Таинства Церкви. Толкование Евангелия святыми отцами. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

6 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня протоиерей Владимир Волгин продолжает свои беседы.

– Прежде хочу поздравить всех с Вселенской родительской субботой. Странно, конечно, звучит, что я с этим поздравляю. Совершается память о тех, кто ушел из этой жизни и расставание с которыми многим людям дается очень трудно, и вдруг – поздравление с этим. Но для Бога нет мертвых, для Бога все живы. И мы веруем, что по нашей общей молитве об усопших, которая совершается в этот день в храмах, что-то происходит в судьбе этих людей, покинувших земной мир; эти молитвы влияют на судьбы усопших.

Из жития Макария Великого вспоминается момент, как он шел по пустыне, нашел череп, подтолкнул его и спросил: «Кто ты?» Оказалось, человек был  языческим жрецом. Макарий спросил: «А где ты сейчас находишься?» «Я нахожусь в аду, но когда ты за нас молишься, нам становится легче по твоим молитвам».

То есть жизнь души усопшего несколько облегчается по нашим молитвам, а может быть, даже душа прощается и переходит из одного состояния в другое – в состояние блаженства в Царствии Божием. Конечно, мы празднуем именно это событие – когда души человеческие по милости и нескончаемой любви Божией наследуют Царствие Божие. Тем более когда умирают праведники, это является праздником. Апостол Павел сказал: для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.

Успение Пресвятой Богородицы – с одной стороны, драма; с другой стороны – утверждение жизни, потому что душа Пресвятой Богородицы в момент отхода из этой жизни, в момент смертельного сна, была взята Господом Иисусом Христом на руки.  Поэтому, конечно, большое торжество, когда умирают праведники.

Завтра – Неделя о Страшном Суде. Это напоминание для каждого из нас. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, сказано: «Помни последняя твоя и вовек не согрешишь». То есть помни о смерти и Страшном Суде. Когда человек будет помнить о том, какую ответственность он будет иметь перед Богом на Страшном Суде, то, конечно, ему не захочется удовлетворять свои страсти. Апостол Павел (а апостолы вещали благодатью Святого Духа) говорит: помните о смерти и спешите делать добро. Потому что, с одной стороны, можно не успеть. С другой стороны, какой ответственный момент в жизни каждого человека – когда он предстанет на Суде Божием! Это страшно. Начало премудрости – страх Господень. Чем более человек премудрый, тем праведнее и чище он становится по жизни и в конечном итоге может стать богоносцем.

Церковь постоянно учит нас, напоминает нам, что смыслом христианской жизни является подготовка себя к экзамену, к будущей жизни. Мы об этом забываем, поэтому проводим жизнь в суете, в том, что привязывает нас к земной жизни и не поднимает нашего взора к небу, к сожалению. Хотелось бы, чтобы все мы, вспоминая о Страшном Суде, в конечном итоге задумались о том, что наша вечная, бессмертная душа (хотим мы того или не хотим) предстанет однажды перед Богом на этот Страшный Суд, который, в общем-то, уже совершается в момент смерти. Это как бы первый суд. Второй суд – когда мы воскреснем из мертвых и праведники воссияют так, как Господь Иисус Христос во время преображения, а грешники окажутся, наверное, в своих телах и будут судиться по тем грехам, которые не исповедовали в земной жизни.

Хочу напомнить очень важную истину, которая меня поразила не так давно. Я всегда об этом думал, но как-то механически. Нас разделяет с Богом только нежелание раскаиваться в своих грехах и изменять свою душу, но покаяние сразу же разрушает эту границу.

Совсем недавно была Неделя о блудном сыне. Посмотрите, как сокрушение сына («Согрешил против неба и пред тобою») склоняет отца к великой и бесконечной любви и возводит сына через это смирение и дух покаяния снова в царское достоинство, которому позавидовал старший брат, всегда бывший рядом с отцом и всегда исполнявший его указания.

Разбойник на кресте только лишь попросил, чтобы Господь помянул его во Царствии Его, и сразу же стал гражданином Царствия Божьего.

Поэтому призываю всех и себя к чувству покаяния, видению своих грехов и к поспешению раскаяться (потому что смерть может наступить в любое мгновение нашей жизни) в тех грехах, которые мы совершаем ежедневно, а порой ежечасно и ежеминутно, в зависимости от «талантов» человеческих. Я говорю сейчас об этом с улыбкой, хотя об этом надо скорбеть.

Вот этим я хотел бы начать нашу беседу. Потому что, так или иначе, все тесно связано со Священным Писанием. Совсем недавно я посмотрел маленький сюжет о старце архимандрите Кирилле (Павлове). На затруднительные вопросы, недоумения он говорил тем, кто к нему обращался: «Читайте ежедневно Евангелие». Мы знаем, что преподобный Серафим Саровский в котомке носил не только камни (он говорил: «томлю томящего мя»), но и Новый Завет, который является для всех нас книгой жизни.

Теперь перейдем к нашей теме о пророчествах. С одной стороны, может показаться странным, что я все время пользуюсь шпаргалкой, но нужно знать Священное Писание Нового и Ветхого Заветов наизусть, чтобы свободно оперировать этими текстами. Поэтому приношу извинения. С другой стороны, вспоминаю первоверховного апостола Павла, который обращал очень многих людей, язычников к вере. Два с половиной года он провел в училище некоего Тиранна (см. Деян. 19, 9), беседовал с людьми, ищущими Христа, ищущими Бога, и приводил им тексты Ветхого Завета.

Обратите внимание, в Евангелии от Матфея вспоминается очень много ветхозаветных пророчеств. Для чего? Для того, чтобы убедить иудейский народ в том, что они веровали в Мессию, проповеданного пророками Ветхого Завета. Потому евангелист приводит эти тексты. Вообще все апостолы не были людьми книжными; они были рыбаками, ловили рыбу, и у них не было времени, чтобы учить Священное Писание Ветхого Завета наизусть. Это потом, когда на них сошла благодать Святого Духа, они, конечно, учили людей через Священное Писание Ветхого Завета. Наверняка перед ними были тексты Священного Писания Ветхого Завета, на которые они обращали особое внимание. У меня вместо Ветхого Завета листы с пророчествами, выписанными из Ветхого Завета.

В прошлой беседе мы остановились на пророчествах о погребении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Он был погребен в гробе Иосифа Аримафейского – богатого человека, которого почитали в иудейском мире так, что Понтий Пилат, к которому он свободно вошел и просил тело Иисуса, отдал ему тело Иисуса Христа для погребения. Тогда сбылось пророчество Ветхого Завета.

Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53, 9). Это и произошло: в гробе новом Иосифа Аримафейского был погребен Господь Иисус Христос, где и воскрес из мертвых.

Уже прослеживается связь между погребением и воскресением. О воскресении Христовом упоминается в Евангелии, в Новом Завете. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12, 38–40).

Это пророчество указывает, с одной стороны, на погребение, с другой стороны – на воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых. Конечно, тогда многие недоумевали и не понимали слово «воскресение». Были, конечно, единичные случаи в Ветхом Завете, когда, например, по молитвам пророка Илии воскрес отрок. Но сущность воскрешения была совершенно другой: это было как бы исцеление от болезни, которая принесла за собою смерть. Это было связано с актом воскресения, в котором участвовал Господь по молитвам пророка Илии.

Здесь же самовластно Господь Иисус Христос, Сын Божий, воскрес из мертвых в третий день и вознесся на небеса. Его тело приобрело совершенно другие свойства: нетление, бессмертие. Когда в Ветхом Завете совершалось какое-то воскресение из мертвых, то тела все равно оставались тленными и смертными. Поэтому об этом воскресении Иисуса Христа многие недоумевали.

Приведу аналогию, которая, может быть, не совсем правильная и не совсем соответствует богословскому смыслу того, о чем я говорю. До двадцати лет я не был крещен. На протяжении двадцати лет 52 раза в году я слышал и повторял слово «воскресение», но не понимал до конца, что такое воскресение. Для меня это было синонимом выходного дня.

– «Воскресенье – день веселья. Песни слышатся кругом...» Помню эту песню с детства. Телевизоров тогда не было, были радиоточки, и каждое воскресенье эта песня обязательно звучала из всех радиоточек Советского Союза.

– Естественно, атеистическая власть не была заинтересована раскрывать смысл этого слова для нашего народа. Удивляюсь, как дни недели сохранили свое название...

Так вот, только после крещения, которое совершилось в двадцать лет, я стал понимать смысл этого дивного слова «воскресение». Не буду повторяться и объяснять, что означает для нас, христиан, воскресение Христово, Пасха Господня или малая Пасха, которая празднуется каждое воскресенье недели.

Переходим к пророчествам о воскресении. Господь Иисус Христос исполнил эти пророчества. Вера наша в воскресение основывается на псалме 15. В рамках нашей беседы я произношу только цитаты, а вообще желательно было бы приводить достаточно полно текст, в котором указывается пророчество. В 15-м псалме сказано: яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истление (Пс.15, 10). Это обращение Бога и понимание, что во аде Его душа не останется и душа Его никогда не будет иметь тления.

К Книге пророка Исаии мы обратимся в следующей нашей передаче.

– Спасибо большое! Последние минуты программы я хотела бы посвятить предприятию «София», которое создано не без участия вашего храма на Софийской набережной. Очень быстро пролетит Великий пост, наступит Пасха, когда все мы задумаемся о подарках. Хороший подарок – всегда проблема, особенно на именины, например, потому что это церковный праздник, не светский.

«София» всегда баловала нас очень хорошими изделиями. Знаю, что вы не стоите на месте; ваши художники, дизайнеры постоянно работают. Знаю, что появились симпатичные женские браслеты (белые, красные, пасхальные с иконочками). Знаю, что изделия пользуются большим спросом у православных людей. В чем секрет?

– Сказать общие слова, что у нас все делается на основе молитвы, – практически сказать ни о чем. У нас работают очень талантливые художники, благодаря которым продукция, выпускаемая нашим предприятием, имеет эстетическую ценность. Продукция имеет огромное количество разных наград, отмечена на всероссийских ювелирных выставках. Наши изделия собирает Исторический музей. И так далее.

Не хочу ни в коем случае говорить что-то о других мастерских – все мастерские сейчас стараются каким-то образом эстетизировать выпускаемую продукцию. Но пока еще, как мне кажется, нет того высочайшего эстетического уровня, что есть у нас на предприятии «София», которого мы достигли. Вполне возможно, что нас очень быстро догонят и перегонят, но пока еще аналогов я не встречал нигде. Это либо очень удачное повторение старого, либо наши изделия пытаются копировать.

Люди работают добросовестно, используют современные технологии, поэтому вещи красивые. Все это благодаря талантливым художникам.

– Хочу напомнить, что при храме Софии Премудрости Божией в Москве на Софийской набережной работает специализированная лавка, она так и называется «София». Именно там вы можете приобрести замечательные подарки: кулоны, браслеты, кольца. Также продаются замечательные рукописные иконы. Огромный выбор книг. Приходите, смотрите и приобретайте замечательные подарки для ваших близких.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 сентября: 03:00
  • Суббота, 25 сентября: 13:00
  • Суббота, 02 октября: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​