеди говорится: «...пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Церковь – врачебница, а священники – врачи... Конечно, желательно ходить на исповедь к одному и тому же священнику. Но если вдруг складываются какие-то обстоятельства, например, духовник в командировке или заболел, тогда можно обратиться к другому приходскому священнику. Тем более на приходе все священники – друзья, братья.

Иногда бывают такие крайности, когда на одном и том же приходе чада одного священника не берут благословение у других священников. Это признак нездорового отношения. Все мы – братья и сестры, поэтому таких крайностей надо избегать. Мы исповедуемся у одного священника (своего духовника) или у священника, который служит при этом храме.

Бывают ситуации, когда женщина один раз исповедуется и говорит: «Батюшка, можно Вы будете моим духовником?» Тогда я объясняю, что это дело времени, и привожу такой пример. Например, на каком-то корпоративе вы встретились с представителем другой компании, другой организации. Вы понравились друг другу, и он предлагает: «Давай дружить, будь моей подругой». Что тут можно ответить? Чтобы стать друзьями, нужно время. Если даже человек ответит: «Хорошо, Вы мне тоже близки по духу», только время покажет, стали вы друзьями или нет.

Так и духовные отношения: они складываются со временем. Если дерево часто пересаживать, оно не приживется. А на одном месте, как говорит русская пословица, и камни мхом обрастают. Поэтому любой священник на приходе, которому мы постоянно исповедуемся, может в конце концов стать нашим духовником, нашим путеводителем к спасению. Это человек, который будет знать нашу жизнь, ее особенности. А если бегать от одного к другому, третьему, толку никакого не будет.

– Мне тоже, кстати, мой духовник не очень советует исповедоваться другим священникам. Не потому, что он им не доверяет, а потому, что он меня очень давно знает, знает мои проблемы. Поэтому без особой нужды не надо ходить туда-сюда. Но бывают ситуации, когда духовник далеко, тогда я советуюсь, например, с Вами, зная Вашу мудрость. И мой духовник об этом знает и только рад.

Следующий интересный вопрос от человека, который работает в храме старостой. Понятно, что зарплата у старосты невысокая, и жена стала его упрекать, что он мало думает о семье, говорит, что надо искать работу с большей зарплатой. Хотя, как он пишет, живут они неплохо. Он не хочет менять работу. Что ему делать: послушать жену и искать более высокооплачиваемую работу или оставаться на любимой работе в храме?

– По нашим временам даже специалисты не могут найти работу – происходят бесконечные сокращения. Тем более сейчас, когда экономика всего мира падает. Поэтому если есть работа в храме, да еще и деньги платят, надо держаться этого, если нет какого-то другого предложения и нет конкретной специальности.

Старец Амвросий говорил: славны бубны за горами, а подойдешь поближе – пустое лукошко. Еще одна мысль: от волка побежишь – на медведя напорешься. Еще говорят так: сиди, лягушка, в своей луже, а то будет хуже. Поэтому если есть работа в храме, надо за нее держаться.

Есть такая русская поговорка: дитя не плачет, мать не разумеет. Настоятелю можно написать прошение, мол, в связи с тяжелым материальным положением в стране прошу индексировать зарплату. Батюшка подумает. Тем более староста – человек незаменимый, правая рука настоятеля. Ну а жене надо потерпеть.

– Я с Вами согласна. Столько коммерческих предприятий сейчас закрывается!.. Люди зарабатывали неплохие деньги, а сейчас вынуждены искать работу. А разные заманчивые предложения иногда могут оказаться пустым лукошком, как Вы сказали. Знаю, с водителями бывают такие ситуации: их берут якобы на испытательный срок, а потом просто ничего не платят, выгоняют и берут следующих. Лучше держаться за то, что есть.

– Конечно.

– Следующий вопрос: «У нас роспись в загсе будет в феврале. Однако из-за семейных обстоятельств не получается играть свадьбу до июля. Мы назначили дату на 2 июля, но это Петров пост. Можно ли в данную дату проводить банкет в честь свадьбы, которая была в феврале? Постящимся будет предоставлена постная пища». Интересно, почему нельзя 12 июля провести банкет, по окончании поста?..

– Если такое планирование, за полгода, то почему нельзя спланировать все по-человечески? Или торжество будет проходить в таком ресторане, куда записываются за полгода?

– Думаю, надо провести банкет после поста. И люди себя будут чувствовать спокойнее. Ведь на свадьбе хочется и выпить, и покричать «Горько!», и потанцевать. Если речь идет о постной пище, значит, будут православные. Вряд ли им захочется гулять в пост.

– Если бы это было завтра, когда уже ничего не переменить, – одно дело. Но когда целых полгода впереди...

– Я тоже удивлена. Думаю, православным надо стараться себя ограничивать.

– Кто хранит пост, того хранит Бог. Мы же должны выбирать время, сроки, задумываться. Лучше потерять что-то ради Бога, чем потерять Бога из-за чего-то.

– Следующий вопрос: «Грех ли отказаться крестить ребенка? Меня берут крестной чисто для галочки, так как никого другого нет. А мне не хочется, потому что это все же ответственность. Можно ли, чтобы был один крестный?»

– В крайнем случае можно, чтобы был один крестный: у мальчика – мужчина, у девочки – женщина. Крестные должны быть по полу. Желательно, конечно, чтобы крестных было двое. К Вам обратились с доверием, выбрали именно Вас. Для галочки или нет – будет зависеть именно от Вас. Никто не лишает Вас возможности молиться за своего крестника, общаться с семьей. Даже если представить себе, что будет невозможно общаться с семьей и крестником, то на Вас будет молитва, а это уже много.

Если бы было кого выбирать, они к Вам не обратились бы. Они знают, что Вы – православная христианка. И мера ответственности будет зависеть от Вашей молитвы. Если Вы от души молились, желали блага и каким-то образом принимали участие в жизни и становлении души крестника, то Вы перед Богом сделали свое дело крестной. Если не будет физической возможности общаться, останется молитва, которой никто Вас лишить не может. Поэтому соглашайтесь. Если не мы, то кто?

Люди выбрали Вас, наверное, потому, что знают, что Вы – человек, который ответственно подойдет к этому делу. Когда вы станете духовно родственными людьми, отношения могут и поменяться. Вам сейчас кажется, что это для галочки, а отношения могут растопиться и из формальных превратиться в сердечные, теплые духовные отношения. Соглашайтесь, и Бог Вам в помощь.

– Вопрос в продолжение темы: «Перестали общаться с крестной матерью сына. Жалею, что вообще доверила ей это. Человек она совсем неверующий. Как быть? Переживаю. Не хочется вообще с этим человеком общаться».

Зачем вообще зовут в крестные неверующих? Или я слишком строга?..

– Сложная ситуация. Непонятно из вопроса, что произошло. Если произошли какие-то разлады в отношениях, то если Вы христианка и считаете себя умным человеком, тогда первой надо протянуть руку, насколько это возможно. Апостол Павел говорит: если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Поэтому попытайтесь первой наладить отношения, а если это не получится по независящим от Вас причинам, тогда отдайте все в руки Божии. Если ребенок уже подрос, тогда сами занимайтесь воспитанием.

Раньше воспитанием занималась семья, родители. Потому что никто не будет таким примером для ребенка, как родители. Поэтому старайтесь сами заниматься ребенком, все доброе и светлое в него вкладывайте, не думая, что крестный это сделает за вас. За нас никто воспитательные проблемы не решит. Воспитываем мы своим примером, жизнью. Яблоко от яблони недалеко падает.

– Вопрос: «Неделю назад крестили дочь. Крестик купила крестная. Теперь мне мама начала говорить, что надо за крестик отдать хоть 5 рублей, а то дочь будет нести чужой крест. Я считаю, что это какое-то язычество и глупости. Прав я или нет? Отправлю Ваш ответ маме, чтобы она успокоилась; слушать она никого не хочет».

– Хотелось сказать помягче, но это чушь какая-то. Крестная от всей души приобрела крестик, это ее прямая обязанность – крестная организовывает крестины. Я с таким мнением сталкивался не только относительно крестика, но и просто какого-то подарка, когда люди говорят, что надо дать хоть 10 рублей. Это какая-то ерунда. Мы все несем свои кресты. Каким образом чужая судьба может перейти на мою?

– Почему вообще такое предубеждение относительно креста? Поднять с пола нельзя... Мы часто такие вопросы слышим. Крест животворящий, мы поклоняемся кресту – и вдруг такое. Что такое с нами происходит?

– Надо в мелочах не потерять главного. Не надо простое усложнять, надо сложное упрощать. Маме передайте, что крест, благословленный и освященный в Церкви, который при крещении надели на младенца, означает его принадлежность к Церкви. Когда мы крестим человека, говорятся такие слова: новозапечатанный воин Христов... То есть крещаемый вписался в воинство Христово. Мы знаем, что в конце концов победит Христос, а награда воинам, кто избрал путь Христа, будет несказанной.

– Следующий вопрос: «Наша бабушка была верующей. Помню, она молилась на ночь. Грешила, наверное, как все. Храма тогда не было, она не исповедовалась. Ее уже нет сорок лет. Какая участь ожидает тех грешников, которые ушли без исповеди?»

– Непонятно, почему они ее в грешники записали. «Грешила, наверное, как все». Не надо делать такие предположения. Старец Паисий учил включать добрый помысел. Надо в грешники записывать самих себя, а о других думать, что люди были святой и праведной жизни. Мы надеемся на милость Божию. Мы не знаем последних дней, последних часов и последних минут кающегося человека. Господь сказал: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. В Евангелии сказано: на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Поэтому надо переживать не за участь своей бабушки, а за свою жизнь, чтобы она строилась согласно евангельским заповедям.

Отец Кирилл (Павлов) учил нас: читайте Священное Писание, запоминайте Священное Писание, чтобы исполнять Священное Писание и слова нашего Господа. Как ты можешь исполнять, если в памяти ничего нет? Начинаешь иногда у людей спрашивать, какие заповеди они знают, называют: не убивай, не прелюбодействуй, не кради. И все. Про заповеди блаженств не помнят, про смирение, кротость, честность, целомудрие не говорят. Называют две или три заповеди – и всё. Но это же не христианство.

В то, что любим, в то и вникаем. Надо с людьми общаться на том уровне, на котором им интересно. Недавно общался с мальчиком, он учится в первом классе. Я обратил внимание, что на нем была майка, связанная с футбольной тематикой, и спросил его, кого он больше уважает – Роналду или Месси. Он сразу оживился, начал отвечать на вопросы и назвал мне шестнадцать команд итальянской премьер-лиги с футболистами...

Если человек что-то любит, он в лепешку разобьется, но будет вникать в это. А если не любит – не заставишь. Мне стало стыдно, что у нас многие христиане службы не знают, не вникают в них. Оказывается, в семь лет очень многое можно знать, если захочешь. Оказывается, у нас очень много сил и возможностей. Если человек любит что-то, он будет это знать глубоко. Когда человек говорит, что, например, не может запомнить слов службы, это просто он не любит. Не любит Бога, не любит Церковь, не любит душу свою. Если бы у нас была настоящая любовь и благодарность Богу за дар святой веры, мы вели бы себя совсем по-другому.

Старец Паисий однажды сказал, отвечая на вопрос: я не хочу своей жизнью огорчить моего любимого Господа. Вот какое отношение! Господь нас любит, все нам дал, и мы должны быть благодарны Ему и жить по Его заповедям не только из-за страха Божия, но по любви. Начало премудрости – страх Господень, но мы должны дорасти и до сыновства.

– Моя прабабушка была глубоко верующей женщиной. В селе, где она жила, храм уничтожили, но она всю войну молилась на коленях. У нее были иконы в доме, она их не выбросила, несмотря на то, какое отношение было тогда к иконам. Она продолжала верить. Я молюсь всегда за свою прабабушку Татьяну (Царство ей Небесное). Церковь, которая находилась в том селе, несколько раз взрывали и не могли взорвать. Видимо, с такой любовью она была сотворена... Это мне рассказывала моя покойная бабушка.

Следующий вопрос: «Епитимью должен давать священник или сам мирянин может попросить епитимью у священника? Бывали ли у Вас такие случаи, что не Вы давали епитимью, а человек сам просил?»

– Епитимья – духовное лекарство. Разные могут быть ситуации. Например, врач иногда может устно сказать, а рецепт не выписать. Поэтому насчет рецепта можно и напомнить.

– То есть мирянин может просить епитимью?

– Конечно, можно напомнить батюшке. Епитимья – не наказание, а лекарство. Это не кара, а наказ, от слова «научение». Поэтому об этом можно спросить у батюшки. Иногда батюшка может посчитать, что достаточно самой исповеди, самого момента раскаяния.

– У Вас были такие случаи?

– Были, конечно. И тогда я понимал готовность человека к тому или иному подвигу. Если человек сам об этом говорит, значит, он может сделать что-то более весомое. Это свидетельство о готовности человека. Исповедник – чадо священника, между ними должны быть отцовско-сыновние отношения. Поэтому подсказать, посоветовать чадо духовнику тоже может...

– Спасибо, батюшка! Увы, программа подошла к концу.

– Приближается Новый год и Рождество Христово. От всей души в новом году желаю всем доброты, сердечности, простоты и человечности. Всего вам доброго!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 28 мая: 03:00
  • Суббота, 28 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​