Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

9 июля 2022 г.

В прошлый раз отец Владимир рассуждал о состоянии мира перед пришествием Спасителя. В сегодняшней программе батюшка продолжит рассуждать на эту тему.

– Отец Владимир, ко мне подходят в храмах и благодарят Вас за эту программу. Прихожане отмечают, что это очень важная и нужная тема, и просят продолжать передачи, считают их очень полезными. Сердечно Вас благодарю, что Вы выбрали эту тему. Что ж, продолжим.

– Так как мы приближаемся к празднику первоверховных апостолов Петра и Павла, я хочу поздравить наших зрителей с этим великим праздником и с окончанием поста. Желаю, чтобы каждый из нас хотя бы немножечко был апостолом. Древняя Церковь запрещала проповедовать Христа людям, не посвященным в сан. Проповедовать могли только священнослужители, причем только на основе святых отцов, что очень важно, и я специально это отмечаю. Всех, кто желает просвещать (а сейчас время, когда нужно просвещать людей светом христианской истины), призываю: если вы будете пытаться толковать Священное Писание, делайте это на основе святых отцов. Даже патриархам, епископам не позволялось проповедовать Евангелие, основываясь на своих рассуждениях. Только на основе святых отцов.

Почему я об этом говорю, обращаясь к широкой аудитории? Ведь у нас есть священнослужители, иерархи Православной Церкви, которые обязаны проповедовать с амвона. Да и не только с амвона, но и всем людям, которые вопрошают о Христе. Но сейчас особое время. Как говорил отец Иоанн (Крестьянкин), на протяжении многих десятилетий русский народ вели по пути искусственного расцерковления. То есть народ перестал быть церковным и сейчас нуждается в проповеди.

Кстати, когда строился этот храм, в котором мы сейчас находимся, я обосновывал перед очень знатным попечительским советом величину и название храма. Храм посвящен трем святителям – Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Я говорил о том, что Россия сейчас нуждается в проповеди, а эти три святителя были вселенскими учителями.

Так вот, на одном из Архиерейских Соборов в 90-е годы прошлого столетия было выдвинуто постановление, которым, как бы вопреки древним канонам Церкви, позволили даже женскому полу (а апостол Павел говорит, что женщина должна молчать в Церкви) проповедовать Христа, в связи с отступлением от веры русского человека.

Поэтому я призываю всех нас нести эту проповедь, пусть не словами, а делами. Апостол Павел в одном из своих посланий говорит, что проповедь заключается не в каком-то особом красноречии, но в силе и действии Святого Духа. Конечно, нам до этого очень далеко. Апостол Павел творил чудеса, воскрешал мертвых, и даже платки его были наполнены такой благодатью, что их прикладывали к больным людям и те исцелялись. Но главная сила проповеди – не в красивых словах, а в жизни человека. Когда жизнь праведная, люди чувствуют это; и даже если человек выражается корявым языком, тот свет, который он источает, может привести другого человека к вере. Господь говорит: Вы – свет мира... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

12 июля мы будем праздновать день первоверховных апостолов, которые очень потрудились над проповедью. В особенности апостол Павел. И он без всякого тщеславия говорит о себе, что более всех потрудился на этой ниве проповеди о Христе.

Если через нас Господь обратит к вере наших близких и наших друзей, этого будет, думаю, достаточно для нашей души. Ну а если мы будем иметь дерзновение, то гораздо больше сможем вобрать в Господа людей, не ведающих Бога. Но – на основе и примере своей жизни. Ведь что толку говорить хорошие слова, но при этом жизнь иметь дрянную?..

Еще раз поздравляю всех с великим праздником Петра и Павла. Совсем немного остается до Успенского поста. Желаю всем нам укрепиться в вере и во Христе и чтобы нам всегда сопутствовала благодать Святого Духа. Ведь цель христианской жизни – стяжание Духа Святого.

Теперь перейдем к нашей теме о состоянии мира до пришествия Христа. Состояние это было очень плачевным. Каким-то образом на протяжении многих столетий мир удерживался на вере в пантеон языческих богов, но постепенно вера стала угасать. Я бы сказал, что эту веру стали подрывать известные философы; например, Сократ, Платон. Философы изучали не только природу человека и человеческой души, но понимали, что над этим миром должен существовать и существует Бог. Более того, и Сократ, и Платон (они если и веровали в пантеон богов, то только формально) говорили, что изменить мир человек не в состоянии, что должен явиться некто. С нашей точки зрения, это Христос.

Иудейский мир ждал Мессию, но не признал Его. Как сказано в Евангелии от Иоанна Богослова: Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

Вместе с иудейским миром философы ожидали пришествия некоего сверхъестественного человека (потому что обычный человек не сможет реформировать человеческое сознание и направить его по тому вектору жизни, по которому человечество должно идти) и говорили об этом. Но это одни из самых серьезных философов. Аристотель ничего особенного и нового не привнес в философию. (Я основываюсь на знаниях тех людей, которые глубоко изучали философию.) Ксенофонт, ученик Сократа, только повторял учение Сократа.

Позже, ближе к III или IV веку, появились другие учения. Например, учение Эпикура, эпикурейство. Вспоминается произведение Пушкина «Египетские ночи», где Чарского просили сделать импровизацию о Клеопатре. Я сейчас не буду читать это стихотворение целиком, но Пушкин в нескольких стихотворных строчках изложил, можно сказать, суть учения Эпикура. Вот несколько строк:

За ним Критон, младой мудрец,
Рожденный в рощах Эпикура,
Критон, поклонник и певец
Харит, Киприды и Амура…

Эпикурейцы стремились к наслаждению. Хариты – это три богини, которые разными способами услаждали человека. Киприда – это богиня любви. Амур – бог любви или сама любовь, согласно древним мифам.

Но есть некоторое противоречие: с одной стороны, эпикурейцы ждали наслаждения от жизни и, может быть, отчасти достигали его; с другой стороны, они боялись и избегали любой ответственности. Потому что любая ответственность отягощает жизнь человека, делает ее более хрупкой и зависимой от обстоятельств. Допустим, если складываются отношения между мужчиной и женщиной, тогда у мужчины возникает ответственность, но такой ответственности эпикурейцы избегали, боялись.

– Так и в современном мире. Есть аналогия.

– Да, это напоминает наш мир.

Второе направление: стоицизм. Стоики старались всё, в том числе чувства, подчинить разуму. Да, они стремились к какой-то добродетельной жизни, но, наверное, это было самоцелью. Допустим, мы стремимся к хорошей, праведной жизни (за это нас, может быть, и упрекают) из эгоистических побуждений – хотим спастись. Без исполнения заповедей Божиих мы не спасемся, мы их будем исполнять ради своего спасения. Мы стараемся быть добродетельными по отношению к людям, стараемся любить ближних, как самого себя. У нас есть цель. А у стоиков этой цели не было: они действовали ради философских доктрин, подчиняя все чувства разуму.

Еще одно направление – скептицизм. Основателем скептицизма был древнегреческий философ Пиррон. Скептики очень настороженно и недоверчиво относились к явлениям мира, подвергая все глубокому сомнению. (Конечно, я не очень глубоко рассуждаю об этих философских течениях, свидетельствую только о том, что лежит на поверхности.) Я видел людей, которые со скепсисом относятся к знаниям, информации. Думаю, это состояние не приносит человеку удовлетворения и радости, потому что все подвергается сомнению; нет пристани, у которой можно было бы удержаться и спокойно находиться.

Постепенно духовный мир пришел к такому разрушению. Философы отрицали пантеоны богов, расшатывались устои языческого мира. Чтобы существовать, мир нуждался в обновлении, в новом мощном стержне. К счастью, мир подходил к грядущему Спасителю, о Котором говорили древние пророки и Который по неизреченной милости снизошел к нам, вочеловечился – и мы Его узнали в лице Христа, в лице Мессии.

– Спасибо большое, отец Владимир. О чем мы будем говорить в следующей передаче?

– Думаю, поговорим о Римском государстве, его устоях. Греция влилась в Римское государство, но о самом государстве и его принципах мы еще не говорили. Заглянем за завесу жизни этого древнего государства.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 03 декабря: 03:00
  • Суббота, 03 декабря: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать