Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

13 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня архимандрит Мелхиседек  продолжает разговор на тему, которая, думаю, всех заинтересовала: Федор Михайлович Достоевский в мировой  литературе; Федор Михайлович Достоевский как пророк своего Отечества.

– И защитник святого православия. Герцен в свое время сказал, что этот Достоевский уже всем надоел, лезет со своим Христом где надо и где не надо. Это «высочайшая» в кавычках оценка подвига Достоевского в тот период жизни нашего государства, когда только он открыто и с таким вдохновением проповедовал Христа.

– Я за свою очень долгую журналистскую жизнь поняла, что когда начинаешь о чем-то думать, говорить, причем искренне и хорошо, обязательно появляется какое-то подспорье, какие-то напоминания, происходят какие-то очень хорошие события. Я это расцениваю как зримое воплощение помощи Божией.

Вот, например, мы с Вами договорились, что будем говорить о Федоре Михайловиче Достоевском, и незадолго до передачи Вы едете в Тульскую губернию, освящаете один из храмов...

– Это было не освящение. Я принимал участие в молебне перед началом строительства храма.

– И там Вам дарят книгу книг – Святое Евангелие, факсимильное издание.

– Факсимильное издание (что означает «один в один») Евангелия, которое держал в руках Федор Михайлович Достоевский.

– Оно сейчас у Вас в руках. Я очень прошу показать его нашим зрителям и рассказать об этом Евангелии то, что связано с Федором Михайловичем, с теми словами, которые он произнес незадолго до смерти.

– По великой милости Божией мы были в деревне отца Федора Конюхова. Познакомились с его идеей, посмотрели деревню, где планируется несколько храмов и часовен. Но это отдельный разговор...

– План, как всегда, грандиозен.

– И в конце нашей встречи он говорит: «Батюшка, я хочу подарить Вам Евангелие». К нему приезжал, по-моему, мэр города Тобольска, который заказал пятьдесят факсимильных изданий с Евангелия Федора Михайловича Достоевского, которое хранится в филиале Ленинской библиотеки. Один из пятидесяти экземпляров с пометками Федора Михайловича я держу в своих руках.

– Потрясающе!

– Это издание 1823 года. Что интересно, Евангелие впервые было переведено на русский язык благодаря трудам святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского (его мощи сейчас находятся в Храме Христа Спасителя; он был инициатором строительства этого Храма). Святитель Филарет лично осуществлял перевод на русский язык Евангелия от Иоанна. Если когда-то мы будем читать на русском языке Евангелие от Иоанна, надо поминать святителя Филарета; благодаря ему на русский язык переведены и апостольские послания.

– Святитель Филарет был один из самых образованных людей своего времени.

– Да. Он подготовил текст манифеста об освобождении крестьян. К нему обращался император как к высочайшему государственному авторитету.

Федор Михайлович Достоевский был осужден за участие в кружке петрашевцев (но это отдельная история). Как говорилось в тексте: «подвергнуть Достоевского смертной казни расстрелянием» на Семеновском плацу 22 декабря. Потом казнь была заменена на четыре года каторги, которые он провел в Омском остроге. Но по пути в Омск они остановятся в Тобольске, где жена декабриста Фонвизина подарит ему это Евангелие.

– Он ушел на каторгу не христианином?

– В двух словах могу рассказать. Дело в том, что конкретной целью петрашевцев было переустройство этого мира. Достоевский был в одной из самых радикальных ячеек. Эти мировоззрения вошли потом в его роман «Бесы». Когда Федор Михайлович попал на восемь месяцев в Петропавловскую крепость в одиночную камеру, он писал брату Михаилу, чтобы ему прислали книги по истории, Библию и Карамзина. Потом он брату напишет, что если бы не тюрьма, он неизвестно до чего дошел бы. В тюрьме он уже стал переосмысливать свою жизнь.

Стоя на плацу перед расстрелом, когда на первую тройку уже надели балахоны и заиграла барабанная дробь, он думал, что ему осталось всего несколько минут жизни и что если бы ему была дарована жизнь, он бы каждую секунду ценил. Он подошел к своему соратнику и спросил, встретятся ли они там со Христом. На что соратник ему ответил: «Мы станем горсткой пепла...» Середина XIX века. До какого атеизма и безбожия уже интеллигенция и социалисты дошли! А Достоевский говорит о вечности; в тот момент что-то шелохнулось в его душе.

Достоевский пишет, что смотрел на сверкающий купол Введенского храма (это был полковой храм Семеновского полка; потом, в советское время, этот собор был разрушен) и его поразил блеск золотых куполов, он подумал, что скоро станет одним из этих лучей, сольется с ними и что, может быть, есть какая-то надежда на вечность.

То есть христианское воспитание, конечно, сыграло большую роль. Если анализировать жизнь Достоевского начиная с истоков, то сначала было глубокое христианство, потом отход от христианства, после романа «Бедные люди» взлет, а потом совершенно непонятная жизнь, когда, можно сказать, своими поступками он от Христа отошел. Он пишет брату Михаилу после выхода романа «Бедные люди», что все им восхищаются. А старцы говорили: когда видишь юношу, восходящего на небо, возьми его за ноги и сдерни оттуда. Кружок петрашевцев – это как раз своего рода сдергивание; Господь так устроил его судьбу, чтобы потом не потерять великого христианина, который прошел через каторгу, увидел судьбы людей, что были собраны в этом остроге. Это был срез...

– Бесов непокаявшихся тоже увидел...

– Оказывается, мама Федора Михайловича была глубоко верующей, дед был священником в Волынской области. Отец Федора Михайловича был лейб-медиком в Мариинской больнице в Москве. Все думают, что Федор Михайлович родился в Петербурге и был петербуржцем. Ничего подобного; он до семнадцати лет жил в Москве... Кстати, каждый день в семье Достоевских перед ужином час читали книги. К семнадцати годам Федор Михайлович много перечитал...

– Всем нам надо взять за правило читать книги. Отказываться от телефонов и читать классику либо хорошую современную литературу.

– Потом Федор Михайлович поступил в инженерное училище в Санкт-Петербурге. Кстати, это училище окончил в свое время епископ Игнатий (Брянчанинов), который был блестящим офицером, надеждой императора, но вдруг ушел в монахи. Такую же судьбу повторил Федор Михайлович: он оканчивает военное инженерное училище, но уходит не в монахи, а посвящает себя литературной, писательской деятельности.

– Отец Мелхиседек, мы с Вами так увлеклись, что забыли рассказать про Евангелие.

– Евангелие было с Достоевским  не только в остроге, но до последней минуты его жизни. Здесь есть пометки, сделанные рукой Федора Михайловича. Мы недавно были в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище (оно примыкает к Александро-Невской лавре). На могильном памятнике Достоевского такие евангельские слова: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Евангелие у Достоевского было настольной книгой. Жена Федора Михайловича, Анна Григорьевна Сниткина (в замужестве Достоевская), видела, что он умирает от легочного кровотечения, которое у него повторялось в течение последних нескольких дней. Она была счастливой женщиной, писала, что четырнадцать лет, проведенные с Достоевским, были самыми счастливыми в ее жизни. Он ей подарил четверых детей. Первая дочь, София, умерла, не дожив до года. Потом были Любовь, Федор и Алексей, который в трехлетнем возрасте умер. Двое детей остались.

Перед смертью Федор Михайлович сказал жене, что чувствует, что скоро умрет, и попросил ее открыть Евангелие. Они открыли именно это Евангелие...

– Открываем.

– ...третью главу Евангелия от Матфея и прочли такие строчки: Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.

И Федор Михайлович говорит: «Анечка, слышишь – ˮне удерживайˮ». Она заплакала, омочила слезами это Евангелие и покорилась воле Божией. Представляете, какая религиозность...

– В Евангелии есть какая-то пометка.

– Там написано, что при этих строчках умер Федор Михайлович Достоевский.

– Покажите нашим зрителям. Вы сказали, что это факсимиле. Может, это написано ее рукой?..

– Читаю: «Открыто мною по просьбе Федора Михайловича в день его смерти в три часа дня».

– Сейчас зрители видят почерк его супруги и эту запись.

– Вот что значит факсимиле.

– Немножко отвлечемся. У меня был  случай после съемок фильма о строящемся храме в честь Федора Ушакова. Фильм вышел, и буквально на следующий день мы поехали в другой строящийся храм. Там настоятель сказал, что для нас  подготовили пятьдесят икон (нас было пятьдесят человек). Все иконы были разные, можно было выбрать любую. Как думаете, какую икону я выбрала? Мне досталась икона Федора Ушакова. Было пятьдесят разных икон, но я выбрала именно эту...

– Когда мы что-то делаем, в этом деле присутствует помощь Божия. Мы с Вами почти полгода назад начали размышлять о Федоре Михайловиче, и тут – такой подарок от отца Федора Конюхова.

Еще чрезвычайно важно рассказать нашим телезрителям подробности внутренней жизни Достоевского. Многие об этом не знают. За несколько дней до смерти он был причащен и исповедан священником. Перед смертью он сказал супруге: «Анечка, знаешь, я тебе не изменял даже в мыслях». Хотя из его жизни видно, что он был непростым человеком в плане семейных отношений до своего счастливого брака с Анной.

Мы недавно посещали квартиру в Санкт-Петербурге, где скончался Федор Михайлович. Он умер вечером. После его смерти сначала приходили близкие знакомые, потом незнакомые, потом студенты, профессоры, рабочие люди... Сначала читали по кафизме, потом стали читать по «славе», потом по псалму, а потом, когда очередь выстроилась на улице, начали читать по стиху. Есть свидетельства очевидцев, что на похоронах Федора Михайловича около пятидесяти тысяч человек шли за его гробом от квартиры до Александро-Невской лавры. Можете себе представить!..

Я Федора Михайловича больше полюбил, конечно, как публициста, его прямые рассуждения, глубочайшие, пророческие. Особенно дневники писателя.

– Дневники надо читать. Вот я наткнулась на дневники Пушкина, а там открывается такое... Кстати, у меня недавно была программа с Николаем Петровичем Бурляевым (она скоро выйдет). Мы с ним поговорили о цензуре. Во времена Советского Союза была такая цензура, но вдруг – «Иваново детство», Андрей Рублев... Я не могу представить, чтобы сейчас кто-то смог снять «Иваново детство». На что Николай Бурляев сказал: Тарковский говорил, что только под давлением, только под цензурой можно создавать такие фильмы. И он привел слова Пушкина о том, что литература, поэзия, искусство (Николай Петрович добавил еще телевидение, кино, театр) должны иметь цензуру, потому что невозможно, чтобы каждый желающий на каждом углу говорил то, что хочет. Пушкин, который считается многими и нигилистом, и либералом, демократом, приветствует цензуру!..

– Возвращаемся к словам Федора Михайловича: «Широк человек!.. Надо бы сузить». Сузить до разумных нравственных евангельских рамок и границ. Иначе мы будем получать «Лолиту» Набокова, спектакли Богомолова и прочее...

– Когда же все-таки надо изучать Федора Михайловича? С одной стороны, мы должны дать школьникам образование. С другой стороны, что они поймут сейчас в Достоевском? А уж нынешние-то дети... Не хочу показаться старой ворчуньей, но...

– Я привел пример, что из Японии приехал человек, чтобы соприкоснуться с теми местами, где ходил Достоевский. Значит, для кого-то это величина, необходимость, фундамент... Вы же хотите быть образованными людьми? Тогда нужно соприкоснуться с творчеством Достоевского. Каждый обязательно увидит в этих романах себя, своего двойника. Федор Михайлович пишет, что у каждого из нас есть двойник. Главное, чтобы победил двойник светлый. Он ведь эти слова взял из Евангелия. Это Послание апостола Павла к римлянам: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего. Бедный я человек! Кто избавит меня от этого?..» Это наша постоянная брань, наша духовная жизнь. Пророк Давид заповедует: уклонися от зла и сотвори благо.

Отец Федор Конюхов говорит: утром пока иду до часовни, где молюсь, – уже согрешу. Вот такая публичная исповедь. Спрашиваю его: «Как?» Он ответил, что должны привезти грузовик с лесом, а он думает: «Что так долго не везут? И что это они такую цену взвинтили?» То есть вот такие мысли с утра. Почему не светлые мысли о Боге, о душе?

– Так ему же надо храм построить. Вы тоже об этом думали, кода Покровский храм строили...

Я недавно пересмотрела потрясающе интересную телевизионную версию спектакля «Эшелон» 1975 года по пьесе Михаила Рощина. Это пьеса о женщинах, которые едут в военном эшелоне; действие происходит в 1941 году. Очень интересная пьеса и, слава Богу, есть телевизионная версия. Кто не видел, советую посмотреть. Сам Михаил Рощин принимает участие. Там есть такой интересный эпизод: женщины видят, как ведут пленного немца. Одна говорит: «Убила бы». Вторая говорит: «А ведь у него есть мать». Это как раз то, о чем Вы говорили: два в одном. Русские женщины, которые столько испытали!.. Вот Достоевский нашего времени.

– Старец Паисий учил: включайте добрый помысел.

– Да. Добрый помысел даже к поверженному врагу.

– Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо.

– В заключение – добрые пожелания нашим зрителям...

– Достоевский говорит, что жизнь без веры в свою душу и ее бессмертие бессмысленна, безнравственна и бесцельна. Вера – наш фундамент при любых трудных обстоятельствах, испытаниях, проблемах, эпидемиях. Христос смерть попрал. Думаю, мы тоже переживем это время с верой, надеждой. Ключевой момент романа Достоевского «Преступление и наказание» – рассказ о Лазаре Четверодневном. Что бы ни было, какие бы ни были испытания, даже сама смерть – будет воскресение и жизнь будущего века.

– Спасибо, отец Мелхиседек! Мне кажется, очень интересные, познавательные беседы мы провели. Думаю, через какое-то время, может быть, мы продолжим говорить не только о Федоре Михайловиче, но порассуждаем о других известных великих русских писателях, которые действительно были пророками в собственном Отечестве.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

 

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 29 января: 03:00
  • Суббота, 29 января: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​