Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Мы будем продолжать беседовать о Священном Писании. Каждый раз готовясь к встрече, я понимаю, что формат наших бесед расширяется и сузить его никак невозможно. Сразу перейти к толкованию Священного Писания Нового Завета будет неправильно, неэтично по отношению к Господу нашему Иисусу Христу и Его подвигу, ради которого Бог воплотился и стал Человеком.
Мы пережили праздник Благовещения Господня и много других праздников, а сейчас переживаем время перед Рождеством Господа нашего Иисуса Христа. Духом Святым получилось такое устроение Церкви, что после конца сентября, после праздника Воздвижения Креста Господня, следующие месяцы Церковь погружается в некую тишину, которая является предвозвестником Рождества Христова. Все погружается в тишину: Церковь, природа, может быть, отчасти и мы, если стараемся следовать за Христом и жить жизнью Церкви. Ощущение, что будет совершаться и совершается некая тайна, которую человек принимает на веру, но осмыслить не может.
Готовясь к сегодняшней передаче, я понял, что необходимо вкрапить в наши беседы святоотеческие размышления о двойственной природе Христа, ведь Он был Человеком по плоти, имел душу человеческую, а по духу был Богом. Святые отцы глубоко размышляют над двойственной природой Христа, которую мы принимаем. И в Евангелиях о двойственной природе тоже есть почти прямые упоминания: в некоторых случаях Христос говорит как Человек, а в некоторых – с силой Божественной, как Бог. Внимательно читающего Евангелие человека эта двойственность поражает и восхищает.
Итак, Христос Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом. Христос стал Человеком, чтобы искупить первородный грех. Мы себя своей жизнью унизили до рабского состояния. И совсем не случайно Христос был приговорен к повешению на кресте. Если хотите, это имело пророческую подоплеку: по плоти мы стали действительно рабами. И Господь возносит плоть (правда, Его плоть была безгрешна) на крест, а после воскресения вместе с телом возносится на небеса.
– Вы сказали, что плоть Его была безгрешна. Тем не менее Его страдания были реальные, Он страдал как человек. Просто некоторые сектантские организации говорят, что если тело безгрешное, значит, страданий фактически не было.
– Нет. Он испытал все муки человеческие. Если бы этого не было, не было бы Его слов на кресте, жажды, воскликновения, когда Ему поднесли губку с уксусом. Вместе с Его криком «В руце Твои, Господи, предаю дух Мой!» и земля потряслась. На такой громкий крик, вопль Господа Иисуса Христа сотник сказал: «Это не просто Человек, это воистину Бог». Вот такая сила, такая мощь звучала в голосе Христовом!
Если бы Он не страдал как человек, тогда не ел бы и не пил, не плакал, услышав о смерти Лазаря. И так далее. То есть человечество Иисуса Христа просматривается в Евангелии; это не призрачная плоть, но плоть человека со всей ее болезненностью. Он испытал страдания на кресте как человек и мучился на кресте как человек.
Хочу напомнить, что приближается Рождественский пост. Этот пост длинный, будет продолжаться сорок дней, но он не такой строгий, как Великий. Этот пост (если мы будем правильно относиться к этим дням) подготовит нас к Рождеству нашего Спасителя, к этому торжеству для всей планеты Земля.
Может быть, я утомлю телезрителей своим чтением, но прочитаю из книги некоторые цитаты.
– Напомните для зрителей (кто-то, может быть, впервые смотрит нашу программу), что это за книга.
– Эта книга (1912 года издания) называется «Евангельская история о Боге Слове Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе, воплотившемся и вочеловечившемся нашего ради спасения». Автором этой книги является протоиерей Павел Матвеевский. Пожалуй, это один из самых объемных трудов, посвященных теме воплощения Христа.
Итак, переходим к святым отцам. Можно было бы пересказывать своими словами цитаты святых отцов, но я не дерзаю, потому что можно сказать неправильное словосочетание – и таким образом нарушится мысль или мой язык обеднит мысль святого отца.
«Святая Церковь выражала свою веру в вочеловечение Сына Божия как в символах, бывших в употреблении у древних христиан, и определениях Соборов Поместных и Вселенских, составлявшихся для опровержения заблуждений еретиков относительно Лица Богочеловека...»
Семь Вселенских Соборов были посвящены ересям; они закончились в 787 году. Первый Вселенский Собор датируется 325 годом. То есть эпоха Вселенских Соборов продолжалась почти четыреста лет.
«...так и в изречениях святых отцов и учителей, излагавших православное учение. Сюда относятся те свидетельства святых отцов, которые вообще говорят о потребности и цели вочеловечения Сына Божия. Иисусу Христу надлежало воспринять человеческое естество, чтобы примирить падшее человечество с Богом умилостивительною жертвою на кресте, восстановить в человеке помраченный грехом образ Божий и научить людей истинному боговедению, освятить и обновить растленное грехом человеческое естество и избавить человеческий род от смерти и власти диавола. Как Ходатай и Посредник между Богом и людьми, Он имел, по выражению святых отцов, «сродство с Тем и другими» (свтт. Иоанн Златоуст, Ириней); как Искупитель, Он «приял на Себя тело, которое могло умереть, чтобы, как Свое собственное, принести его за всех» (свт. Афанасий Александрийский); как Учитель и Просветитель, Он «воспринял на Себя подобострастное нам, чтобы с большим удобством люди были научены» (свт. Кирилл Иерусалимский); как Восстановитель падшего человека, Он разрушил осуждение греха, «освятив подобное подобным» (свт. Григорий Богослов); наконец, как Победитель смерти и ада, Он «соделался тем, что и мы, дабы тленное наше поглощено было нетлением и смертное наше бессмертием» (свт. Ириней). Вопреки лжеучению еретиков святые отцы утверждали, что человеческое тело, воспринятое Господом, было истинное, а не кажущееся или только призрачное. Почитать человеческое естество во Христе мнимым, а не действительным, значит, по мысли святых отцов, отвергать истину смерти Его и нашего спасения, то есть разрушать дело Божие в самом основании».
Видите, насколько я проще выразился о теле Христовом и насколько глубоко и емко пишут святые отцы. Без святых отцов воспринять глубоко подвиг Христа мы не можем.
«Вочеловечение совершилось, – говорит святитель Кирилл Иерусалимский, – не в призраке, не мечтательно, но в действительности; не как чрез трубу Он прошел чрез Деву, но истинно от Нее воплотился, истинно питался от Нее млеком, действительно подобно нам ел и действительно подобно нам пил. Ибо если вочеловечение было мечта, то и спасение – мечта». Если тело Господа, замечает преподобный Иоанн Дамаскин, «не одной с нами сущности и все, о чем повествует Евангелие, именно голод, жажда, гвозди, прободение ребра, смерть, было не действительно, а только мнимо, – то и тайна домостроительства спасения есть призрак и обман, и Христос был мнимым и недействительным человеком, а мы спасены мнимо, а не действительно».
Притом, так как в падении человека преимущественно участвовала душа и человек пал всецело – телом и душою, то святые отцы доказывали, что Искупитель наш воспринял все естество наше – и тело, и душу. «Утверждаем, – говорит преподобный Иоанн Дамаскин, – что вся сущность Божества соединилась со всем человеческим естеством. Бог Слово, создавший нас в начале, не отверг ничего, дарованного Им нашему естеству, но принял на Себя все: тело, разумную и словесную душу и их свойства, потому что живое существо, не имеющее одной из сих частей или одного из сих свойств, уже не человек. Так Целый целого меня воспринял, и Целый соединился с целым, чтобы целому даровать спасение».
– В заключение – может быть, какое-то назидание нашим зрителям... Программа выходит накануне праздника Собора Архистратига Михаила.
– Хочется поздравить всех с этим замечательным праздником. Архангел Михаил – начальник Небесных Сил бесплотных. Нам нужно чаще прибегать к его заступничеству, его ходатайству за нас и за род человеческий. И стремиться всем (хотя это не получается) к ангельскому житию...
– Отец Владимир, сердечно благодарю Вас за беседу, за очень интересные цитаты святых отцов, которые Вы произнесли. Наполненность невероятная! Насколько точно святые отцы умеют выражать суть!.. Спасибо огромное за то, что приобщаете нас к такому замечательному чтению. В следующей программе мы продолжим беседу.
– Храни всех Господь!
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
У книжной полки. Детям о Заповедях блаженства
Божественная литургия 19 февраля 2025 года
У книжной полки. Начало спасения — страх Божий
ВОЗЛЮБИВШИЕ МУЧЕНИКОВ. Народное почитание. Чистая душевность
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА: противодействие неоязыческой угрозе
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!