Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

15 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мы продолжаем беседы с протоиереем Владимиром Волгиным.

– Складывается добрая традиция: наша с Вами передача выходит по большим православным праздникам. Сегодня 15 января, наступило новолетие – вчера мы отмечали этот день. И прежде чем Вы подойдете к основной теме нашей беседы, скажите несколько слов: что означает новолетие для православных христиан? Это праздник? Мы его отмечаем?

– Хотелось бы поздравить всех с новолетием. С одной стороны, этот праздник означает смену года, с другой стороны, к нему можно по-разному относиться.  Правильно, когда ему предпочитают Рождество Христово. Истинное новолетие – это начало церковного индикта в сентябре, когда Господь сотворил этот мир. Но в человеческой традиции принято отмечать Новый год, который, к сожалению, у нас в России празднуется по новому стилю до Рождества Христова, ведь этот праздник все хотят отпраздновать, и в Рождественский пост воцаряется веселье. И иногда люди совершают некие злоупотребления – мы же русский народ.

– Широк русский народ.

– Да. Но сейчас мы говорим о том новолетии, каким является Новый год по старому стилю. Что главного, принципиального содержится в этом празднике? Как и в свой день рождения, мы должны проанализировать свою прошлогоднюю жизнь и, увидев недостатки, поставить их для себя на учет, чтобы в предстоящее новолетие постараться с ними поработать и с Божией помощью их устранить. Подчеркиваю – с Божией помощью! Потому что Господь Иисус Христос сказал: «Без Меня ничего не можете совершить».

Наверняка я уже упоминал об одном ярком примере, когда авва Аммон, ученик Антония Великого, писал: «Четырнадцать лет я молился Богу, чтобы Господь Бог избавил меня от духа гнева». Значит, Бог избавил его после четырнадцати лет усердной молитвы! Вот как мы должны относиться ко всем страстям, которые увидим, исследуя свою жизнь. И мы так же должны молиться Богу, чтобы Господь исторг из нашей души те страсти, которые являются препятствием на пути к Нему, к Царствию Божию.

Новолетие связано с обновлением жизни, с новой жизнью, которую мы должны проживать. А новая жизнь должна начинаться с чистого листа, когда мы очистили свою душу во время исповеди, когда с нас сняты грехи и страсти, которые одолевают. С этого времени мы приступаем к работе над собой. С одной стороны, это касается каждого из нас, с другой стороны, семьи в целом.

В семье тоже много изъянов, с которыми нужно бороться для того, чтобы отношения не просто стабилизировались, а стали бы цельными и нерушимыми. Семья – это микрогосударство, а это значит, что ее влияние распространяется на все наше государство. Это государственный праздник. Не случайно президент Российской Федерации,  выступая с поздравлением по телевидению, осмысливает опыт (в том числе и негативный) прошлой жизни и призывает нас к позитивным свершениям в будущем году. Так что, с одной стороны, это праздник, а с другой  – обращение к собственной душе.  

Желаю всем нам обновления! И чтобы в следующем году было как можно меньше негативного, как можно больше всего доброго, которое приводило бы к любви. И чтобы любви было как можно больше в следующем году. Чтобы мы были светом для мира и солью земли, чтобы люди, видя наши добрые дела, прославили Отца нашего Небесного.

– Спасибо, батюшка, за замечательные пожелания! Тем более что еще идут святки (святые дни) и мы находимся в духовном окружении праздника Рождества Христова. Хочу задать Вам вопрос: правильно ли мы поступаем, когда пишем,  поздравляя друг друга: «С праздником Рождества»?  Я всегда в ответ пишу: «С праздником Рождества Христова». У нас ведь есть Рождество Иоанна Предтечи, Рождество Пресвятой Богородицы. А сейчас начали Христа отсекать – просто пишут «с Рождеством».

– Думаю, что Вы правы. В этом поздравлении нужна полнота, потому что в дальнейшем может произойти путаница и непонимание, с чьим Рождеством мы поздравляем друг друга.

– На Западе вообще не принято добавлять имя Христа. Мне кажется, что это западное веяние. Насколько я знаю, там не пишут «с Рождеством Христовым»,  а просто поздравляют с Рождеством. Некое абстрактное понятие – Рождество…  Это пример того, что нам надо защищать свои традиционные ценности и открыто показывать себя христианами. Мы поздравляем друг друга с Рождеством Христовым – мы христиане.

– Да, это правильно. Надеюсь, что западные  веяния  нас не заразят. Может быть, и заражают, но у России особая судьба. Я верю в то, что мы находимся под особой благодатью Пресвятой Богородицы. Мы духовно возродимся, и наши храмы будут в недалеком будущем переполнены народом Божиим.

– Спасибо, батюшка. Перейдем к нашей замечательной книге.

– Она трудночитаемая. Но в ней много важной информации, которой всегда хочется поделиться. И теперь мы переходим к Ною. Чем знаменит Ной? Тем, что по откровению от Бога он стал строить ковчег и строил его сто лет. Моя безграмотность предполагала, что он с семьей строил ковчег. Но даны размеры этого строения: триста локтей в длину (сто пятьдесят метров), пятьдесят локтей в ширину (двадцать пять метров), тридцать локтей в высоту (пятнадцать метров), а еще ковчег был разделен  на три яруса (по пять метров каждый ярус).

Теперь понятно, почему туда могли войти животные – «каждой твари по паре». Это был огромный корабль и по тем временам, и даже по нашим. Конечно, не только Ной принимал участие в его строительстве. У кого-то из святых совсем недавно я прочитал, что люди, которые окружали Ноя, участвовали в строительстве ковчега. И ковчег, к которому они прикасались, был в каком-то смысле обличителем их неверия. Они помогали и недоумевали: «Зачем строится этот ковчег?» Хотя Ной не скрывал того, что будет потоп.

– Он всех звал.

– Да. Настало ужасное время для тех людей, которые населяли землю в то время. Произошел Всемирный потоп, от которого именно в ковчеге и спасся Ной со своей семьей и с животными. А весь мир погиб. Это было символом умирания ветхого мира, суда над ветхим миром, находящимся в то время в плачевном состоянии (нравственном и моральном).

Если бы не нравственное падение людей, то не было бы Всемирного потопа и не потребовалось бы строительства ковчега. Но в конечном итоге произошло обновление жизни – она началась уже после ухода воды и остановки ковчега (говорят, что в горах Арарата). Не знаю, правдивая ли это версия… говорили о том, что почти каждая армянская семья в свое время имела кусочек ковчега в своем доме.

– Я видела икону в одном из православных монастырей с частицей Ноева ковчега.

– Это свидетельство, дополняющее мое слово. Я читал эссе об одном французе – он был археологом. Оказавшись на войне, он дал слово, что если вернется с  войны живым, то обязательно займется поисками  Ноева ковчега. Он остался жив. Не буду рассказывать о всех препятствиях, которые встречались на его пути, но поиски привели его на гору Арарат.  В тот год лед на горе сильно растаял (а там вечные льды), и ученый не только увидел этот ковчег, но и взял его частицу.

Это было спасение человечества от ветхого мира и переход к миру новому.  Туда ведет нас Господь Своим подвигом – из ветхого греховного мира к миру, который называется Царством Божиим, где все свято, где проживают святые люди и праведники,  где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь и любовь бесконечные.

– Батюшка, а радуга над Араратом – это символ чего?

– Как говорит Священное Писание, сказал Господь, – в знак того, что больше не будет такого наказания, над землей будет появляться радуга.

–  То есть это как своеобразный символ Нового Завета?

– Да. Это образ примирения Бога с человечеством.

– Когда я ехала в Армению, меня спросили: «А что ты больше всего хочешь там увидеть?» Я сказала: «Больше всего я хочу увидеть радугу над Араратом». И, представляете, это свершилось – я ее увидела.

– Слава Богу!

– Да. Причем в последний день. Мы уже думали, что не увидим. Был невероятно страшный дождь, что называется, средь бела дня. Дождь какой-то страшный, черный, мрачный. Неожиданно он закончился, и все закричали: «Радуга! Радуга!» После этого совершенно жуткого дождя вдруг появилось солнце, и над Араратом вспыхнула радуга. И я уехала спокойная и умиротворенная, то есть моя мечта сбылась.

– И Вы утвердились в том, что больше потопа не будет.

– Да, что потопа не будет. Дождь прошел, и появилась радуга, то есть как бы все повторилось. Простите, батюшка, приятные воспоминания овладели мной.

– Очень хорошо. Спасибо. И здесь говорится о Ное и о том, что Иисус Христос указывает на соответствие времени потопа с временем перед Своим будущим Пришествием. А что Он говорит о времени потопа? Он говорит, что перед потопом люди продолжали все делать – жениться, выходить замуж, обрабатывать землю и так далее, и вдруг случился потоп, и так же будет и при кончине мира. То есть люди будут так же заниматься своими человеческими делами, не ожидая кончины мира, но внезапно кончина мира наступит.

«Иисус Христос указывает на соответствие времени потопа с временем пред Своим будущим пришествием (Лк. 17, 26–27; Мф. 24, 37–39). Но так как в другом месте Священного Писания (1Пет. 3, 20–21) говорится о прообразовательном значении потопа вообще в отношении к благодатному Царству Христову, то Ной является прообразом Христа и в первом Его пришествии на землю.  Самое имя Ноя, означающее «покой», святые отцы считают прообразовательным: «Христос есть истинный Ной, – говорит святитель Кирилл Александрийский, – т. е. оправдание и успокоение, ибо Гавриил Архангел предвозвестил Святой Деве, что Христос дарует нам покой (Лк. 1, 30–33). О роде человеческом пред потопом сказано: наполнися земля неправды (Быт, 6, 11); в мрачных красках изображает святой апостол Павел нравственное состояние мира и во время пришествия Христа на землю (Рим. 1, 18–32). Христос, так же как древний Ной, «возвещал предстоящий суд роду развращенному, и для спасения верующих от потопа вечного проклятия создал Нерукотворенный Ковчег – Свою новую Церковь. Он Сам соделался дверию (Ин. 10, 9) сего ковчега…»

– Вы помните, что у ковчега была дверь?

– Да, да.

– Они вошли в ковчег, и дверь была закрыта.

– Они засмолили ее.

– Да. «Он Сам соделался дверию (Ин. 10, 9) сего ковчега и приял в него диких и кротких, чистых и нечистых животных, пшеницу и плевелы, дабы всем уготовать довлеющие обители у Отца Своего (14, 2) и всем приобресть Его духовное благословение. Но как в ковчег Ноев не вошли те самые, которые вспомоществовали Ною в его создании, так книжники и фарисеи, долженствовавшие назидать Церковь, отвергли камень, который долженствовал быть во главу угла (Мф. 21, 42), и затворяли Царствие Небесное для себя и других (23, 13)…»

Видите, как много удивительных образов и понятий раскрывается в событии, связанном с Ноевым ковчегом и с самим Ноем – прообразом Христа, с той будущей проповедью Христа, которую ожидал мир, и вообще с будущим мира.

– Отец Владимир, почему же те, кто помогал Ною (а они видели и знали, что он был праведной жизни), не приняли этих его стараний хотя бы ради его праведной жизни?

– Знаете, вокруг нас в свое время было много праведников, людей святой жизни, но другие люди оставались черствыми к их благословениям, к их напутствиям, к их взглядам на будущее, ибо очерствело их сердце. Слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, – говорит Господь. Это совершалось и совершается во все времена человеческого существования, и, наверное, особенно в то время, в которое мы живем.

Я повторяю, что верю в будущее России. Но во всем мире – в Европе, в Америке – люди отвращают свой взор от Христа. Несмотря на те великие ценности, которые Христос принес, они не хотят их утверждать, они их искажают и привносят свое – человеческое, и скорее даже не человеческое, а от духов злобы поднебесной.

Автор программы и ведущая Любовь Акелина

Записали Людмила Кедысь и Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 28 мая: 03:00
  • Суббота, 28 мая: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​