Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

14 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжит отвечать на вопросы.

– Наша передача выходит в первый день Успенского поста. И вопросы сегодня житейские, бытовые. Думаю, нашим зрителям приятно будет услышать ответы на вопросы в такой замечательный день.

– Самое главное, чтобы было не просто приятно, но и полезно.

– Первый вопрос: «Возможно ли православному человеку заниматься пилатес, ЛФК, йогой как физическими упражнениями? Если я правильно понимаю, йогой заниматься можно, если не петь мантры и не увлекаться философией».

Не знаю, почему зритель пишет об ЛФК, ведь это же стандартный комплекс физических упражнений. Честно сказать, не представляю, что такое пилатес. Насколько я понимаю, это упражнения, никак не связанные с индийской философией...

– Сейчас столько разных направлений! Надо заниматься классическими видами спорта. Классической всегда была гимнастика (со снарядами, без снарядов): там и приседания, и отжимания, и растяжки. Йога никогда не была традиционной для славянских народов. У них свое, у нас – свое. Зачем все смешивать? Почему мы тогда про Китай не говорим? В Китае тоже своеобразная интересная физическая культура. Но это традиционно именно для них. Надо действовать по русской пословице: где родился, там и пригодился. У нас есть традиционная гимнастика, которая была и в школах, и в пионерских лагерях. Поэтому ничего не надо выдумывать; надо жить своей собственной культурой, даже в физическом плане...

– Мне кажется, тут даже не надо ставить вопрос о том, православный человек или нет. Просто важно, где ты родился. Мы родились в России. Любой антрополог скажет, что у нас даже скелет отличается от скелета индусов.

– Люди, отвечающие за здоровый образ жизни и правильное питание, говорят о том, что нужно есть продукты своего региона. Например, на Севере растут свои ягоды: клюква, морошка. А если человек начинает от них отказываться, экспериментировать и есть только бананы и лимоны?.. Надо придерживаться того образа жизни, который традиционен для нас. Оставим йогу для Индии.

– Вопрос от матери, у которой шестнадцатилетняя дочь страдает вегетативной сосудистой дистонией. Она пишет, что когда они в храме на всенощной или стоят в очереди к Причастию, девочка падает в обмороки, ей становится плохо. Может быть, душно в храме. И никак ей не удается исповедоваться,  тем более причаститься. Мать спрашивает: может ли она приходить к окончанию всенощной, чтобы только исповедоваться?..

– Может, конечно. Это же реальное болезненное состояние. И таких случаев бесконечное множество. Для больного человека есть варианты послабления. Святитель Филарет однажды говорил: в храме надо больше думать о Боге, чем о ногах. Поэтому через силу ничего не должно быть. Исаак Сирин сказал, что понуждение больного естества приносит смущение на смущение.

Кстати, по поводу поста... Дай телу твоему по силе его, а всю брань обрати на внутреннего человека, то есть на недостатки, страсти, грехи. Если мужчине требуется полведра щей и полтазика жареной картошки (и это его норма) – пусть так и будет. Зачем ему равняться на детей и жену? У него такой организм. Может, он занимается тяжелым физическим трудом.

Поэтому надо спросить у священника, какой вариант возможен в данном случае. Может быть, смотреть трансляцию всенощного бдения дома и приходить только на литургию. Хоть бы сил хватило на литургию – у людей иногда и на это нет сил. Тогда можно находиться рядом с храмом, с собой в храм брать стульчик. Уже будет видно, что человек старается как может.

Хороша золотая середина. Чрезмерное понуждение в конце концов может дать обратную реакцию. Надо ко всему подходить с рассуждением и делать по силам. Батюшки должны относиться к этому с пониманием, потому что организм организму рознь. Есть разница между младенцем, ребенком, пожилым человеком, кормящей мамой, человеком, занимающимся физическим трудом.

– Вопрос: в семье  родной ребенок и приемный; они разного пола. Дети выросли и влюбились друг в друга. Будет ли грехом, если они в будущем, возможно, создадут семью?

Насколько я знаю, по Гражданскому кодексу такое запрещено, если приемные дети были усыновлены (удочерены). Правда, в письме не уточняется, было ли усыновление...

– Я думаю, не важно, как это было оформлено юридически. Это происходит внутри семьи. Они должны были понимать, что они брат и сестра.

– Я к тому, что это даже юридически закреплено.

– Даже если предположить, что юридически не было усыновления, все равно они начали жить в семье как брат и сестра, росли вместе. И если потом это вдруг переросло в другие отношения, получается, они переступили грань.

– В общем, родителям нужно держать ушки на макушке и предпринимать какие-то меры.

– Конечно.

– Вопрос: «Несколько дней назад я узнала, что моя крестная – некрещеная. Родители сказали, что не знали, что так нельзя. Меня носила крестить бабушка, а крестных просто записали без их присутствия. Если мое крещение считается правильным, то кого мне считать крестной матерью?»

Я помню, что происходило в 90-е годы: и храмов не хватало, и священников не хватало. Была полная неразбериха...

– Наверное, батюшке и в голову не могло прийти, что крестная некрещеная. Конечно, надо было всех переспросить... Во-первых, крещение все равно состоялось, оно полноценное, обеты быть настоящей христианкой перед Богом были даны. Если крестная не крещена, надо сейчас принять все возможные шаги к этому. И она останется крестной. Если она тогда что-то не понимала, пусть задним числом входит в свои законные права крестной.

Крестный – это любящий человек, который заботится о христианском воспитании своего крестника. Порой некоторые некрещеные и далекие от Церкви люди могут гораздо большему научить в плане доброты, сердечности и человечности, чем люди, которые формально записаны крестными, а в реальной жизни своих крестников участия не принимали. Крестным человека делает не только наименование, но конкретное участие в жизни крестника. Может быть, она учила ее заповедям Господним о почитании родителей, об уважении к старшим, учила честности, доброте, милосердию, дружбе, состраданию и этим выполняла свои обязанности. Она могла рассказывать о Церкви, молиться за крестницу, не зная того, что она сама некрещеная.

Теперь задача крестницы – принять участие в крещении своей крестной. Сделай так, чтобы твоя крестная тоже стала полноценным членом Церкви, приняв Святое Крещение. Итак, еще раз коротко отвечаю на вопрос: крещение состоялось. Теперь нужно помочь крестной принять крещение и крестной считать именно ее.

– Следующий вопрос: «Как почитать мать, если она меня специально раздражает? Я терплю, но терпеть не могу, терпение истекает, я раздражаюсь и даже матерюсь».

Ой-ой! Уж православному человеку материться нельзя ни в коем случае.

– Я с Вами, Любовь Сергеевна, категорически не согласен. Никакому человеку нельзя материться, тем более в отношении родных и близких, тем более в отношении своей собственной матери. В Священном Писании есть такие слова: если отец твой даже сделается дурашлив (то есть выживет из ума), и тогда не оставляй его. Слезы матери нам отольются. Сказано: дети, будьте покорны своим родителям во всем. И не говорится, каким родителям: верным, добрым, мудрым или каким-то иным.

Господь поставил тебя в такие условия, чтобы смирить твою гордыню. Мама раздражает почему? Потому, что гладит тебя не только по шерсти, а иногда и против шерсти. Такое устроение дочери говорит о большой гордости, о неуважении к матери. Как такое возможно, чтобы мать специально раздражала?..

– А теперь я с Вами не соглашусь. Апостол Павел говорит: родители, не раздражайте своих детей.

– Есть такие слова. Ну, во-первых, яйца курицу не учат. Она не может сказать матери эти слова. Единственный спрос – с самих себя. Мы можем только одного человека в своей жизни исправить (да и то только попытаться это сделать) – самого себя. Больше никого мы исправить не можем. Шансы есть: собственным примером, своей любовью, состраданием можем повлиять на другого человека. Но отвечать за другого мы не можем. Только за себя. Поэтому сделай так, чтобы ты не раздражалась.

Недавно я служил в храме Иоанна Воина на Якиманке, мы вспоминали митрополита Антония Сурожского, который посещал этот храм, проповедовал в этом храме. Уникальный человек – митрополит Антоний Сурожский (в миру Блум). Однажды его спросили: что делать, если дети мешают молиться в храме? И он сказал потрясающие слова: если бы вы по-настоящему молились, то никакие дети вам не мешали бы.

– Это справедливо.

– Поэтому если ты сам по своей гордыне, самолюбию, эгоизму не будешь раздражаться, тебя никто и не сможет раздражать. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. У человека есть чувство юмора, соображение, мозги, чтобы не раздражаться. Кто-то из мудрых людей сказал: если один умный, то ссора прекратится.

– Или ее вообще не будет.

– Знаете, завестись любой человек может. Но если один умный, то ссора прекратится. Вот она, наверное, себя умной считает? Так пусть и найдет выход из положения.

У меня тоже иногда бывали непростые взаимоотношения с мамой, но меня всегда удерживали слова старца Паисия, которого я имел счастье видеть на Горе Афон за девять месяцев до его кончины в 1993 году. Он говорил: сделай так, чтобы тобою были довольны родители, – и тобой будет доволен Бог. Если тобой недовольны родители – тобой недоволен Бог.

Помню, когда у меня с мамой были какие-то ссоры, я думал: «Что это она мне сказала? На кого она наехала? На архимандрита! Беспредел какой!..» Но вот эти слова меня ставили на место: если тобой недовольны родители, значит, тобой недоволен Бог. Ты ищи, как примириться, как не давать на что-то повода, чтобы тебя ничего не могло выбить из колеи.

Помню, одна женщина рассказывала про свою бабушку, которую никто никогда не видел раздраженной. И не могли понять, в чем ее стержень. Однажды бабушка шла через порог (а пороги были обычно высокие в деревнях) и споткнулась через ведро. Обычный человек психанул бы: мол, все мешает. А эта бабушка сама себе говорит: «Мало тебе!»

– То есть сама себя корила.

– Кто тебя сможет раздражать, если ты живешь вот с таким устроением?..

Помню, в семинарии была такая история: одного архиерея из Литвы помощники на богослужении чуть не задушили омофором. Омофор – это предмет одежды епископа, который возлагается на плечи и символизирует овцу, что пастырь несет на своих плечах. Они первый раз помогали епископу и так надели на него эту ленту (омофор), что чуть не задушили. Это было на моих глазах, но я не мог в этой ситуации помочь, стоял метрах в трех, и было много народу. Но сам епископ остановил это. Я успел про себя подумать: сейчас что-то начнется! А этот епископ вдруг сказал фразу, которую я запомнил на всю оставшуюся жизнь: если бы я был нормальным архиереем, у меня были бы нормальные помощники. Вот правильное отношение к жизни.

Арсений Великий однажды сказал: если ты не пойдешь путем самоукорения, нигде и никогда не найдешь покоя. Если мама раздражает, это очень большое самомнение, завышенная самооценка. Надо быть скромнее, особенно со своими родителями.

– Следующий вопрос достаточно длинный, я постараюсь сформулировать его покороче. У одной женщины дочка больна ДЦП, умственно отсталая, страдает эпилепсией и еще много чем. Сейчас они находятся в Сербии, они поехали в один из монастырей, где, как им сказали, прозорливый батюшка, который им все скажет. Батюшка сказал, что болезнь можно победить только жесточайшим постом, что маме и дочке нужно пить исключительно воду. Мама в недоумении: девочка просто не поймет этого,  да и ей самой тоже нужны силы. Она не знает, что делать, переживает.

– Оптинские старцы говорили, что крайности – бесовские. Батюшка не сказал, сколько дней на воде? Если ей сказали относительно его прозорливости, то, наверное, это какой-то авторитет местной Сербской Церкви. Чтобы сохранить спокойствие своей души и совести, пусть мать сделает один такой разгрузочный день, чтобы исполнить благословение, но больше экспериментировать не надо. Я уверен, что батюшка и сам такого поста не соблюдает. Святые отцы учат не благословлять то, чего сам не исполняешь. Может быть, один день для очистки организма можно попробовать, но нормой это быть не может.

Советчики относительно здорового питания и диетологи однажды посоветовали, как за неделю сбросить семь килограммов: мол, есть шикарный и стопроцентно действующий способ – надо отказаться от трех веществ: белков, жиров и углеводов. Вот такие недоучки. И в данном случае что это за эксперименты?..

– Тем более больной ребенок, инвалид. Она даже не поймет, почему ей предлагают воду...

– Это исключительный случай. Есть приходской священник, и с ним надо решать этот вопрос. Подводя итог, еще раз повторю: как говорили Оптинские старцы, крайности – бесовские. Надо держаться золотой середины.

– Вопрос: «Что такое непростительные грехи? Если Бог есть любовь, почему эти грехи не прощаются?»

– Прощается любой грех, если человек раскаивается в нем. А раскаяние состоит в оставлении этого греха. Если человек оставляет грех, то это приводит к раскаянию и прощению. Но если человек не оставляет свой грех? К примеру, у мужчины есть жена и любовница, он находится в блудной связи. Бывает, что такой человек приходит на исповедь, кается, сожалеет, но греха этого не оставляет. Грех исповедан, но не прощен, потому что не исцелен.

Например, у человека прошла операция – вырезали аппендицит. Ему сказали, что через семь дней нужно прийти и снять швы. А он пошел в футбол играть или на йогу – и шов разошелся. Тебе сделали операцию – зачем ты начал теребить свою рану?..

Грехи непрощенные – это грехи, которые не оставлены. Мы не говорим сейчас про раздражение, гнев, мимолетные чувства злости – никто не гарантирует, что это опять не повторится. Но если уж ты покаялся в блудной связи – заканчивай с этим, это должно быть перечеркнуто. Если ты покаялся в грехе курения – перечеркивай это.

Смертные грехи, которые не оставляются, остаются непрощенными. Мы в них покаялись, но их не оставили, не прекратили. С другой стороны, если грех был исповедан, покрыт делами, противоположными греху, тогда любой грех Господь прощает. Прощение – это не освобождение от наказания, а исцеление внутреннего состояния: то есть ты делал грех, а теперь перестал делать, а не просто тебе сказали: молодец, ты избавлен от наказания. Дело не в наказании. Совершая грех, мы сами себя наказываем. Когда мы оставляем грех – происходит исцеление и польза.

– Как всегда, неожиданно быстро заканчивается наша программа.

– Самое главное, не заканчивается канал «Союз». Дай Бог ему процветания.

– В заключение – напутствие, наставление нашим зрителям на Успенский пост.

– «И в радости, и в горести, и даже когда стресс, держите под контролем мозги, язык и вес».

Когда Бог на первом месте, тогда все остальное – на своем. Пусть хотя бы во время Успенского поста Бог у нас будет на первом месте.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 декабря: 03:00
  • Суббота, 04 декабря: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​