Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

20 августа 2022 г.

Сегодня мы беседуем с архимандритом Мелхиседеком, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе города Москвы и храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (подворья Оптиной пустыни).

– Отец Мелхиседек, как всегда, поступило много вопросов, и все они жизненные. Но прежде хочу сказать, что у меня есть приятное поручение. В этом году я совершила небольшой речной круиз по городам: Москва, Нижний Новгород, Чебоксары, Кострома, Ярославль, Свияжск, Углич. Рекомендую всем. Поняла, что мы совершенно ничего не знаем о собственной стране, о своей земле. Думаю, берег турецкий нам не особо нужен, особенно в наше время.

Во-первых, река умиротворяет. Все наши города так или иначе связаны с православием, с православными храмами. Экскурсоводы обязательно поведут вас в храм, в монастырь. В Казани мы посетили монастырь, где была явлена икона Пресвятой Богородицы «Казанская». Были в Городце, где почил благоверный князь Александр Невский. Все это, конечно, впечатляет, умиротворяет и вдохновляет.

Мы посетили Углич – город, который я безмерно люблю. Остановились там в день пророка Илии. Я подумала, что зайду в храм, который очень красиво смотрится с пристани. Мне сказали, что в этом храме в Ильин день всегда собираются десантники на литургию, потом они идут крестным ходом. Это уже хорошая традиция. Я решила, что зайду обязательно в храм, помолюсь, подам записки, поставлю свечи. Зашла в храм – и меня узнали прихожане. Естественно, стали говорить про Вас, про нашу программу, про «Беседы с батюшкой». Очень просили Вам кланяться, сказали, что смотрят наши программы с удовольствием. Очень Вас любят и ждут в Угличе… Вам просили передать небольшой календарик с изображением храма славного города Углича. Это храм в честь святых мучеников Флора и Лавра. С удовольствием передаю Вам этот календарик...

– Спасибо! С благодарностью принимаю.

– Осталось дело за малым: они просили уговорить Вас приехать в Углич.

– Начало положено.

– Думаю, батюшка, мы вместе с Вами съездим в этот замечательный древний город...

– Я несколько раз там был.

– Теперь перейдем к вопросам. Как говорится, от приятного – к полезному.

Первый вопрос: «Как пережить утрату близкого человека – мамочки? Какими должны быть мысли? Со смирением принимать волю Господа не всегда удается».

Думаю, многие из нас разделяют чувства этого человека, задавшего вопрос. У многих из нас ушли бабушки, дедушки, мамы, папы. Все переживали это чувство. Мы, конечно, грустим, и очень много лет не отпускает эта грусть. Что Вы посоветуете?

– Это случается в каждой семье. Вообще смерть – это наша жизнь; в том смысле, что это безусловный этап нашей жизни, который мы не минуем. Остановиться на смерти нельзя. «Смерть есть к жизни приближенье, к жизни той, где смерти нет» – эти слова написаны на могильном памятнике моей мамы, бабушки (там стоит общий памятник). Мы же  православные христиане. Почему печаль, уныние, недоверие Богу? Потому, что нет искренней веры в бессмертие и жизнь будущего века.

Федор Михайлович Достоевский сказал, что без веры в будущую жизнь своей души и ее бессмертие жизнь бессмысленна, бесцельна и пуста. Мы же каждый день произносим: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Будет эта жизнь. Мудрые греки говорили: наша жизнь – не только здесь.

Когда были похороны моего друга и собрата отца Александра Мишина, я ходил по кладбищу в Ясеневе, читал эпитафии. Есть очень много мудрых мыслей. В том числе я увидел такую надпись: «Со смертью тела не все кончается». На это мы должны рассчитывать, должны это понимать и принимать.

Конечно, маму потерять тяжело, потому что это самый дорогой человек в жизни. Но мы никогда не должны допускать мысли, что это не вовремя или какая-то ошибка. Нет, пришел день и час и воля Божия родиться для вечности.

В храме ко мне постоянно подходят люди и говорят: «Батюшка, помолитесь: умер муж». Или: умерла мама, умер отец. И все говорят: умерли. Я всегда поправляю: «Не умерли». Сразу неожиданный взгляд: «Как не умерли?» Они не умерли, а родились для вечности. И у людей сразу немножко переформатируется сознание.

У нас же бессмертная душа. Почему же такой трагизм? Епископ Феофан Затворник писал, что не поплакать нельзя; мы же состоим не только из души, но и из тела. Мы жалеем, переживаем – все это правильно. Но все должно растворяться надеждой и верой, что у Бога всего много и будет жизнь будущего века. На этой мысли надо останавливаться.

В доме нам все напоминает об ушедшем человеке: вещи, одежда, фотографии; от этого никуда ни денешься. Но нельзя на этом останавливаться. Если на тебя нахлынуло воспоминание о близком усопшем человеке, преврати это в пользу себе и ему. Каким образом? Возьми Евангелие, прочитай главу и скажи: «Господи, упокой душу усопшего раба Твоего (имя)». Это успокоит. Мы – душевно сообщающиеся сосуды. Это передается на небо в том числе. Евангелие – самое легкое, с чего можно начать. Можно прочитать Псалтирь, хотя бы один псалом. Можно прочитать тридцать раз Иисусову молитву, как советовали Оптинские старцы. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных» – и в уме держать имена своих сродников, за кого хочешь помолиться. И почувствуешь успокоение.

А у нас наоборот – тоска, слезы, ропот: мол, все это не вовремя, что я теперь буду делать, кто же мне будет помогать, где же забота, попечение... Человека этим не вернешь. Зачем тогда это? Начался новый этап жизни для тебя. Жить все время в прошлом – это не жить настоящим… Поэтому принимаем волю Божию, которая благая, угодная и совершенная.

– Следующий вопрос. Человеку посоветовали обратиться к психологу из-за проблем в личной жизни. Психолог сказал (цитирую): «Вам придется бороться с религией, она мешает работе с психологом». Человек спрашивает, как быть. Он пишет, что даже и батюшка посоветовал обратиться к психологу. А психолог сказал, что надо сначала с религией бороться.

– Батюшка, наверное, посоветовал не к этому конкретно психологу, а вообще.

– Сейчас появляются православные психологи...

– Один знаменитый старец рассказывал, что имел продолжительную беседу с двумя психологами и понял, что им срочно требуется психиатр.

Ценно иметь собеседником приходского священника, который разделяет наши проблемы, переживания, мысли и знает нас изнутри, у которого мы уже несколько раз были на исповеди. Конечно, сложно назвать его в полноте духовником. Но любой приходской священник может стать духовником.

Это как и с врачом: когда мы несколько раз побывали у участкового врача, он уже помнит нас, нашу историю болезни, и ему легче с нами общаться. Поэтому решайте проблемы со своими духовниками, приходскими священниками. Я не говорю, что нет опытных психологов, но я лично встречал обратное.

Помню, приехала ко мне одна семейная пара, мы пообщались, и на поверхность вышла проблема – эгоизм с обеих сторон. Он хочет услышать, чтобы она менялась, а она хочет услышать, чтобы он менялся. Именно это они хотят услышать от психолога. Они назвали мне фамилию, имя, отчество семейного психолога, к которому собрались идти, и, услышав фамилию, я вспомнил, что это прихожанка нашего храма, которая сама не смогла сохранить семью. Она – семейный психолог. Конечно, может быть, по своим ошибкам и можно что-то советовать. Но давайте все-таки слушать тех, которые прожили вместе много лет, с пути не сбились, ничего не испортили, свои души не разбили.

Зачем что-то спрашивать у летчика, который сам упал? Он скажет: «Вы так не делайте». А как правильно лететь-то?.. Упасть так, что потом костей не соберешь, достаточно один раз.

– Сказать, что надо с религией бороться, – это несерьезно. И ходить к такому психологу совсем нельзя. О чем с ним беседовать?

– Однозначно. Во-первых, у нас никогда такого не было, чтобы кто-то посторонний давал советы. У нас есть Евангелие, есть творения святых отцов, письма Оптинских старцев, отца Иоанна (Крестьянкина), старца Паисия. Все разжевано. Помню, мне архимандрит Венедикт говорил: исполняй то, что знаешь, – и откроется то, чего не знаешь.

Люди хотят найти какой-то суперсовет, такую рекомендацию, чтобы все поменялось в один миг, причем чтобы они сами ничего не делали.

Вспоминается история из патерика. Приходит ученик к старцу и говорит: «Отче, позволь мне жить с тобой и научи меня путям Божиим». Старец открывает Псалтирь и начинает читать: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных… Оборачивается – а ученик куда-то пошел. Возвращается этот ученик через полгода. Старец в недоумении на него смотрит и говорит: «Мы с тобой вроде начали путь спасения. Я прочитал тебе только первую строчку из Писания – и ты исчез. Куда?» Ученик ответил: «Авва, я пошел это исполнять».

Отцы говорят, что под «советом нечестивых» понимается не только какая-то внешняя мирская греховная жизнь, но и когда человек учится не принимать греховные или душевредные помыслы, контролировать свои мысли и посвящать ум свой Богу. И ученик пошел это исполнять.

Я вырос и пришел к вере в советское время; духовной литературы тогда было мало. В 1980 году духовник подарил мне «Лествицу» Иоанна Лествичника, но текст был напечатан на пишущей машинке на папиросной бумаге, и это был седьмой экземпляр. Машинка тогда пробивала пять экземпляров, и даже пятый экземпляр был почти нечитаемым. А у меня был седьмой!

И вот ты читаешь одну и ту же книгу, все время находишь что-то новое, но когда пытаешься это исполнить – ничего не получается. Потом идешь к духовнику и понимаешь, что труд по исправлению самого себя – на всю жизнь.

Старец Паисий говорил: все ругают Церковь, духовников, епископов, митрополитов, духовенство, сотрудников храма или православное телевидение, газеты. Знаете, что надо сделать, чтобы исправилась Церковь, которую ругают? Исправь одну клетку в этом организме – самого себя – и положишь начало оздоровлению и исправлению Церкви. То есть начни с себя. Поэтому давайте не к психологии обращаться, а начнем евангельский путь, насколько это возможно.

– Замечательный совет! Следующий вопрос жизненный: «Скажите, как быть, если жених злоупотребляет алкоголем? Решил совсем не пить, но у него ничего не получается. Ему посоветовали съездить к бабушке, которая якобы лечит. Я была против, но он не послушал и поехал. Что делать? Как молиться? Как вообще быть?»

У меня ответ есть. Но, боюсь, у Вас, батюшка, ответ другой.

– Любовь Сергеевна, это же женщина задает вопрос – ответьте ей. Что Вы думаете?

– Я человек достаточно резкий и считаю, что если человек пьет до брака, не думаю, что есть смысл связывать с ним жизнь. Я не уверена, что вступление в брак что-либо поменяет. Алексей Ильич Осипов совершенно правильно говорит, что раньше всегда смотрели на поведение жениха, на поведение невесты, кто родители.

Расскажу случай. Были в свое время купцы Носовы (из староверов), они очень много занимались благотворительностью. И Павел Рябушинский – известный предприниматель, тоже из староверов. Так вот, один из сыновей Носова захотел жениться на дочери Рябушинского, но семья была категорически против. Потому что у отца, Павла Рябушинского, это был второй брак. Представляете, у староверов, которые жили кланами, семьями! Но сын все равно женился. Когда они поженились, отец жить с ними не захотел: отдал им особняк, а себе построил новый. Вот такие были строгие правила.

Что Вы ответите этой женщине?

– Приведу такой пример. Бывает, хочешь купить ботинки, нравится модель, а они жмут. Какой бы красивой ни была модель туфель, вы никогда их не купите, если они жмут. Покупать в надежде, что разносятся, не имеет смысла – такого не бывает.

Если в самом начале отношений, когда у него еще есть какая-то мотивация понравиться своей девушке, он не может решиться и бросить пить, чего же он добьется, когда пропадет всякая мотивация? Тогда этого не будет тем более. И добавится еще и разочарование в браке.

– И в результате развод.

– Старец Зосима говорил: «Был бы огонек, а мотыльки налетят». Огонек чего? Огонек целомудрия, доброты и веры. Если даже не встретится по жизни другой человек, то в Царстве Небесном не женятся, замуж не выходят, но пребывают как ангелы на небесах. Ничего страшного; живите и добро творите, заботьтесь о родных и близких. Раньше были многодетные семьи, замуж выходила сначала старшая сестра, потом средняя, а если до младших дело не доходило, они становились замечательными тетками, помогали старшим сестрам с детьми.

Поэтому я не советовал бы... Но нужно продолжать молиться: «Господи, пошли спутника для жизни для спасения моей и его души». Потому что эта цель является главной в браке – помочь друг другу быть ближе к Богу, Церкви и людям.

– Вопрос: «Грех ли говорить: ˮГосподи, Боже мой!ˮ? Заметила, что начала иногда так говорить. Что нужно делать, чтобы это не вошло в привычку?»

Да мы всегда так говорим: «Господи, Боже мой!»

– Мы постоянно говорим: Господи, помоги! Господи, благослови! Господи, благодарю!

Что такое молитва? Это возношение ума к Богу. Молитва – это беседа человека с Богом. В чем эта беседа? В чем угодно. Василий Великий говорит: благодарение, исповедание и прошение. То есть: поблагодари Бога, исповедуйся Ему и что-то попроси. Форма может быть разной, лишь бы это было от сердца, со вниманием и от души.

Дело в руках, а молитва в устах.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 03 декабря: 03:00
  • Суббота, 03 декабря: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать