Таинства Церкви. Беседа с иеромонахом Никандром (Пилишиным)

11 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня мы продолжаем беседу с иеромонахом Никандром, настоятелем храма в честь священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе города Москвы.

– Батюшка, в прошлой беседе мы с Вами так хорошо поговорили, что не успели до конца рассказать о храме. Конечно, храм с печальной судьбой, как и все московские храмы, особенно находящиеся в центре Москвы. Во-первых, храм подвергся разграблению в 1812 году, когда было нашествие Наполеона. Собственно, французы делали это с большинством русских храмов. Наверняка здесь и конюшни были. Как правило, они превращали храмы в стойла. Потом храм пережил революцию 1917 года, разорение. Что здесь было после революции?

– Есть такая современная московская шутка: когда человек говорит, что он москвич, у него спрашивают, горел ли у него дом в пожаре 1812 года. Если горел – значит, настоящий москвич. Наш храм горел, как и вся Москва. Здание было каменное, но пострадало внутреннее убранство, и несколько лет потребовалось для того, чтобы восстановить храм. Состояние горожан было не очень благополучное, у людей не было средств для того, чтобы восстановить жизнь прихода, поэтому три года храм был закрыт перед тем, как снова открыться, чтобы впустить верующих в свои стены.

После революции храм очень долго не закрывался, был открыт до тридцатых годов. В 30-е годы в храме была организована сначала школьная мастерская: здесь стояли станки; школьники занимались занятиями по труду. После этого в храме располагался «Росконцерт», и ансамбль «Баян» здесь не только тренировался, но и давал свои концерты. Для жителей, которые приезжали в столицу, для иностранных туристов это было неожиданно, необычно, когда в стенах памятника культуры, объекта культурного наследия ансамбль «Баян» давал свои концерты. У нас даже сохранились афиши. Но мы благодарны и школе, которая здесь находилась, и ансамблю «Баян» за то, что они сохранили здание. На сегодняшний день у нас нет ни одной архитектурной потери.

Наш храм имеет три периода архитектурного строительства: XII, XVIII и XIX века. Если мы посмотрим на храм с внешней стороны, то эти три этапа развития выделены по цвету, имеются три разных цветовых оттенка строений. Слава Богу, храм архитектурно сохранился. Наша задача сегодня – не столько поддержать архитектурную часть, потому что в 80-е годы была проведена очень глубокая научная реставрация. Наша задача – именно восстановить и отреставрировать церковную жизнь общины, то есть наладить жизнь людей, которые приходят сюда, направив ее для спасения души. Потому что если в храме нет общины, тогда храм не исполняет своего непосредственного предназначения. Обязательно должна быть общинная жизнь.

– И как она складывается? Знаю, что храмам в центре города тяжеловато. Все-таки основное население Москвы сосредоточено в спальных районах...

– Складывается непросто, но удивительным образом. У нас есть главный человек, который отвечает за построение общины, – святой Власий, и я могу свидетельствовать о том, что он сам приводит сюда людей абсолютно необъяснимым образом. За тот небольшой период времени, когда я нахожусь здесь в качестве настоятеля, пришло большое количество семей в наш храм. Люди объясняют свой приход тем, что живут рядом, всю жизнь проходили мимо храма, ни разу не заходили, а сейчас решили зайти, посмотреть, что за храм, поприсутствовать на богослужении. Очень большое количество людей приезжает из спальных районов, хотя у них есть свой храм в шаговой доступности.

Людей почему-то тянет сюда душевно. Наверное, это связано с тем, что когда маленький храм и небольшая община, тогда священник может уделить достаточное количество времени каждому прихожанину. Люди, которые довольно долго ведут церковный образ жизни, начинают более глубоко прорабатывать свою жизнь и ищут более внимательного отношения. Маленькие центральные храмы могут себе позволить такое детальное отношение к человеку.

– Покровитель храма – священномученик Власий. В храме есть его иконы, часть его мощей. Знаю, что есть очень интересная история, связанная с иконой священномученика.

– Одной из главных святынь храма на сегодняшний день является чудотворный образ святого Власия, который сохранился из числа дореволюционного убранства нашего храма. По соседству с нами находится храм Успения Божией Матери на Могильцах. Когда в этом храме началась государственная кампания по изъятию церковных ценностей, прихожане этого храма смогли вынести и сохранить у себя дома все, что было возможно. Одна из семей, которая жила в приходском доме нашего храма, смогла сохранить храмовый образ святого Власия, который находится в серебряном окладе. Частица мощей была передана нам уже после открытия храма, в 90-е годы. Поэтому каждый желающий, кто посещает наш храм, может не только помолиться святому Власию перед образом, но и приложиться к его мощам.

В храме сложилась добрая традиция: каждый четверг в пять часов вечера мы собираемся, чтобы совершать молебен с акафистом нараспев святому Власию. Акафист очень красивый. У нас народное пение, то есть поет хор, и люди, не стесняясь, подпевают. Всем раздаются тексты. Такая общая молитва людям очень нравится, потому что человек не просто стоит, а принимает непосредственное участие в богослужении, воспевает словами акафиста святого Власия. Многие люди свидетельствуют о том, что такая молитва приносит свои плоды.

Из жития святого Власия видно, что его все время окружали обездоленные женщины, вдовы, оставшиеся без защиты. Если женщина остается без мужа, ей надеяться, кроме как на Бога, не на кого. Из жития святого мы знаем, что многие женщины, приходящие к нему, получали просимое, он ходатайствовал за них перед Господом, и Господь даже в самых житейских нуждах обращал на них внимание.

Например, когда святого Власия вели на казнь, по пути к нему подошла женщина, которая была очень расстроена, сказав, что волк украл у нее единственного поросенка. Для нее это была большая трагедия. Власий сказал ей: «Успокойся, возвращайся домой, все будет хорошо». Когда она вернулась домой, увидела, что волк в зубах принес ей обратно живого поросенка. Вот такое было утешение этой женщине.

Святой Власий не гнушался даже самыми обычными бытийными историями и просьбами людей. Когда я об этом рассказываю, я опираюсь не просто на житие святого, но и на конкретные случаи, которые происходят уже в наши дни с теми людьми, что обращаются к этому святому и по молитве получают просимое.

– Отец Никандр, люди, которые сохранили икону святого, добровольно отдали ее в храм?

– Да. Они жили в приходском доме (этот дом и сейчас сохраняется; он не передан нам, но там живут люди). Когда храм начал восстанавливаться и стали совершаться первые богослужения на улице, они принесли этот образ и сказали, что весь советский период они его хранили у себя и ждали, когда храм откроется и в нем начнется полнокровная жизнь. Мы очень благодарны этим людям, что они смогли сохранить эту святыню. Сейчас, к сожалению, члены старшего поколения этой семьи отошли ко Господу, более молодые уехали из Москвы, но мы сохраняем в своем сердце и в молитве память об этих людях.

– Удивительные люди!..

– Сейчас все люди имеют возможность обратиться к этому святому и почувствовать, насколько он близкий...

– Сколько сейчас приделов в храме и какие?

– В нашем храме три действующих придела. Исторически их было больше. Сейчас главный придел освящен в честь Преображения Господня, в трапезной части правый придел освящен в честь святого Власия, нашего покровителя, левый придел – в честь Казанской иконы Божией Матери. Еще был с улицы отдельно пристроенный придел, который  в разные периоды времени был освящен в честь Иоанна Воина, потом – в честь Серафима Саровского, потом – в честь Николая Чудотворца. На сегодняшний день в храме всего три придела.  И в храме находятся иконы тех святых, в честь кого были освящены приделы в разное время.

– Знаю, что здесь в конце XIX–начале XX века работал очень известный архитектор Александр Каминский, который в Москве оставил о себе память и в виде светских учреждений. То есть это то, о чем я говорила в предыдущей беседе, – архитектурная память.

– Еще очень известный историк и реставратор Казакевич тоже работал здесь. Храм архитектурно привлекает к себе внимание. И мы всегда рады архитекторам или студентам московских архитектурных вузов, которые могут обрести здесь не только тему для своей учебной или выпускной работы, но посмотреть и вдохновиться теми подходами, которые были в мастерстве архитекторов, строителей XVII, XVIII и XIX веков.

– Как часто здесь служатся литургии? По каким дням? Как проходят богослужения по вечерам, в воскресные дни?

– Поскольку приход у нас совсем небольшой и я являюсь не только настоятелем, но и единственным священником храма и, помимо этого, несу общецерковные послушания, то четыре раза в неделю совершаю Божественную литургию. Всегда в субботу и воскресенье и два раза на неделе: как правило, в дни особо чтимых святых или церковных праздников. Каждый четверг вечером, вне зависимости ни от каких условий, мы всегда совершаем молебное пение с акафистом святому Власию.

– Кто исповедует прихожан? Как и когда происходит исповедь?

– В будние дни и в субботу я совмещаю исповедь с совершением богослужения. В воскресные дни к нам приезжают студенты Московской духовной академии в священном сане, я прошу, чтобы они нам помогали, поддерживали нас. В планах (и я уже переговорил с благочинным нашего округа, отцом Владимиром Диваковым) просить второго священника. Для развития и полнокровной жизни общины одному священнику, конечно, очень тяжело. Надеюсь, в скором времени у нас появится второй священник, и мы вместе с ним будем окормлять и поддерживать наших дорогих прихожан.

– Я имела возможность перед началом программы походить по храму. Очень люблю такие минуты, когда в храме тишина, мало людей, когда есть возможность осмотреться, подойти к иконам, помолиться. Увидела очень много красивых икон. Скажите несколько слов о том, какие иконы есть в вашем храме.

– В храме все иконы подобраны не случайным образом, а имеют свой смысл. Во-первых, в нашем храме располагаются иконы тех святых, в честь которых были освящены и не сохранились до сегодняшнего дня церковные приделы. Есть икона преподобного Серафима Саровского, святителя Николая Чудотворца, потому что в честь их были освящены ранее приделы. В храме находится древний удивительный чудотворный образ – явление Божией Матери преподобному Сергию. Так случилось, что последние настоятели – постриженики Троице-Сергиевой лавры, и я был пострижен в лавре. Поэтому мы с лаврой имеем непосредственную духовную связь.

Также у нас находится икона покровителей города Москвы – святого Георгия Победоносца, святого благоверного князя Александра Невского, чей юбилей мы празднуем в этом году. Имеется образ Божией Матери «Скоропослушница», Тихвинский древний образ Божией Матери. И есть очень удивительный образ, который пришел к нам чудесным образом, – икона Архистратига Божия Михаила, где ему предстоят святой Власий и Георгий Победоносец. Еще в храме есть редкая икона, которая интересна людям, занимающимся военным делом, – Августовская икона Божией Матери. Икона имеет свою удивительную историю. Люди, которые посвящают свою жизнь военному делу, почитают этот образ и могут приехать в наш храм, чтобы поклониться перед ним.

– Я хотела в этой передаче поговорить немножко о Вас, о Вашем пути к Богу. Но тема очень серьезная и требует отдельной программы, с моей точки зрения. Каждый из нас размышляет о своем пути к Богу. Ведь нас смотрят не только воцерковленные люди, но и люди, которые только находятся на этом пути. Наверное, нужно сделать отдельную программу на эту тему. А сейчас, в оставшееся время, давайте поговорим о посте. Наша передача выходит в период Рождественского поста...

– Сердечно благодарю за такую возможность. Пост имеет чрезвычайное значение в жизни человека, и мы это видим исходя из евангельских событий. Господь, спускаясь с горы Фавор после Своего преображения, сталкивается с ситуацией, когда Его ученики, апостолы не могли излечить бесноватого юношу. Господь говорит: сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Если к этому вопросу подойти без рассуждения, то кажется, что, совершая молитвенное правило по молитвослову и исполняя предписания невкушения пищи в постные дни, все удастся. Но Господь далеко не формалист, и Он говорит не о форме, а о духе. Под молитвой нужно понимать живое общение с Богом. Через живое непосредственное общение с Богом мы просим Его помощи.

Когда человек только приходит в храм, ему пытаются объяснить, что такое пост, и предлагается дисциплина невкушения пищи, потому что это наиболее просто и понятно. А вообще по большому счету пост – это воздержание от наших злых привычек, страстей и грехов, которые живут в нас. Совет людям, которые только на пути к Церкви, к Богу: не нужно зацикливаться и сводить весь пост исключительно к диете. Безусловно, диета очень важна как инструмент, как упражнение, которое делает нашу душу расположенной к восприятию молитвы. Но в первую очередь пост – это воздержание от тех страстей, которые уже поселились в нас.

Каждый из нас знает, какая страсть его мучает. Мы знаем, что любая страсть исцеляется воздержанием. Поэтому было бы правильно на период поста каждому человеку взять на себя духовное упражнение. Если у тебя проблема с чревоугодием – нужно не просто не вкушать животную пищу, а ограничить количество пищи. Если страсть к сладкому – перестань есть сладкое. Если страсть к осуждению – попробуй хотя бы уменьшить процент осуждения в своей жизни, чтобы это было не каждую минуту, а хотя бы через три минуты, тем самым ты уже послужишь исцелению своей души.

– Почему так много внимания уделяется посту телесному? С началом поста на всех каналах (не только церковных, но и светских) начнутся программы, которые будут говорить о том, что приготовить вкусненького из постных продуктов. Может, лучше есть скоромную пищу, но, не балуясь ею, не наслаждаясь? А то получается, что мы берем постную пищу и впадаем в грех чревоугодия. Как в рассказе Писахова о том, как постилась купчиха: шесть разных каш с разным вареньем, потом постные оладушки, потом булочки...

– Это все разговор о духе и форме. Есть хорошая русская пословица: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Еще раз хочу обратить внимание на то, что Бог – не формалист. Господь на протяжении всего Писания говорит о том, что очень важно не фарисейское отношение, а именно духовное отношение.

Пост – это не гастрономическая дисциплина. Аскетические правила – воздержание в пище, поклоны, стояние на коленях – это лишь средства, которые должны служить тому, чтобы наше сердце очищалось от страстей. Но если мы видим, что все эти средства не помогают, что злоба в нас увеличивается, значит, что-то мы делаем неправильно, значит, простого гастрономического поста недостаточно.

Поэтому нужно с рассудительностью подходить к посту. Нужно обязательно посоветоваться со священником или с другими братьями и сестрами, которые давно находятся в Церкви. Хотя сегодня мы наблюдаем такую картину, что люди давно в Церкви, но никак не могут отойти от гастрономического поста. Они считают, что пост – это исключение молока и мяса. Но это не приводит к конечной цели. Первое, что мы должны сделать, – обозначить, что для нас является главной проблемой, и эту проблему убрать из своей жизни.

– И надо обязательно помнить заповедь о неосуждении. Порой слышишь, как люди общаются друг с другом и обсуждают: мол, он ест мясо, молоко и прочее. Во-первых, это не наше дело...

– Во-первых, не наше дело. Во-вторых, мы должны помнить слова Спасителя: не судите, да не судимы будете. Если мы желаем, чтобы по окончании земной жизни и рождении в новую жизнь мы не были осуждены на Страшном Суде, мы сами не должны осуждать других людей. Ведь исполнить все заповеди, данные в Евангелии, очень сложно для современных людей. И Господь, зная это, говорит нам: не осуждай других – и сам не будешь осужден. Всего лишь нужно научиться не осуждать других людей.

Недавно в Церкви читалась известная притча о самарянине из Евангелия от Луки. К Господу подходит законник и спрашивает: «Господи, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь говорит: «В законе что написано? Как читаешь?» Тот говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и ближнего твоего, как самого себя». – «Верно, так поступай».

Научиться любить ближнего – это наша задача. Если нам тяжело исполнять гастрономический пост, мы должны научиться любить ближнего. И через эту любовь Господь даст нам то, ради чего мы и живем в Церкви, – чистоту сердца и помышлений.

– И не надо забывать о своих близких, престарелых родителях. Не надо уговаривать их поститься. Есть люди больные, выполняющие врачебные рекомендации. И Церковь настаивает на том, чтобы люди с какими-то болезнями обращались к врачу. Есть младенцы, маленькие дети, которым необязательно поститься. Масса разных обстоятельств. Как Вы правильно сказали, Бог – не формалист...

– Есть очень хороший принцип жизни, когда вся строгость закона применяется к самому себе. К себе ты можешь сколько угодно проявлять строгость в исполнении тех или иных предписаний, если считаешь, что в строгости заключается дух Евангелия. Но к ближнему ты обязан применить закон милосердия. Господь в Евангелии лишь только об этом и говорит. Когда к Нему подошли Его любимые ученики (Иоанн Богослов, Иаков, брат его) и попросили, чтобы Он разрешил низвести огонь, чтобы пожечь то селение, где живут люди, не почитающие Христа, Господь сказал: не знаете, какого вы духа.

Вот и я хочу напомнить всем нам, что мы, живя в Церкви, должны помнить, какого мы духа. Духа милосердия и любви? Или духа боязни, формализма, фарисейства, когда боимся что-то не исполнить и быть наказанными от Господа?

– Отец Никандр, очень приятно было с Вами беседовать. Думаю, наша программа была на пользу нашим зрителям и они будут рады Вас увидеть еще раз. Спасибо Вам большое!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать