Таинства Церкви. Иеромонах Никандр (Пилишин) отвечает на вопросы

14 августа 2022 г.

Сегодня мы продолжаем беседу с отцом Никандром, настоятелем храма в честь священномученика Власия в Москве.

– В прошлый раз у нас завязалась интересная беседа, которая затрагивает все стороны нашей жизни. И мы с удовольствием продолжим. Мы говорим о благоверном князе Александре Невском и преподобном Сергии Радонежском, нашем любимом святом.

Если помните, несколько лет назад по телеканалу «Россия» была очень интересная программа «Имя Россия». В итоге «именем России» стал князь Александр Невский. Сначала лидировало имя Иосифа Виссарионовича Сталина, но митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (нынешний Святейший Патриарх) так замечательно говорил о святом князе Александре Невском, что смог переломить ситуацию, и в итоге Александр Невский получил первое место.

– Безусловно, большая и значимая роль в выборе Александра Невского именем России принадлежит Святейшему Патриарху – благодаря своей харизме он смог раскрыть всю сердцевину личности святого, которая была скрыта историческими пластами, мнениями людей, какими-то непроверенными фактами. Святейший тогда смог рассказать и показать то, чего мы не видели и о чем не говорили. Но мое личное мнение: общество тогда этого не услышало. Да, проголосовали, выбрали, но...

В Евангелии есть притча, когда сеятель сеял на разную почву. Здесь именно тот случай, когда семя упало в почву, но выросли сорняки, которые затмили все. Святейший смог посеять семя, но мы в своем сердце не смогли его взрастить настолько основательно, чтобы общество встало на путь изменения. И наш мир начали потрясать катаклизмы: это и коронавирус, и очень непростая ситуация на Украине. Господь начинает нам тихонечко и аккуратно показывать, что нужно меняться.

– Вы сейчас сказали совершенно справедливо. Мне кажется, для того чтобы в то время фигура князя «взошла», не хватило государственной поддержки. Все мы помним фильм Эйзенштейна «Александр Невский». Совершенно гениальный фильм, который просто потряс всех, с Николаем Черкасовым в главной роли. Фильм был снят в 1939 году, потом его изъяли из проката, потому что наступило некое перемирие с Германией, посчитали, что фильм некстати. И в 1941 году фильм снова воспылал!.. Это был мощный фильм, где показан человек, который действительно готов пожертвовать всем ради других. И появился орден Александра Невского; и люди его вспоминали.

Просто в то время нужно было помочь Церкви вспахать это поле. После этого ведь можно было, находясь на волне, создать шедевр; у нас же, слава Богу, есть хорошие актеры и режиссеры, которые могли бы это сделать. Не сделали. Могли бы издавать книги – не издавали.

– Поэтому Господь вмешался и нас немножечко потряс, чтобы мы повернули взгляд внутрь себя.

– Когда ковчежец с мощами Александра Невского привозили в Белоруссию – сколько там было паломников! Мощи возили в храмы, монастыри в разные города по всей России – и сколько народу шло!

– Нам нужно понять: хватит смотреть по сторонам. Мы все время смотрим на другие страны, ездим туда, впечатляемся. Сейчас настало время каждому человеку и нации в целом посмотреть внутрь себя. У нас много самоидентичности во всем: в культуре, литературе, архитектуре, образовании, медицине, науке. Все это может послужить базисом для нашего будущего. И сейчас происходят события, которые помогают нам посмотреть внутрь себя и понять, что значит быть русским.

В связи с этим очень уместно вспомнить преподобного Сергия – сердце русской нации. Преподобный Сергий показывает, что значит быть русским. Мне кажется, в каждом из нас при рождении заложен маленький преподобный Сергий, и наша задача – взрастить его в полной мере, чтобы мы не потеряли то, что имеем сегодня.

– Вспоминаю свои детские впечатления, мне тогда было лет пять, не больше. Тогда было принято ездить в гости. У нас были родственники в Сергиевом Посаде (тогда он назывался Загорск), и это был единственный город, в который я ехала, не сопротивляясь. Почему-то мне в этом городе было очень хорошо. Сейчас я сказала бы, что ощущала благодать, просто в детстве я таких слов не знала, но испытывала невероятное чувство счастья. И даже всегда просила: «Отвезите меня в Загорск». Видимо, город так пропитан духом преподобного Сергия, что даже дети в советское время это ощущали, просто не могли это высказать... Было ощущение какого-то неземного счастья. И я это помню с пяти лет до сих пор.

– Преподобный Сергий – личность уникальная, удивительная. Если благоверный князь Александр – это образ благородства и мужества дня нас, современных людей, то преподобный Сергий – образ кротости и смирения. Нам зачастую этих качеств не хватает в нашей жизни. Господь говорит: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Кротость, смирение – это бусины на ожерелье, которое украшает любого христианина.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что женщину украшают не дорогие украшения, а смирение и кротость сердца. Я считаю, что мы всё больше и больше теряем эти добродетели. Это прекрасно, когда ты сталкиваешься с кротким человеком, который не оскорбит, не нахамит. Кроткий человек может постоять за себя, твердо обозначить свою точку зрения и следовать ей, у него есть определенные твердые принципы, основанные на заповедях, но в общении с другим человеком он всегда проявляет смирение и кротость. И общение с таким человеком всегда приятно, ты ищешь этого общения и тянешься к такому человеку.

Сказано в Священном Писании: с преподобным преподобен будеши... и со строптивым развратишися. Нам не надо развращаться со строптивыми людьми современного мира, но пора тянуться к преподобным. Очень важно об этом думать, размышлять. Не думать об этом нельзя. Наша задача – видеть перспективы развития на годы вперед. То, что мы хотим получить через годы, надо заложить уже сегодня в наших детей, в молодых людей, которые через пару лет станут родителями. Важно заложить в это поколение основополагающие принципы морали, нравственности и любви, чтобы они смогли воспитывать своих детей в совершенно ином качестве, чтобы мир наш преобразился.

– В преподобном Сергии  кротость и смирение сочетались с невероятным мужеством, мудростью и ответственностью. Не скроем, князь Дмитрий колебался перед Куликовской битвой, и это нормально, естественно. Мамай в то время обладал самым мощным, самым сильным, самым обученным войском, равного которому не было. И нужно было поднять дух русского народа. Вроде все как-то успокоилось с Ордой, платили дань... Надо было поднять народ, чтобы народ вспомнил, что мы – русские, что рабами мы никогда не были. И князь едет к преподобному Сергию. Он понимает, кто может взять на себя ответственность.

– Думаю, преподобный Сергий помог обрести эту ответственность благоверному князю Дмитрию. Он помог ему раскрыть глаза на самого себя, на все то, что внутри его жило и что, может быть, он боялся увидеть. Просто нужно было уверенное ободряющее слово от человека, умудренного духовным опытом. И он получил его от преподобного Сергия.

– Он получил благословение. Преподобный сказал ему: «Иди, ты победишь, но многие погибнут».

– Не нужно забывать, что и в жизни преподобного Сергия, и в жизни князя Дмитрия Донского основой был Христос, была жизнь в Промысле Божием. Все сошлось в этой точке. Нам нужно об этом говорить, мы не должны стесняться этого.

– Конечно. Дмитрий Донской был глубоко верующим человеком. Все историки говорят об этом. Он был воином, но глубоко верующим, и все свои победы он посвящал Богу, себе их не приписывал.

– Это еще одно уникальное качество – приписывать все Богу и понимать, что благо идет от Господа. Мы можем удержать в руках (если постараемся) все, что Господь дает, и это от нас зависит, но дать или не дать – зависит от Господа. Нам нужно возрастать в мудрости, чтобы научиться различать волю Божию и волю человеческую.

– И какое утешение было Дмитрию Донскому от Господа – явление иконы Николая Чудотворца в Угреше! Это как добрый знак, как покровительство. Потом князь построил монастырь на этом месте…

– Еще хотел бы добавить. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет, что желание его сердца и молитва к Богу, чтобы Израиль спасся. И дальше он пишет, что Израиль живет под сенью благодати закона, но он желает, чтобы от благодати закона люди перешли к благодати Христовой.

Вспоминая сегодня таких великих подвижников, как князь Александр Невский, Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, хочется повторить слова апостола Павла. Благодать закона – это прекрасно; жизнь по заповедям Ветхого Завета, которые были даны Моисею, Господь приемлет. Но все это немножко неполноценно, потому что в такой жизни нет спасения. Жизнь заключается в последующем спасении души, а это без Христа невозможно. Образы святых, которых мы вспоминали сегодня и в прошлой программе, дают нам повод задуматься, что наша жизнь без Христа будет неподлинной...

– На Ваш взгляд, что важно в образе Сергия Радонежского для современного молодого человека? Все-таки он был монах...

– Смирение и кротость в общении с другими – родителями, сверстниками, детьми – это прекрасные качества, которые, как правило, помогают нам не ошибиться.

– Смирение сейчас правильно ли воспринимается? Вспомним, как люди воспринимали главного героя романа Достоевского «Идиот».

– Мы уже говорили, что сейчас идет некое искажение, смешение. Чтобы правильно все воспринималось, мы должны стяжать чувства Христовы через чтение Евангелия и исполнение заповедей Христовых. Только так можно свою душу напитать евангельским духом, который будет помогать определять, верно ты поступаешь или нет. Других критериев у нас быть не может.

– В чем сейчас должно выражаться смирение? Например, обругали тебя в магазине, поступили как-то не так – как правильно на это реагировать?

– Более простой и понятный синоним этому слову – уважение. Ты должен уважительно относиться ко всякому человеку, который встречается в твоей жизни, ко всякому ближнему. Это не значит, что ты не должен защищать того, кого обижают, или давать себя в обиду. Но всякий раз при столкновении с ближним ты должен проявлять себя как воспитанный, культурный и образованный человек. Это разные стороны смирения. И это должно быть украшением современного молодого человека. И девушка должна украшать себя не только плетением волос, но целомудрием, кротостью в общении. Это преображает и дает подлинную радость от общения.

– XIV век – время крайне интересное, век невероятного, с моей точки зрения, взлета духовности в России, в Русской Церкви. Вспомним святителя Алексия, которого называли еще и вождем антиордынской партии. Кто-то из историков рассказывал, что и после его смерти на Вселенских Соборах продолжались споры о том, прав или не прав был святитель, что вмешивался в политическую жизнь.

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что лежало в сердцевине его жизненных устремлений, что им руководило, что подвигало его это делать. Смело могу утверждать, что это любовь к Отечеству, любовь к человеку, к своей обители, государству. Это заставляло его выходить из монастыря и примирять враждующих князей. Этим он показывал пример, как относиться друг к другу. Когда подлинная, настоящая, евангельская любовь станет сердцевиной нашей жизни, мы всегда будем правы. Но наша правда будет приобретать понятный смысл, если у всех людей будет схожая система координат.

– Преподобный Сергий чудом сумел примирить Дмитрия Донского и Олега Рязанского. Рязань и Москва – это были непримиримые стороны. И только Сергию удалось примирить князей.

– Примечательно, что в день памяти преподобного Сергия в Троице-Сергиеву лавру принесена знаменитая икона Святой Троицы – видимый образ союза любви, который и мы можем воплотить в той или иной степени в нашей земной жизни.

– Почему именно Сергия Радонежского называют игуменом земли Русской, главным русским святым?

– Потому, что преподобный Сергий дал нам образ той святости, которой может достигнуть каждый из нас. Взирая на его подвиг, мы тоже можем достигнуть святости. Обратите внимание, он не оставил после себя никаких трудов, но у нас есть в качестве примера образ его жизни. И его жизнь продолжалась в его учениках, которые всем нам тоже дают пример, показывающий, как нужно жить, чтобы стяжать святость уже здесь, живя земной жизнью.

– Сейчас в лавре очереди стоят к его мощам, чему я очень рада. Люди идут к преподобному Сергию за вразумлением.

– Можно вспомнить слова великого историка: живо будет наше государство, пока не зарастет тропа к преподобному Сергию.

– Надеемся, паломники будут прибывать в Троице-Сергиеву лавру. Так же и в Александро-Невскую лавру – к мощам благоверного князя Александра Невского, в Архангельский собор – к мощам благоверного князя Дмитрия Донского, а также к другим нашим любимым святым...

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 01 октября: 03:00
  • Суббота, 01 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​