Таинства Церкви. Толкование Евангелия святыми отцами. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

23 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня протоиерей Владимир Волгин продолжает говорить  о толковании Евангелия святыми отцами.

Отец Владимир, Вы всегда начинаете не с самого толкования, а подводите зрителей к этому, основываясь на описании земной жизни Христа. Это действительно очень важно для понимания, осмысления Нового Завета. Если даже мы повторимся, это совсем неплохо: как известно, повторенье – мать ученья.

– Прежде всего, хочу поздравить всех телезрителей с Рождеством Христовым. Это великий праздник, второй по значимости после Пасхи. Хотя в Западной Церкви Рождество Христово встречается более радостно, чем Пасха Господня. Наверное, это исходит из понимания, что без Рождества не было бы и Пасхи; может быть, поэтому Западная Церковь так отмечает Рождество Христово.

Для нас главенствующим праздником является Пасха Господня, Воскресение Христово. И в архиерейских, патриарших посланиях всегда упоминаются слова апостола Павла: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. А я добавил бы: если бы Христос не был рожден, тогда Он не умер бы и не воскрес. Поэтому для нас праздник Рождества Христова – великий.

– Все великие двунадесятые праздники в Русской Православной Церкви очень взаимосвязаны. И Рождество Пресвятой Богородицы, и Введение Богородицы во храм. Благовещение мы называем началом всех праздников...

– Безусловно, все они взаимосвязаны друг с другом. Если бы не было Благовещения, не было бы зачатия от Духа Святого. И так далее. Безусловно, все связано единой вязью; все великие, знаменательные праздники являются звеньями одной цепи.

Еще раз поздравляю всех с великим и славным праздником Рождества Христова. Напоминаю, что Христос родился в Вифлееме, и об этом говорил пророк Михей. Это подтвердили книжники и толковники Священного Писания Ветхого Завета при царе Ироде. Поэтому волхвы, когда была утеряна звезда, направились в Вифлеем (по пророчеству Михея, который сказал: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля).

Мы помним все события, связанные с Рождеством Христовым. Волхвы принесли Господу дары: золото – как царю, ладан – как Богу и смирну – как смертному человеку. Ведь Господь Иисус Христос явился нам в двух естествах: по телу Он был Человеком (Он воспринял на Себя человеческую плоть через Пресвятую Богородицу), а по духу был Богом. И на протяжении Евангельской истории Господь являл, с одной стороны, Божество, с другой стороны – человечество.

Очень ярко это показано в событии в Гефсиманском саду, когда вооруженные воины пришли за Христом, чтобы забрать Его на суд Синедриона. Господь молился (можно сказать, это была последняя Его молитва): «Отец, пронеси чашу сию мимо Меня. Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Воины пришли в Гефсиманский сад. Христос спросил их: «Кого ищете?» – «Иисуса Назарянина». «Это Я», – ответил Христос. И вдруг все воины отступили и пали ниц. Христос второй раз спросил: «Кого ищете?» Они сказали: «Иисуса Назарянина». Он снова ответил: «Это Я». Они подошли и забрали Его. В первом случае Господь явил Свое Божество (ведь Он же говорил апостолам, что  может призвать легионы ангелов, которые Его защитят, но в этом нет воли Божией), а во втором случае явил Свое человечество: Он должен был пострадать за людей. Он пострадал как последний раб, как последний разбойник. Наверное, ниже этого уровня человечество не опустилось. Разбойник – это тот, кто насилует, убивает, грабит. И Христос, как последний разбойник, был распят на кресте.

– Это была самая позорная казнь.

– Да. Мы помним из Евангелия о том, как пастухам, пасущим стадо свое, явился ангел, и они услышали ангельское песнопение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». И ангелы указали путь в Вифлеем этим простым пастухам, безграмотным людям.

В чем универсальность христианской религии? В том, что она обнимает весь срез человеческого общества: и великие интеллектуалы становились верующими людьми, и сердечные, и творческие, и грамотные, и безграмотные люди (как эти пастухи, которые занимались только тем, что пасли стада). Простым пастухам явился ангел, сказал о том, что родился на свет Спаситель мира, и воинство небесное воспело песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Рождество Христово – событие, без которого не было бы ни смерти, ни воскресения. Это событие, которое произошло в Вифлееме, малоизвестном городе, перевернуло весь человеческий мир и из язычества постепенно уловило его (сначала – через Христа, а потом – через апостолов) в сети христианской проповеди. Через рождество, через выход Христа на проповедь, через облагодатствование Духом Святым учеников (апостолов) мир обратился к Истинному Богу.

Нас не очень много: во всем мире насчитывается примерно триста миллионов людей, исповедующих истинную православную веру. На фоне 7,5 миллиарда людей много ли это? Совсем капелька...

– Малое стадо.

– Господь сказал: «Не бойся, малое стадо!.. Я с вами до скончания века». Мы являемся малым стадом, которое может стать светом для мира и солью для земли. Люди через нас могут прославить Отца Небесного так же, как мы пытаемся прославить Отца Небесного своею христианской (или околохристианской) жизнью.

Поэтому желаю всем, чтобы Господь Иисус Христос избрал наши души, как ясли в пещере, где Он родился. Ясли, где кормился скот. Потому на иконах бывают изображены агнец, вол и осел, то есть те домашние животные, которые являлись опорой жизни и деятельности человека. Это с одной стороны. Но мы можем посмотреть и по-другому. Вол пашет землю, трудится, ведет борозду, и земля засевается полезными злаками: это сила воли души. Овца – послушна своему пастырю. Эти мысли появились у меня только сейчас, в процессе нашей беседы; может быть, они отнюдь не соответствуют святым отцам, но мне кажется, я не очень далек от истины, дерзая так сказать. Какое отношение к нашей человеческой природе имеет осел? Упрямство. Если мы действительно не на словах, а на деле проповедуем Иисуса Христа, то, несмотря на скорби, гонения (в историческом смысле), уничтожение христиан, мы все равно, как ослы, упорны в своей вере.

– И выжили. Совсем недавно, в 20-е, 30-е годы прошлого века были такие страшные гонения на христиан! Всего четыре архиерея (если мне память не изменяет) оставались к началу Великой Отечественной войны.

– Во всяком случае, мало. К Сталину были вызваны три архиерея. Один из них, митрополит Николай (Ярушевич), умер исповеднической смертью, а два других – митрополит Сергий (Страгородский) и Алексий I (Симанский) – стали в свое время патриархами.

– Я однажды читала стихи новомученицы Татьяны Гримблит. Она, кстати, повторила подвиг Анастасии Узорешительницы; ее так и называли: русская Анастасия Узорешительница. В страшные годы она носила деньги, пищу, одежду заключенным священникам. Ее неоднократно арестовывали, от нее даже отказались родные. Кстати, отец ее был священником, но тоже испугался. В результате ее расстреляли в 1937 году на Бутовском полигоне как раз за ее милосердие по отношению к арестованным священникам.

Когда я прочитала ее стихи, написанные уже во время гонений, когда она сидела в тюрьме, я была потрясена: я никогда бы не подумала, что они написаны в тюрьме, – настолько светлыми, мужественными и радостными были ее стихи, посвященные Христу. Удивительное свойство христианской души – в тюрьме написать самые светлые, радостные стихи! Как это возможно?

– Только благодатью Духа Святого, только на основе молитвенного делания. Мы с матушкой знали одну женщину, соседку по нашему дому. Она была христианкой, и в свое время ее арестовали, мучили, били головой об стену. Она рассказывала, что в какое-то время она не то чтобы ушла в бессознательное состояние, но перестала чувствовать боль. Ее били, а она не чувствовала боли. Вот как Господь помогал! Иногда удивляешься подвигам мучеников, которые претерпевали разные страдания. Их можно перенести только с помощью Божией. Опыт этой женщины говорит о том, как и благодаря Кому и чему люди претерпевали такие страдания...

Еще раз поздравляю всех с Рождеством Христовым. Дай Бог, чтобы в нас родился Христос. Ведь мы все к этому стремимся, ибо цель христианской жизни – стяжание Духа Святого. Об этом свидетельствуют все отцы и один из величайших наших святых, преподобный Серафим Саровский.

Теперь вернемся к нашей теме и поговорим о пророчествах. Хочу еще раз повторить, что богословы, изучающие Священное Писание, говорят о том, что около 450 пророчеств содержится в Ветхом Завете о рождении (месте рождения, признаках рождения, времени рождения), жизни, проповеди, смерти, воскресении, вознесении Господа нашего Иисуса Христа и о ниспослании Духа Святого на всех учеников, которые уверовали во Христа.

Как и в прошлой передаче, у меня с собой шпаргалка, потому что, к сожалению, память уже не сохраняет подробностей – ведь пророчеств много.

В прошлый раз мы уже упомянули некоторые пророчества. Теперь – пророчества о предательстве Христа.

Мессия должен быть оценен в 30 серебряных монет, которые будут брошены на пол храма (см. Зах. 11, 12–13). В Евангелии от Матфея говорится: Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля (Мф. 27, 9). То есть люди, пользующиеся великими дарованиями Христа (многих Христос исцелил, изгнал бесов; Он пророчествовал о будущем как о настоящем, кормил тысячи людей несколькими хлебами и несколькими рыбками, претворил воду в вино, все делал для того, чтобы утвердить в глазах Израиля свою Божественную любовь по отношению к ним), оценивают жизнь Христа. Я не дерзаю сказать, что это были непосредственно те, кто получил исцеление; во всяком случае, это были люди, слышавшие об этих чудесных исцелениях. Конечно, не они решали, сколько заплатить за жизнь Христа; решал Синедрион.

Пророк Иеремия упоминает только 7 сиклей (сикль – это единица веса) серебра и 10 сребреников (см. Иер. 32, 9). Как говорят богословы, возможно, в сумме (суммарно) они и составляли 30 сребреников. Но основное упоминание находится в Книге пророка Захарии (см. Зах. 11, 12).

Далее мы перейдем к пророчествам о страстях Христовых. Сейчас я не буду подробно останавливаться на этих пророчествах, потому что время передачи заканчивается. О распятии Христа множество пророчеств. Много пророчеств у царя Давида в его псалмах. Упомяну одно пророчество пророка Исаии о погребении Господа и Спасителя Иисуса Христа: Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53, 9). Мы знаем: несмотря на то, что Христос умер на кресте как разбойник, прободенный копием и гвоздями, Его погребли во гробе Иосифа Аримафейского, богатого человека, члена Синедриона (совета этих нечестивых людей, приговоривших Христа к смерти). Потом мы побеседуем о Воскресении Христовом, о Втором Пришествии. В общем, впереди у нас еще много тем, связанных со Священным Писанием Нового Завета.

– Отец Владимир, позвольте от собственного имени, от имени телезрителей и от имени телеканала поблагодарить Вас за столь многолетний труд и верность нашим зрителям. Мы с Вами как-то пытались подсчитать, сколько лет мы уже помогаем каналу «Союз». Более 10 лет! Это уже возраст. Тем не менее Вы постоянно с нами, и телезрители всегда рады очередной встрече с Вами. Поздравляю сердечно с Рождеством Христовым Вас, Вашу матушку, Вашу дочь, всех Ваших близких. От всей души желаю всего самого доброго, здравия телесного и душевного. А себе я хочу пожелать чаще с Вами встречаться.

–  Храни всех Господь!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 сентября: 13:00
  • Суббота, 02 октября: 03:00
  • Суббота, 02 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​