Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

17 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня архимандрит Мелхиседек  продолжает отвечать на ваши вопросы.

Вопрос: «Зачем люди венчаются, если один из супругов попадет в рай, а другой в ад и они не смогут быть вместе? Зачем любить, если люди расстаются там? А как же все те, кого мы любим? Мы все там будем поодиночке? Наши дети не принадлежат нам?»

– Господь говорит: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Вот для этого и Церковь, и венчание, и все наши старания в христианской жизни. Беря билет на самолет, не надо заранее думать о том, что он может рухнуть. Если мы не начнем движения, то никогда не попадем из пункта А в пункт В. Конечно, всякое может быть, но движение мы все равно начинаем.

Любое таинство – только для нас, для людей. Благодать Божия в таинстве Венчания дает шанс быть в браке еще ближе, еще роднее друг с другом. Таинство для того, чтобы в будущей жизни оказаться вместе в раю. Будем надеяться, что через покаяние, смирение и по благодати Божией мы все-таки будем в раю. А если вдруг что-то окажется не так, как мы хотели?.. Господь сказал: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас».

Однажды женщина подошла ко мне в храме с подобным вопросом: «Батюшка, мой муж пьяница. Я переживаю за его будущую жизнь. Я не могу понять, как я смогу испытывать какую-то радость, блаженство, когда буду в раю, зная, что муж находится в аду? Рай тогда будет адом». На что я ей тогда сказал, что, во-первых, она преждевременно себя поместила в рай, а мужа – в ад. Не мы определяем будущую жизнь, кто где окажется. Пример – покаявшийся разбойник на кресте: последние минуты его жизни решили его участь. Поэтому неизвестно, как будет.

В Покаянном каноне Андрея Критского мы читаем, что впереди праведников идут фарисеи, мытари и прелюбодеи кающиеся. В Писании сказано: Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю. Господь всякого человека может в любой момент привести к спасению. А мы, думая, что праведны, неизвестно где можем оказаться. Поэтому мы живем в надежде на бесконечную милость Божию, с покаянием, не приписывая себе мнимых добродетелей. Господь сказал: Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. Никто из нас не может сказать, что сделал все, что должен был сделать.

Поэтому и жене, и мужу, и детям желаю, чтобы все оказались в раю. Так и будет, если будем жить в Церкви, Церковью и евангельскими заповедями.

– Вопрос: «Можно ли просить епитимью у священника, у которого исповедуюсь, если чувствую, что одной исповеди мало?»

– Дело в том, что епитимья не наказание; епитимья – это лекарство. У больного человека, когда прошла какая-то операция, должна быть и стадия реабилитации. Мало сделать операцию, очень многое будет зависеть еще и от периода реабилитации. Исповедь – это, можно сказать, вырезание опухоли через сердечное искреннее покаяние с обещанием и внутренним расположением никогда больше к этому греху не возвращаться. То есть мы категорически отрезаем грех, и нужен период реабилитации, чтобы к этому греху больше не возвращаться. Для этого священник дает тот или иной совет.

Прежде всего, нужно чтение Евангелия. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил: читайте Священное Писание, запоминайте Священное Писание, чтобы исполнять Священное Писание. Как ты начнешь новую жизнь, если у тебя не будет реального ориентира в уме и сердце? Когда человек вникает в Писание, то все греховные мысли как ластиком потихоньку стираются...

Федор Михайлович Достоевский говорит: не занимайте своего ума злыми мыслями и воспоминаниями, а то не останется места для хороших впечатлений.

Телезритель, задающий вопрос, чувствует, что ему мало только «операции», что должна быть реабилитация. Поэтому священник даст совет, то или иное духовное упражнение (будь то чтение Евангелия или молитв, более частое посещение богослужений). Это будет его дружеский отеческий совет.

– Молодой человек пятнадцати лет задает вопрос: «Могу ли я креститься вновь, если меня крестили в семь лет? Это было рано. Просто один служитель сказал, что крещение в детстве ничего не значит, потому что это был неосознанный выбор. Но креститься дважды нельзя. Что же делать?»

– Во-первых, в Символе веры сказано: исповедую едино крещение во оставление грехов. Служитель сказал, что крещение в детстве ничего не значит. Нет! Приведу актуальный пример, и будет понятно. Человек сделал прививку; сделал осознанно, целенаправленно. А в детстве, с самого рождения, нам делали прививки от кори и туберкулеза. Спрашивается: эти прививки действенны? Люди могли сделать эти прививки в более поздний период, осознанно. Но изменилось ли что-нибудь от того, осознанно была сделана прививка или неосознанно в детстве, по воле наших родителей? Конечно, никакой разницы нет.

Святитель Василий Великий говорил: пусть дитя будет крещено в младенчестве, чтобы греховная язва, заложенная в нем через наследование первородного греха, не увеличилась. Ведь что такое первородный грех? Это удобопреклонность к греху. Всех нас с детства тянет к греху, к эгоизму больше, чем к самоотверженному служению и альтруизму. Чтобы язва греховная не увеличилась, пусть младенец будет крещен в детстве, чтобы благодать начала действовать изнутри...

Зачем же дожидаться, когда человек осознанно придет к вере? А если не придет? А что если человек, которому в детстве не сделали прививку, заболеет корью или туберкулезом и умрет?.. Поэтому надо с детства сделать прививку к Древу Жизни, к Церкви, к воинству Христову; заранее записаться в армию Христову, а не тогда, когда начнутся военные действия, а мы окажемся ни за кого: ни за белых, ни за красных, ни за Христа, ни за дьявола.

Маленькому ребенку, когда он садится за стол, никто не говорит: мол, вырастет – сам определится. Родители дают ему ложку в правую руку и учат правильно ее держать. Вы надеваете на мальчика в детстве брюки, на девочку – юбку и не ждете, когда ребенок сам в этом определится. Мы с раннего детства ребенка учим хорошим манерам, многие – азбуке, английскому языку и так далее. Давайте дождемся, когда ребенок вырастет большим и сам определится с манерами, языком. Может, и со школой он должен сам определиться: идти ему в школу или не идти? Мы же этого не дожидаемся.

Поэтому мы за своего ребенка определились, что он должен быть православным христианином и должен быть привит к Древу Жизни через таинство Крещения.

Крестимся мы один раз. Так и говорим в Символе веры: исповедую едино крещение во оставление грехов.

– Этот же мальчик спрашивает: «Грех ли курить и пить вино? Думаю, что грех, но не знаю точно».

– Зачем это пятнадцатилетнему мальчику? Старец Амвросий рассказывает такой случай. Приходит к нему один барин и говорит: «Батюшка, нигде в Священном Писании нет запрета на курение. Табак – это растение, а любому растению источник жизни – Бог. Значит, Бог сотворил табак, чтобы мы его курили. А если Бог это сотворил, значит, все это естественно». Старец Амвросий такой логикой был поставлен в недоумение, но призвал благодать Святого Духа и сказал: «Если бы курение для человека было естественно, то Господь Бог при творении предусмотрел бы ему на макушке дымоход».

Курение назвать естественным для человека мы не можем; это грех и пристрастие. В Евангелии сказано: «Всякий творящий грех есть раб греха». Человек свободен решить, курить ему или не курить. Но люди, начавшие курить, уже не свободны, значит – рабы. Мы должны быть рабами Христовыми, а не рабами сигарет.

– А вино не осуждается, если оно в меру.

– Греки говорили: все красит мера, ничего сверх меры. В пятнадцать лет надо спортом заниматься.

– Я почему-то сейчас вдруг вспомнила Александра Вертинского. Я смотрела недавно документальный фильм о нем. Он описывает состояние общества конца XIX­­­ – начала XX века в России и открыто пишет, что увлекся кокаином. А он был верующим человеком. Он понимал, что это грех, что надо избавляться от этого. И его от этой страсти спасла Первая мировая война. Он пошел добровольцем на войну, его записали в медбратья, и он служил медиком. То есть только война спасла его от этого страшного греха.

– Это говорит о сильнейшей зависимости. Только чрезвычайные обстоятельства способны остановить сильную страсть. Помню одно интервью с бывшим наркоманом. Он говорил: если вы думаете, что для того, чтобы стать наркозависимым, недостаточно уколоться один раз, ошибаетесь; уверяю вас – достаточно... Это на самом деле страшно, и не надо с этим играть.

– Так что молодому человеку нужно выбросить из головы все мысли по поводу табакокурения.

Следующий вопрос: «В отпуске в Санкт-Петербурге, прогуливаясь по набережной реки Фонтанки, увидела церковь святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Все мои мысли были об усопшей 25 февраля младшей сестренке Ирине. Я зашла в церковь, помолилась. И только сегодня меня осенило, что я забыла покрыть голову в церкви – настолько была погружена в мысли. Никогда со мною такого не случалось. Это же грешно. Что делать? Переживаю за свою неразумность».

– Никакого греха в этом нет. Часто видел женщин, которые забегали в храм перед работой в брюках, джинсах. Я думаю, что лучше в храм зайти в такой одежде, чем вообще не заходить. Случайно произошло так, что Вы не покрыли голову платком, – ничего в этом страшного нет.

– Гречанки вообще в храм ходят без платка.

– Они, наоборот, снимая платок, этим свидетельствовали открыто, что не турчанки (все турчанки ходили с покрытой головой), не мусульманки. То есть это тоже было своеобразным исповеданием. Апостол Павел говорит, что на женщине должен быть головной убор как знак для Бога. Открытая голова у гречанок – это тоже знак для Бога, что они не мусульманки. Это своеобразная традиция, и она тоже в духе Священного Писания.

– Следующий вопрос очень серьезный: «Как подготовиться к вечной жизни?»

– Если коротко – жить по Евангелию. Евангелие – именно для того, чтобы мы были с Господом вечно, и в той жизни, и в этой. Господь говорит: «Кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Мы всю жизнь что-то пытаемся делать, каемся, исповедуемся, но евангельского идеала достигнуть не можем. Но это вовсе не означает, что мы не должны жить так, как сказано в Евангелии. Спасаемся мы, с одной стороны, своим трудом и смирением, с другой стороны – благодатью Господней. Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя. Оставить грехи поможет только благодать Господня.

– Следующий вопрос касается заработка: «Есть такой вид бизнеса: арбитражные сделки. Суть заключается в том, чтобы в одном месте купить подешевле, в другом месте продать подороже. Хотелось бы узнать, как к этому относится Православная Церковь».

– Если какие-то продукты, купленные оптом, потом продаются дороже, то это твой личный заработок.

– Это нормально, торговля на этом и строится.

– Если ты откуда-то (из Италии, например, или Германии) привез хорошие ботинки, купил их там за десять долларов, а здесь продал за двадцать, то это твой заработок. Я просто не понял: при чем здесь арбитражные сделки?

– Наверное, имеется в виду, когда специально банкротят фирмы...

– Для нас это очень сложный механизм, это не наша сфера. Тем более пользоваться чьим-то разорением...

– Следующий вопрос немножко унылый: «Как побороть свою ненависть к людям? Уже доходит до того, что начинает вымораживать от людей настолько, что просто нет никакого желания выходить из дома. Живу один. Из-за этого проблемы на работе. Каждый день наблюдаю жестокость людей. Пытаюсь найти добрые поступки в отношении людей друг к другу, но все тщетно. Понимаю, что судить нельзя, иначе судим буду. Пытаюсь побороть это в себе, но не получается. Три месяца уже в таком состоянии, и становится только хуже».

В последнее время встречаю столько прекрасных примеров жертвенности людей! Пожарные спасают людей. Дети бросаются в полынью, спасая более маленьких. Детей награждают. Все это по новостям показывают...

– Есть интересный, замечательный фильм «Огонь»... Во-первых, все зависит от «очков». Если надеть черные очки, то все будет в черном свете. Надо снять эти очки. И второе: надо жить не в своей скорлупе, а попробовать помочь хоть одному человеку. Выбери самого близкого человека, позвони ему и подними настроение или чем-нибудь конкретным помоги. Сделай конкретное маленькое доброе дело – и взгляд на мир и людей начнет меняться.

– То есть человек  сам должен что-то хорошее сделать другим.

– Откуда появится свет, если ты в темной комнате сам не зажжешь свечу?

– Доктор Гааз говорил: спешите делать добро.

– Соседу, другу, школьному приятелю сделай доброе дело, чтобы настроение хоть чуть-чуть изменилось в лучшую сторону. А если всех рассматривать через микроскоп, то, конечно, много чего можно найти...

– Еще один интересный вопрос: «Возможна ли духовность у атеиста? В СССР была ли духовность? Вообще фильмы, картины, музыку советского времени можно отнести к сфере душевности, нравственности или духовности?»

– Духовностью в советское время называли посещение театров, выставок. Так и говорили: у него была богатая духовная жизнь.

Духовной жизнью мы называем только одно – приобщение к благодати Святого Духа. Духовная жизнь – это жизнь по евангельским заповедям. Все остальное – душевность. Но душевность и нравственность приводят к духовности. Кто-то из мудрых людей сказал: познание Бога лежит на пути исполнения евангельских заповедей. Бога люди могли не знать, Христа могли не знать, православия могли не знать, но принципы евангельских заповедей знали, по ним жили и ими делились. Целомудрие, верность, добросердечие, жертвенность, патриотизм, альтруизм, щедрость... В наше время этим были пропитаны бардовские песни, стихи, фильмы, которые свидетельствовали о дружбе, жертвенности, чистой любви, преданности, верности слову и чести. Особенно о верности слову и чести фильмов было чрезвычайно много. Они воспитывали и были проводником к принятию Евангелия, христианства. Это была почва...

– В конце 80-х все просто ринулись в Церковь, крестились. Был невероятный духовный подъем. Мне кажется, это было именно потому, что душевность и нравственность в обществе сохранялись.

– Все нравственное может привести к духовности.

– Спасибо большое, отец Мелхиседек! Как всегда, на все вопросы не ответили. Продолжим в следующий раз.

– Вспомнилось четверостишие:

Не живи уныло.

Не жалей, что было.

Не гадай, что будет.

Береги, что есть!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 15 мая: 03:00
  • Суббота, 15 мая: 13:00
  • Суббота, 22 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​