Таинства Церкви. Иеромонах Никандр (Пилишин) отвечает на вопросы

6 августа 2022 г.

Сегодня мы продолжаем разговор с отцом Никандром, настоятелем храма в честь священномученика Власия в городе Москве.

– Батюшка, во-первых, поздравляю: у вас в храме идут строительные работы. Это всегда приятно. Конечно, очень хлопотно всем, кто служит в храме, в какой-то мере, может быть, и прихожанам, но можно ожидать обновления храма. Кто ведет работы?

– Мы готовимся к большому юбилею: в 2025 году исполняется четыреста лет нашему храму в честь священномученика Власия. Запланированы грандиозные работы по приведению в порядок и храма, и территории. Например, в этом году вся территория храма включена в благоустройство. Это было решение Правительства Москвы – выделить средства и помочь нам в этом, потому что собственными силами мы никогда не смогли бы что-то сделать. Запланирована реставрация храма, замена кровли. Мы хотели бы 400-летие встретить достойно в обновленном храме и храмовом пространстве. У нас появятся и детская площадка, и большая зона тихого отдыха для пожилых людей. В Москве очень мало зеленых зон, где люди могли бы в жаркую летнюю погоду отдохнуть...

– Тем более – в центре города. Думаю, реставрация старой Москвы – это всегда хорошо. В одной из прошлых программ мы говорили, что этот храм находится под охраной государства. Что ж, желаю Вам помощи Божией...

– Мы Вас приглашаем на престольный праздник Преображения 19 августа. Мы решили в этом году на престольный праздник открыть парк на территории  храма, которая будет уже в обновленном виде. После литургии будет большой детский праздник, мы приглашаем конезаводчиков с лошадьми. Будем восстанавливать дореволюционную традицию – освящать лошадей. Поэтому после литургии мы будем служить молебен, освящать лошадей, а потом – катать детей на лошадях по территории храма.

– Это интересно. Думаю, наш телеканал обязательно воспользуется Вашим приглашением.

Отец Никандр, поговорим сегодня на актуальную, с моей точки зрения, тему – о роли святых в жизни человека и истории нашего Отечества. Мы отмечали юбилейный год в честь Александра Невского, недавно отметили 600-летие со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, великого печальника земли Русской и, наверное, наиболее любимого русского святого. Давайте поговорим о том, какую роль играют святые в нашей жизни. Мы приходим к святым, может быть, даже не до конца понимая, что в земной жизни святости нет. Мы боимся подумать, что в жизни Александр Невский или Сергий Радонежский не были святыми. Возникает некое недоумение...

– Очень важно определить для себя критерий святости. Мы видим, что в истории Церкви святость определялась со временем: проходило время, и Церковь как богочеловеческий организм свидетельствовала о том, что тот или иной человек смог в своей жизни достигнуть определенного образа богоподобия (в чине преподобного, например, или святителя, или мученика).

Как правило, когда святой проживает свой земной путь, подвиг его не всегда заметен окружающим людям. Недаром в Евангелии есть слова, что нет пророка в своем Отечестве. Мы знаем, что падшая природа человека не всегда позволяет спокойно и взвешенно оценить труды другого человека: начинает примешиваться своя человеческая оценка, какое-то осуждение, зависть. Мы знаем, что и в жизни преподобного Сергия были такие моменты. Например, когда он оставил Троицкий монастырь и ушел, потому что понял, что начинает появляться человеческая зависть.

Нашей стране невероятно повезло: такой сонм святых в нашей Русской Церкви! Думаю, ни одна другая Церковь не может в этом смысле сравниться с нашей; у нас просияло огромное количество светильников, которые для нас являются неким ориентиром.

Приведу наглядный образ: когда самолет в темное время взлетает, путь всегда освещается огоньками, которые помогают в темноте взлететь в небо. Для нас, живущих, как правило, во тьме и суете обыденной жизни, когда правда подменяется ложью, много человеческих пороков и общество не очень здоровое, важны маяки, которые освещали бы нам путь. Без них мы «взлететь» не сможем.

Понятно, что Солнце, сердцевина нашей жизни – Христос. Люди, которых мы называем святыми, – это те огни, в которых отражается свет Христов. Вглядываясь в их подвиг, мы можем подражать им, чтобы так же уподобиться Богу.

– Поговорим об Александре Невском. Это действительно удивительная личность. Если обратиться к исторической литературе, то много чего о нем писали. Его обвиняли и в сговоре с монголо-татарами... Но в состоянии ли мы сейчас, в XXI веке, понять геополитическую ситуацию того времени (XIII века), чтобы судить о каких-то деяниях?

– Все зависит от того, что мы хотели бы в результате получить. Наверное, есть небольшое количество исторических памятников, которые позволят создать более или менее объективную картину. Но, конечно, мы не знаем доподлинно, что было в сердце у благоверного князя Александра.

Личность благоверного князя Александра Невского неоднозначно оценивалась как современниками, так и в наше время. Например, недавно мы вспоминали царственных мучеников: если провести параллель, то подвиг царя Николая II тоже неоднозначно оценивался как тогда, так и сейчас. Но я искренне верю и даже ни минуты не сомневаюсь, что в сердце этих людей была любовь к своему Отечеству. А когда есть любовь, начинаешь предпринимать разные попытки, которые тебе кажутся в данный момент наиболее оптимальными, удобными и единственно возможными, чтобы спасти Отечество.

Ведь у обычного жителя страны совершенно иная мера ответственности. Но когда ты стоишь во главе чего-либо, у тебя другой уровень ответственности, другой уровень переживаний.

Конечно же, великий князь Александр Невский поступал именно так, как мог в тот исторический момент. Спустя годы мы можем оценить его подвиг, не совсем понятый в свое время. По тому, как Церковь Христова воспевает его, сейчас мы однозначно можем сказать, что это был великий подвижник, который не пощадил себя, смирил свою горделивую природу и пошел в монголо-татарский стан. Как Христос некогда взошел на Крест совершенно несправедливо, но ради того, чтобы спасти нас, так и Александр Невский тогда понес свой крест, чтобы сейчас мы имели возможность жить в таком государстве, как современная Россия.

– Вы привели красивое образное сравнение, что святые – некие огоньки на нашем жизненном пути. Чем близок Александр Невский современным людям? Мы порой забываем, что и Александр Невский, и Дмитрий Донской были молоды. По молодости лет у них, конечно, была и некая горячность, но было и здравомыслие. Я как-то выступала перед молодежной аудиторией, рассказывала о Дмитрии Донском. Ведь ему было всего тридцать лет, когда он принял участие в Куликовской битве. По нынешним временам это очень молодой человек...

– Это по нашим временам. А если мы вспомним прошлый век, в котором мы родились, то люди в большинстве своем уже в двадцать лет создавали семью и были готовы брать на себя ответственность. Если мы возьмем XIII или XIV век, то люди проживали более короткую жизнь...

– Просто было много войн, люди умирали во время войны. А так было много долгожителей. Я читала историографическую литературу, очень много было долгожителей, доживали до 90–100 лет. В принципе, по здоровью люди тогда были, может быть, даже здоровее, чем мы сейчас.

– Согласен. Но если мы говорим о молодых людях и о том, что благоверный князь Александр дает современному молодому человеку, жителю России, я отметил бы несколько моментов, без которых невозможно дальнейшее развитие государства.

Первый момент: не нужно бояться брать на себя ответственность в любом возрасте. Если жизнь привела тебя к ответственному посту или к ответственной должности или государство ждет от тебя, что ты себя проявишь, ты должен себя проявить в любом возрасте. Не нужно бояться и думать, что не сможешь повлиять на процесс, что уже все решено. Ничего не решено. Мы забываем, что существует Господь, и мы исполняем лишь то, что входит в Промысл Божий. Поэтому бояться брать на себя ответственность не нужно никогда, если тебя призывает к этому государство, твоя семья, профессия. Тем более когда ты молодой, здоровый, инициативный, ты должен что-то делать, менять, поддерживая здравые процессы. И сомнений никаких быть не должно.

Второй момент, который очень ярко виден в жизни благоверного князя Александра, и этого не хватает всем нам, – активная жизненная позиция. Объясню, что это такое. В наше время очень много безразличия. Господь в Евангелии говорит: о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3, 15–16). Теплохладность – это плохое качество, и в наше время этого очень много. Теплохладность проникает в сердца молодых людей, хотя это неестественно. У молодого человека, когда он растет, формируется, должно быть много юношеских порывов. Но мы наблюдаем в наше время (и даже научные исследования проводятся по этому поводу), что у молодежи очень мало творческой инициативы, творческого запала...

Поэтому считаю, что в наше время очень важно посмотреть на личность князя Александра Невского и вспомнить, что нужно быть инициативным, смелым и жизнеутверждающим человеком. Есть какая-то область жизни, которая зависит от тебя: семья, твой круг общения. Ты всегда должен стараться создать вокруг себя здоровую, радостную атмосферу, чтобы эта энергия переходила и на других людей и формировалась здоровая, радостная нация.

– Что мешает нынешней молодежи быть ответственной? Может быть, воспитание?

– Я думаю, мешают ценности современного общества. Современное общество – это общество комфорта. Комфорт настолько проникает во все сферы жизни, что это меняет сознание и качество жизни человека: человек перестает меньше трудиться физически, интеллектуально и перекладывает все на искусственный интеллект, роботов, технику. Переставая трудиться физически и интеллектуально, человек начинает остывать, успокаиваться, что смертельно вредно для общества.

– Александр Невский – пример для мужчин, мальчиков...

– Безусловно, это пример мужественности. Мы еще и еще раз должны сказать, что должны вернуться к традиционному пониманию роли мужчины и женщины. Мужчина – это тот, кто берет на себя ответственность и несет ее, защищая свою семью, жену, детей. В наше время идет некое смешение и смещение акцентов, когда женщина пытается на себя примерить роль мужчины. Это идет вразрез с природой женщины и с тем замыслом, который Господь вложил в первую женщину. Женская природа прекрасна, но она в полноте раскрывается только тогда, когда рядом сильный и ответственный мужчина, который помогает этой женственности раскрыться.

В XIX веке, например, когда в великосветском обществе появлялась прекрасная дама, люди говорили: «Какой замечательный у нее муж!» Делали комплимент не женщине, а ее мужу, потому что благодаря мужу она выглядит такой, каким видит ее общество.

– Я рискую сейчас вызвать негодование со стороны наших зрителей, но меня беспокоит мысль, что, может быть, мы и в церкви ведем себя не совсем правильно и виноваты в том, что наши мальчики забывают, что они будущие мужчины. Например, часто наблюдаешь, что к Чаше детей пропускают вперед. При этом сзади бабушки, которым очень тяжело стоять, им бы причаститься первыми и сесть. Не стоит ли пропустить к Чаше старших, уважая старость и немощь?

– Конечно, стоит.

– Я была в санатории и наблюдала такую сцену. У кабинета собралась очередь, в том числе был мужчина (кажется, из Дагестана) с мальчиками и очень пожилой мужчина. Врач вызвал следующего. Следующим должен был идти мужчина с мальчиками, но он, обращаясь к пожилому человеку, сказал: «Отец, идите». Тот говорит: «Так ваша же очередь». Мужчина ответил: «У нас положено старших пропускать».

– Я наблюдаю даже большую проблему, с которой тоже нужно работать, замалчивать ее не нужно. Современные молодые люди даже стесняются уступать место в транспорте. Во-первых, их так не воспитали, что нужно это делать. Во-вторых, зачастую видишь, когда женщине в возрасте чуть выше среднего пытаются уступить место, а она говорит: «Нет-нет! Вы считаете, что мне уже нужно уступать место?»

– Хотя ей уступают место просто как женщине.

– Здесь какая-то борьба за равенство прав. Мне кажется, что равенство прав – это задумка дьявола. Ребенка с детства нужно учить уступать место старшим и просто женщинам, потому что это благородно. Благородство, по моему глубокому убеждению, – утерянная добродетель нашего времени.

– Очень рада, что Вы разделяете мое мнение. Считаю, что, идя к Чаше, не надо торопиться – все равно все причастятся. Потом нужно слушать благодарственные молитвы. Куда торопиться?

У меня была однажды ситуация, когда я очень торопилась в аэропорт и причащалась перед отлетом. Я тогда подошла к людям и сказала: «Простите меня Христа ради, мне срочно улетать, пропустите меня, пожалуйста». Меня все пропустили. Священника я предупредила, что после Причастия сразу уеду, а благодарственные молитвы прослушаю в дороге. Бывают такие ситуации. Но в обычных будничных ситуациях, думаю, мы должны детей наших приучать к тому, чтобы пропускать старших.

– Думаю, к этому надо приучать в семье.

– Мне кажется, и священники должны учить: мол, ребятки, давайте бабушек пропустим.

– Всем, что ребенок увидел и услышал в храме, он потом делится дома, рассказывая об этом. И очень важно, чтобы то, что говорит священник, было гармонично тому, что происходит дома. Потому что если священник говорит одно, а дома ребенок видит другое, то начинается некий разрыв.

Сегодня, слава Богу, на всех уровнях (от простых людей до президента) начинают говорить о том, что мы должны вернуть воспитательную функцию в общество, Церковь, школу, семью. Мы должны все вместе, общим фронтом исправлять ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день.

– Отец Никандр, сердечно Вас благодарю! Мы не успели полностью раскрыть тему, настолько она оказалась интересной и многогранной... В следующей программе мы продолжим говорить о наших святых.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 01 октября: 03:00
  • Суббота, 01 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​