Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

18 июня 2022 г.

Сегодня мы находимся в одном из удивительных и красивых храмов Москвы, который украшен замечательными фресками и мозаикой. Это храм Трех Святителей в Архангельском (поселение Воскресенское). Мы продолжим беседовать с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем этого храма и храма в честь Софии Премудрости Божией на Софийской набережной.

– Батюшка, люди ждут продолжения Ваших бесед, которые им очень нравятся и которые духовно развивают.

– Мы говорили о прообразах Иисуса Христа, и я продолжу. Но прежде хочу поздравить наших зрителей. Через несколько дней наступает пост Петра и Павла. Пролетели пасхальные дни, мы уже отпраздновали день Пресвятой Троицы. Напомню, что это день, когда Господь Иисус Христос освятил Церковь. Господь ниспослал Духа Святого на Своих учеников в виде пламени огненных языков, и с этого времени стала совершаться Божественная литургия. Без этого праздника, без ниспослания Духа Святого на апостолов Божественная литургия не совершалась бы. И храмы не имели бы в себе жизни. Потому что любой храм живет только Божественной литургией.

...Каждый человек, находясь в храме, не может не ощущать благодать Божию, которая там присутствует благодаря служению Божественной литургии. К сожалению, мы ищем в храме незаурядных в духовном смысле священников, которые были бы для нас примером. Это очень хорошо. Но если даже мы таковых не находим, если священники не являются прозорливцами, чудотворцами, какими-то яркими служителями Церкви, все равно через них совершается главное таинство Православной Церкви – Божественная литургия. Это таинство совершается вне зависимости от наших достоинств. В этом таинстве участвует Пресвятая Троица: Отец, Сын и Дух Святой.

Думаю, каждый человек перед днем Святой Троицы (как и перед Пасхой, и перед Рождеством Христовым) чувствует некоторую подготовку этого мира, в котором мы живем, воздухов, природы, всего того, что нас окружает, к этому празднику. Это один из главных праздников. Ведь мы веруем не только в Господа Иисуса Христа, но в Пресвятую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. На Пресвятой Троице держится всё: и этот мир, и наша вера, и наша догматика.

Пресвятая Троица: Отец рождает Сына, Дух Святой исходит от Отца и Сын является виновником ниспослания Духа Святого на нас и на этот мир. Святые отцы размышляли о тайне Пресвятой Троицы, но, как говорит апостол Павел, теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу (1Кор. 13, 12). Когда тогда? Думаю, что после перехода из этой жизни в жизнь вечную мы в большей полноте познаем Пресвятую Троицу.

Сейчас мы находимся в преддверии Петропавловского поста. Осмелюсь напомнить, какую важную роль играет любой пост. Приведу пример из жизни отца Иоанна Кронштадтского. Когда ему советовали в связи с болезнями и немощами ослабить пост, он сказал, что пошлет письмо своей матери и спросит у нее благословения. Мама ему ответила, что лучше умереть от поста, чем нарушить пост. Вот такое осознание и понимание поста должно присутствовать в каждом из нас.

Пост Петра и Павла в этом году не очень длинный. Этот пост не очень строгий, он считается рыбным. Внимательный христианин может проследить, когда можно вкушать рыбу, когда нельзя.

Пост – это великая добродетель. Все наверняка помнят отрывок из Евангелия, как некий отец привел своего бесноватого сына к Иисусу Христу и сказал, что ученики не смогли исцелить его. Господь изгнал беса из отрока. Ученики потом спросили, почему у них это не получилось. Господь ответил: сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Мы не будем посягать на то, чтобы совершать чудотворения в мире, изгонять бесов из людей – это было бы слишком большим дерзновением для нас. Но бесов, которые окружают каждого из нас, молитвой и постом мы можем если не изгнать, то, во всяком случае, отогнать от нашей души, чтобы она более свободно и беспрепятственно двигалась ко спасению и к Царствию Небесному. Как свидетельствует апостол Павел, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2, 9).

Это правильно, если вы, дорогие наши православные христиане, будете соблюдать пост. И неправильно, когда под каким-либо благовидным предлогом мы от поста отказываемся. Так что желаю всем благоприятного поста!

– Большое спасибо, отец Владимир, за назидание, напутствие. Думаю, многие наши зрители этому последуют.

– Теперь перейдем к нашей теме. Может быть, сегодня мы завершим тему о прообразах, связанных с Иисусом Христом. Как говорил апостол Павел, недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках (Евр. 11, 32). Так и нам не хватит времени, чтобы повествовать обо всех прообразах Господа нашего Иисуса Христа, которые отображены и явлены в Священном Писании Ветхого Завета.

Вернемся к Ною. Мы чуть-чуть недоговорили, а я хотел бы, чтобы эта тема была более глубоко и широко раскрыта. О роде человеческом перед Потопом сказано: наполнися земля неправды (Быт. 6, 11). Из-за этого произошел Потоп. Ной оказался родоначальником рода человеческого после Потопа.

Мы помним из Священного Писания, что Ной вошел в ковчег вместе со своей семьей. Так как он был главой семьи, он оказался родоначальником нового человечества. Ибо ветхое человечество, в силу своего отступления от Бога, было потоплено в водах Потопа. И только Ной вместе с семьей и с животными спасся в ковчеге.

Я уже упоминал, что ковчег – это грандиозный корабль, размером 150 метров в длину, 25 метров в ширину и 15 метров в высоту. Это был огромный корабль, который носился по водам целый год.

Ной оказался родоначальником рода человеческого и прообразовал таким образом Христа, Начальника новой жизни. Можно много говорить о том, почему Христос является Родоначальником новой жизни. Главное, Господь Иисус Христос искупил род человеческий от первородного греха. С момента изгнания Адама и Евы из рая человечество все более утопало в грехах и страстях. Господь все это искупил и призвал человечество к совершенно новой жизни.

К какой жизни призвал нас Господь Иисус Христос? Например, Он призвал к тому, чтобы мы ни в коем случае не касались прелюбодеяния. Он сказал, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Господь призвал возлюбить ближнего своего, как самого себя. Это трудно, и мы видим это по семьям, которые разрушаются. Как пишет Марина Цветаева: «Вчера еще в глаза глядел, а нынче все косится в сторону... О, вопль женщин всех времен: ˮМой милый, что тебе я сделала?ˮ» Вроде бы ничего не сделала, а настроение переменилось, ракурс зрения изменился – и размолвка, нелюбовь. Нелюбовь – это и есть начало ненависти. Ненависть бывает пассивной, когда не хочешь видеться с каким-то человеком, и активной, когда хочется сделать что-то нехорошее человеку.

Господь призвал нас возлюбить не только ближнего своего. Он сказал: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). В Ветхом Завете этого не было. И, конечно, учение Христа, Родоначальника новой жизни, было не по нутру очень многим иудеям...

Вернемся к Ною. Через что происходит обновление мира? Через древо ковчега и воды Потопа. Это является прообразом Христа, «Который кровию, истекшею из ребра Его вместе с водою, омыл грех, а древом крестным спас весь род наш».

Еще один прообраз – Мелхиседек. Мы помним из Священного Писания, как Авраам возвращался после войны и Мелхиседек, царь Салимский, вышел ему навстречу. Интересно, что Авраам принес Мелхиседеку десятину от тех даров, которые получил после войны. При этом сам Авраам был уже носителем священства, это ему нужно было бы принести десятину. Но Авраам приносит десятину Мелхиседеку.

– Мелхиседек – таинственная фигура Ветхого Завета.

– Очень таинственная фигура. Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Вышняго, – первее убо сказуется царь правды, потом же царь Салимский, еже есть царь мира, без отца, без матере, без причта рода, ни начала днем, ни животу конца имея, уподоблен же Сыну Божию... (Евр. 7, 1–3).

Мелхиседек прообразовывает Христа, и хотя Отца Христос имеет, но никто не понимал, что Отцом Его является Бог Отец. Мать Христос имеет, но Она безмужно зачала во чреве и родила Господа. И многое другое из описания Мелхиседека совпадает с жизнью Господа Иисуса Христа.

Можно говорить о пророке Ионе, который провел в чреве кита три дня и три ночи. Можно говорить о пророке Данииле, который находился в земле как во гробе. Когда его хотели казнить, его погрузили в яму, но он чудесным образом победил, можно сказать, духов злобы поднебесной (я образно говорю) и был извлечен оттуда. Как и Господь был извлечен из гроба Богом Отцом, Который воскресил Его из мертвых.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 августа: 03:00
  • Суббота, 20 августа: 13:00
  • Суббота, 27 августа: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    СЛУЖЕНИЕ ЛЮБВИ: Центр защиты семьи «Колыбель» в Екатеринбурге. Александра Цурилло

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: о святом Цесаревиче Алексие и регате его имени.

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ХРОНИКА ПЕТРОГРАДСКОЙ ГОЛГОФЫ. Выпуск 12.

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий

Вопросы и ответы

X
​​