– Батюшка, во-первых, поздравляю: у вас в храме идут строительные работы. Это всегда приятно. Конечно, очень хлопотно всем, кто служит в храме, в какой-то мере, может быть, и прихожанам, но можно ожидать обновления храма. Кто ведет работы?
– Мы готовимся к большому юбилею: в 2025 году исполняется четыреста лет нашему храму в честь священномученика Власия. Запланированы грандиозные работы по приведению в порядок и храма, и территории. Например, в этом году вся территория храма включена в благоустройство. Это было решение Правительства Москвы – выделить средства и помочь нам в этом, потому что собственными силами мы никогда не смогли бы что-то сделать. Запланирована реставрация храма, замена кровли. Мы хотели бы 400-летие встретить достойно в обновленном храме и храмовом пространстве. У нас появятся и детская площадка, и большая зона тихого отдыха для пожилых людей. В Москве очень мало зеленых зон, где люди могли бы в жаркую летнюю погоду отдохнуть...
– Тем более – в центре города. Думаю, реставрация старой Москвы – это всегда хорошо. В одной из прошлых программ мы говорили, что этот храм находится под охраной государства. Что ж, желаю Вам помощи Божией...
– Мы Вас приглашаем на престольный праздник Преображения 19 августа. Мы решили в этом году на престольный праздник открыть парк на территории храма, которая будет уже в обновленном виде. После литургии будет большой детский праздник, мы приглашаем конезаводчиков с лошадьми. Будем восстанавливать дореволюционную традицию – освящать лошадей. Поэтому после литургии мы будем служить молебен, освящать лошадей, а потом – катать детей на лошадях по территории храма.
– Это интересно. Думаю, наш телеканал обязательно воспользуется Вашим приглашением.
Отец Никандр, поговорим сегодня на актуальную, с моей точки зрения, тему – о роли святых в жизни человека и истории нашего Отечества. Мы отмечали юбилейный год в честь Александра Невского, недавно отметили 600-летие со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, великого печальника земли Русской и, наверное, наиболее любимого русского святого. Давайте поговорим о том, какую роль играют святые в нашей жизни. Мы приходим к святым, может быть, даже не до конца понимая, что в земной жизни святости нет. Мы боимся подумать, что в жизни Александр Невский или Сергий Радонежский не были святыми. Возникает некое недоумение...
– Очень важно определить для себя критерий святости. Мы видим, что в истории Церкви святость определялась со временем: проходило время, и Церковь как богочеловеческий организм свидетельствовала о том, что тот или иной человек смог в своей жизни достигнуть определенного образа богоподобия (в чине преподобного, например, или святителя, или мученика).
Как правило, когда святой проживает свой земной путь, подвиг его не всегда заметен окружающим людям. Недаром в Евангелии есть слова, что нет пророка в своем Отечестве. Мы знаем, что падшая природа человека не всегда позволяет спокойно и взвешенно оценить труды другого человека: начинает примешиваться своя человеческая оценка, какое-то осуждение, зависть. Мы знаем, что и в жизни преподобного Сергия были такие моменты. Например, когда он оставил Троицкий монастырь и ушел, потому что понял, что начинает появляться человеческая зависть.
Нашей стране невероятно повезло: такой сонм святых в нашей Русской Церкви! Думаю, ни одна другая Церковь не может в этом смысле сравниться с нашей; у нас просияло огромное количество светильников, которые для нас являются неким ориентиром.
Приведу наглядный образ: когда самолет в темное время взлетает, путь всегда освещается огоньками, которые помогают в темноте взлететь в небо. Для нас, живущих, как правило, во тьме и суете обыденной жизни, когда правда подменяется ложью, много человеческих пороков и общество не очень здоровое, важны маяки, которые освещали бы нам путь. Без них мы «взлететь» не сможем.
Понятно, что Солнце, сердцевина нашей жизни – Христос. Люди, которых мы называем святыми, – это те огни, в которых отражается свет Христов. Вглядываясь в их подвиг, мы можем подражать им, чтобы так же уподобиться Богу.
– Поговорим об Александре Невском. Это действительно удивительная личность. Если обратиться к исторической литературе, то много чего о нем писали. Его обвиняли и в сговоре с монголо-татарами... Но в состоянии ли мы сейчас, в XXI веке, понять геополитическую ситуацию того времени (XIII века), чтобы судить о каких-то деяниях?
– Все зависит от того, что мы хотели бы в результате получить. Наверное, есть небольшое количество исторических памятников, которые позволят создать более или менее объективную картину. Но, конечно, мы не знаем доподлинно, что было в сердце у благоверного князя Александра.
Личность благоверного князя Александра Невского неоднозначно оценивалась как современниками, так и в наше время. Например, недавно мы вспоминали царственных мучеников: если провести параллель, то подвиг царя Николая II тоже неоднозначно оценивался как тогда, так и сейчас. Но я искренне верю и даже ни минуты не сомневаюсь, что в сердце этих людей была любовь к своему Отечеству. А когда есть любовь, начинаешь предпринимать разные попытки, которые тебе кажутся в данный момент наиболее оптимальными, удобными и единственно возможными, чтобы спасти Отечество.
Ведь у обычного жителя страны совершенно иная мера ответственности. Но когда ты стоишь во главе чего-либо, у тебя другой уровень ответственности, другой уровень переживаний.
Конечно же, великий князь Александр Невский поступал именно так, как мог в тот исторический момент. Спустя годы мы можем оценить его подвиг, не совсем понятый в свое время. По тому, как Церковь Христова воспевает его, сейчас мы однозначно можем сказать, что это был великий подвижник, который не пощадил себя, смирил свою горделивую природу и пошел в монголо-татарский стан. Как Христос некогда взошел на Крест совершенно несправедливо, но ради того, чтобы спасти нас, так и Александр Невский тогда понес свой крест, чтобы сейчас мы имели возможность жить в таком государстве, как современная Россия.
– Вы привели красивое образное сравнение, что святые – некие огоньки на нашем жизненном пути. Чем близок Александр Невский современным людям? Мы порой забываем, что и Александр Невский, и Дмитрий Донской были молоды. По молодости лет у них, конечно, была и некая горячность, но было и здравомыслие. Я как-то выступала перед молодежной аудиторией, рассказывала о Дмитрии Донском. Ведь ему было всего тридцать лет, когда он принял участие в Куликовской битве. По нынешним временам это очень молодой человек...
– Это по нашим временам. А если мы вспомним прошлый век, в котором мы родились, то люди в большинстве своем уже в двадцать лет создавали семью и были готовы брать на себя ответственность. Если мы возьмем XIII или XIV век, то люди проживали более короткую жизнь...
– Просто было много войн, люди умирали во время войны. А так было много долгожителей. Я читала историографическую литературу, очень много было долгожителей, доживали до 90–100 лет. В принципе, по здоровью люди тогда были, может быть, даже здоровее, чем мы сейчас.
– Согласен. Но если мы говорим о молодых людях и о том, что благоверный князь Александр дает современному молодому человеку, жителю России, я отметил бы несколько моментов, без которых невозможно дальнейшее развитие государства.
Первый момент: не нужно бояться брать на себя ответственность в любом возрасте. Если жизнь привела тебя к ответственному посту или к ответственной должности или государство ждет от тебя, что ты себя проявишь, ты должен себя проявить в любом возрасте. Не нужно бояться и думать, что не сможешь повлиять на процесс, что уже все решено. Ничего не решено. Мы забываем, что существует Господь, и мы исполняем лишь то, что входит в Промысл Божий. Поэтому бояться брать на себя ответственность не нужно никогда, если тебя призывает к этому государство, твоя семья, профессия. Тем более когда ты молодой, здоровый, инициативный, ты должен что-то делать, менять, поддерживая здравые процессы. И сомнений никаких быть не должно.
Второй момент, который очень ярко виден в жизни благоверного князя Александра, и этого не хватает всем нам, – активная жизненная позиция. Объясню, что это такое. В наше время очень много безразличия. Господь в Евангелии говорит: о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3, 15–16). Теплохладность – это плохое качество, и в наше время этого очень много. Теплохладность проникает в сердца молодых людей, хотя это неестественно. У молодого человека, когда он растет, формируется, должно быть много юношеских порывов. Но мы наблюдаем в наше время (и даже научные исследования проводятся по этому поводу), что у молодежи очень мало творческой инициативы, творческого запала...
Поэтому считаю, что в наше время очень важно посмотреть на личность князя Александра Невского и вспомнить, что нужно быть инициативным, смелым и жизнеутверждающим человеком. Есть какая-то область жизни, которая зависит от тебя: семья, твой круг общения. Ты всегда должен стараться создать вокруг себя здоровую, радостную атмосферу, чтобы эта энергия переходила и на других людей и формировалась здоровая, радостная нация.
– Что мешает нынешней молодежи быть ответственной? Может быть, воспитание?
– Я думаю, мешают ценности современного общества. Современное общество – это общество комфорта. Комфорт настолько проникает во все сферы жизни, что это меняет сознание и качество жизни человека: человек перестает меньше трудиться физически, интеллектуально и перекладывает все на искусственный интеллект, роботов, технику. Переставая трудиться физически и интеллектуально, человек начинает остывать, успокаиваться, что смертельно вредно для общества.
– Александр Невский – пример для мужчин, мальчиков...
– Безусловно, это пример мужественности. Мы еще и еще раз должны сказать, что должны вернуться к традиционному пониманию роли мужчины и женщины. Мужчина – это тот, кто берет на себя ответственность и несет ее, защищая свою семью, жену, детей. В наше время идет некое смешение и смещение акцентов, когда женщина пытается на себя примерить роль мужчины. Это идет вразрез с природой женщины и с тем замыслом, который Господь вложил в первую женщину. Женская природа прекрасна, но она в полноте раскрывается только тогда, когда рядом сильный и ответственный мужчина, который помогает этой женственности раскрыться.
В XIX веке, например, когда в великосветском обществе появлялась прекрасная дама, люди говорили: «Какой замечательный у нее муж!» Делали комплимент не женщине, а ее мужу, потому что благодаря мужу она выглядит такой, каким видит ее общество.
– Я рискую сейчас вызвать негодование со стороны наших зрителей, но меня беспокоит мысль, что, может быть, мы и в церкви ведем себя не совсем правильно и виноваты в том, что наши мальчики забывают, что они будущие мужчины. Например, часто наблюдаешь, что к Чаше детей пропускают вперед. При этом сзади бабушки, которым очень тяжело стоять, им бы причаститься первыми и сесть. Не стоит ли пропустить к Чаше старших, уважая старость и немощь?
– Конечно, стоит.
– Я была в санатории и наблюдала такую сцену. У кабинета собралась очередь, в том числе был мужчина (кажется, из Дагестана) с мальчиками и очень пожилой мужчина. Врач вызвал следующего. Следующим должен был идти мужчина с мальчиками, но он, обращаясь к пожилому человеку, сказал: «Отец, идите». Тот говорит: «Так ваша же очередь». Мужчина ответил: «У нас положено старших пропускать».
– Я наблюдаю даже большую проблему, с которой тоже нужно работать, замалчивать ее не нужно. Современные молодые люди даже стесняются уступать место в транспорте. Во-первых, их так не воспитали, что нужно это делать. Во-вторых, зачастую видишь, когда женщине в возрасте чуть выше среднего пытаются уступить место, а она говорит: «Нет-нет! Вы считаете, что мне уже нужно уступать место?»
– Хотя ей уступают место просто как женщине.
– Здесь какая-то борьба за равенство прав. Мне кажется, что равенство прав – это задумка дьявола. Ребенка с детства нужно учить уступать место старшим и просто женщинам, потому что это благородно. Благородство, по моему глубокому убеждению, – утерянная добродетель нашего времени.
– Очень рада, что Вы разделяете мое мнение. Считаю, что, идя к Чаше, не надо торопиться – все равно все причастятся. Потом нужно слушать благодарственные молитвы. Куда торопиться?
У меня была однажды ситуация, когда я очень торопилась в аэропорт и причащалась перед отлетом. Я тогда подошла к людям и сказала: «Простите меня Христа ради, мне срочно улетать, пропустите меня, пожалуйста». Меня все пропустили. Священника я предупредила, что после Причастия сразу уеду, а благодарственные молитвы прослушаю в дороге. Бывают такие ситуации. Но в обычных будничных ситуациях, думаю, мы должны детей наших приучать к тому, чтобы пропускать старших.
– Думаю, к этому надо приучать в семье.
– Мне кажется, и священники должны учить: мол, ребятки, давайте бабушек пропустим.
– Всем, что ребенок увидел и услышал в храме, он потом делится дома, рассказывая об этом. И очень важно, чтобы то, что говорит священник, было гармонично тому, что происходит дома. Потому что если священник говорит одно, а дома ребенок видит другое, то начинается некий разрыв.
Сегодня, слава Богу, на всех уровнях (от простых людей до президента) начинают говорить о том, что мы должны вернуть воспитательную функцию в общество, Церковь, школу, семью. Мы должны все вместе, общим фронтом исправлять ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день.
– Отец Никандр, сердечно Вас благодарю! Мы не успели полностью раскрыть тему, настолько она оказалась интересной и многогранной... В следующей программе мы продолжим говорить о наших святых.
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!