Таинства Церкви. Беседа с иеромонахом Никандром (Пилишиным)

4 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня мы познакомим вас с храмом в честь священномученика Власия, что в Старой Конюшенной слободе. Храм находится в центре Москвы, недалеко от Московской Патриархии, в Чистом переулке. Сегодня с нами настоятель храма иеромонах Никандр.

– Очень рада быть здесь, в этом храме, потому что на моих глазах очень давно, более двадцати лет назад, он начал восстанавливаться. Я помню этот храм практически разрушенным, хотя не совсем, потому что здесь были организации, которые старались ухаживать за ним. Тем не менее внутри на храм он был похож менее всего.

Центральные храмы в Москве – честно говоря, моя боль. Потому что я родилась в центре Москвы, рядом с храмом священномученика Климента, папы Римского, на улице Пятницкой, недалеко от Климентовского переулка. Все мое детство прошло вокруг очень красивых московских храмов. Идя в школу, я обязательно проходила мимо храмов. Шла в поликлинику – обязательно мимо храмов. В булочную – мимо храмов. Вспоминаю, что в семилетнем возрасте мы с дворовыми ребятами во дворе храма священномученика Климента, папы Римского (тогда там был скверик), пытались залезть в подвал и искать библиотеку Ивана Грозного. Почему-то мы решили, что библиотека Ивана Грозного скрыта именно там. Вот такие детские воспоминания.

Каждый храм – это предание, история. Это возможность познакомиться и с историей России, и с историей Москвы, и с историей архитектуры. Ваш храм в честь священномученика Власия тому большое подтверждение. Давайте немножко расскажем нашим зрителям об истории храма и поговорим об этом святом.

Иеромонах Никандр (Пилишин), настоятель храма святого Власия в Старой Конюшенной слободе:

– Я полностью разделяю Вашу точку зрения о том, что любой храм – это история. Для того чтобы понять, почему именно здесь появляется храм, освященный в честь святого Власия, мы должны сделать небольшой исторический отступ, чтобы наши телезрители понимали, как все происходило.

Если мы представим часть Москвы, которая ограничена Бульварным кольцом, Садовым кольцом, улицей Остоженкой и Арбатом, то исторически эта часть Москвы называется Старая Конюшенная слобода. К сожалению, в наше время о том, что эта часть Москвы именуется именно так, можно увидеть лишь только из названия нашего храма; никаких исторических сведений, памятников или скульптур, которые об этом напоминали бы, на сегодняшний день нет.

Именно здесь был так называемый царский конный выезд; здесь находилось до трех тысяч лошадей, поскольку царь совершал конные выезды на богомолье, по своим непосредственным обязанностям. Также конные выезды встречали почетных гостей, и от того, какое количество лошадей принимало участие в этом выезде, судили о том, какой государь и какое государство. Если сейчас зачастую внимание людей приковано к автомобилям кортежа, то раньше внимание было приковано к конным выездам.

Поэтому совершенно не случайно, что в центре этой слободы, где жили лошади, извозчики, конюхи, которые занимались лошадьми, появляется храм, который освящается в честь святого мученика Власия.

О большом авторитете и почитании среди народа того времени святого Власия говорят два исторических факта. Когда святой князь Владимир принимает решение креститься и крестить Киев и Русь, то одним из первых храмов, построенных в городе, является храм святого Власия. В Великом Новгороде в 1111 году также появляется каменный храм, освященный в честь святого Власия. Этому явлению две причины. Первая причина: когда святой князь Владимир принимает крещение, он принимает решение о необходимости дать людям новый смысл понимания привычных праздников, привычного образа жизни. И происходит новое осмысление тех верований, тех поклонений, которые имелись среди нашего народа.

Мы знаем о том, что в языческом пантеоне славянских богов было божество Велес – покровитель дикой природы. Люди поклонялись ему, когда не могли понять то или иное природное явление. Когда христианство пришло на Русь, то вместе с христианством пришли и церковное предание, и церковное искусство, и почитание святых. Князь Владимир узнает, что на рубеже III–IV веков жил такой подвижник, как святой Власий. Мы знаем из жития святого Власия о том, что к нему каждый день в пещеру, в которой он жил, приходили дикие звери. Если они заставали Власия во время утренней молитвы, то, подобно разумным существам, садились у входа в пещеру и ждали, когда он выйдет и благословит каждого из них, и потом уходили обратно в лес. Вот это знание о том, что святой Власий является покровителем диких животных и тех, которые служат человеку, послужило поводом дать людям новое христианское понимание, чтобы они поклонялись не Велесу, а почитали святого Власия. Люди это приняли с радостью. Мы это видим из того, что строятся и освящаются храмы в честь святого Власия.

– Хотела дополнить, что среди языческого славянского пантеона был не только Велес, но бог Авсень (Овсень), который считался божеством нового урожая и покровителем коней. Его славяне представляли красивым молодым юношей, который ведет под уздцы коней. У некоторых славян он изображался на поросенке как покровитель домашних животных, но чаще всего – с конями. Это говорит о том, что кони имели тогда огромнейшее значение в жизни общества.

– Безусловно. Потому что конь – не только средство передвижения, но животное, которое помогало человеку в быту. Мы представляем Русь как сельскохозяйственную страну, поэтому без лошади обойтись дома было просто невозможно: можно было перевезти груз, вспахать поле. И еще лошадь помогала человеку постигать единение человека и природы, которое было заложено в первозданном Адаме. Потому что только через ответственное отношение к животному человек мог вспомнить, для чего творился этот мир. Господь дает этот мир человеку для того, чтобы тот чувствовал себя царем творения, но не просто повелевая, а ответственно относясь к нему. Взаимодействие с лошадью, как никакое другое, дает понять это. Здесь и чувство управления животным, и чувство, когда ты пытаешься передать ему то, что ты хочешь сделать. Это, конечно, очень важно.

На Руси, конечно, были и другие покровители лошадей. Мы знаем святых Флора и Лавра. На день памяти святого Георгия Победоносца в мае тоже освящаются и животные, и сельскохозяйственные угодья… Но из жития святого Власия мы знаем, что он почитается непосредственно как покровитель животных.

Вернемся к истории храма. Вступает в правление царь Михаил Федорович Романов. И в 1625 году появляется первое письменное упоминание о нашем храме.

– Храм, наверное, и раньше стоял?

– Церковные историки говорят о том, что может такое быть, но мы опираемся на письменные свидетельства. Первое письменное свидетельство о храме появляется в 1625 году. Через четыре года нашему храму исполняется четыреста лет. Далеко не каждая московская община храма может порадоваться такому сроку в четыреста лет.

– Удивительные отношения складывались у святых и животных. Мы знаем об этом по житиям Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Дикий медведь приходит и начинает ластиться к человеку... Кажется, такое просто невозможно! Что же такое было в этих святых, что так укрощало диких животных?

– Помимо русских святых мы знаем очень много примеров такого содружества человека и животных. Это видно из жития святого Герасима Иорданского, Марии Египетской. Можно однозначно говорить о том, что когда человек достигает уровня приближения к святости, встает на путь очищения своего сердца от страстей, пытается с помощью Господа, церковных таинств очистить свою душу, тогда в эту очищенную душу входит благодать, которая преображает не только самого человека и окружающий его мир, но и привлекает животный мир. То есть вокруг этого человека, в котором живет благодать, преображается природа, возвращается к своему первозданному состоянию.

Преподобный Максим Исповедник говорит, что цель человеческой жизни – вернуться к первозданному состоянию Адама. Конечно, у нас с вами, как у людей Нового Завета, есть Новый Адам – Христос, Который помогает нам через соединение с Ним, через принятие Его в свою жизнь в виде таинств, преображать нашу жизнь. И внешний фактор, говорящий об этом, – взаимодействие с природой и животными.

Мы знаем слова пророка Давида, который говорит: блажен, иже и скоты милует. То есть блажен тот человек, который не только милостив к другому человеку, но и к животному. Господь таких людей наделяет блаженством, и это блаженство привлекает не только нас с вами к тем людям, которые являются святыми при жизни, но и животных, которые становятся буквально ручными.

Такое красивое церковное предание о жизни преподобного Сергия и преподобного Серафима для нас приятно. Вообще всякое житие наполнено благообразным описанием. Но, помимо житий святых, в Церкви есть и церковная история, и какие-то научные исследования, которые пытаются пролить свет на историчность тех или иных событий. Когда я обучался в Московской духовной академии, у нас был преподаватель истории по фамилии Юдин, очень известный историк. Он всегда говорил, что медведь приходил терроризировать преподобного Сергия. Во-первых, медведь был очень голодный, и преподобный Сергий делился с ним тем куском хлеба, который у него был. Когда он начал его кормить, медведь понял, что это не просто источник пищи, но и друг, поэтому стал к нему относиться весьма уважительно и с почитанием.

– Я не говорю о сказочности каких-то сюжетов. Жизнеописания святых должны давать нам пищу для размышлений, насколько мы сейчас гармоничны с природой.

– Мне кажется, сейчас мы не совсем  гармоничны с природой. Происходящие в нашем мире природные катаклизмы и те события, которые охватывают человечество, глубоко убежден, являются следствием того, что человек забыл, кто он есть. Человек призван к тому, чтобы раскрыть в себе потенциал, заложенный Богом во время творения. Только через раскрытие образа, через уподобление Богу, через возвращение к тому, что человек является венцом творения и ответственным за все то, что происходит вокруг, мы можем надеяться, что человечество получит осмысленную жизнь и наша кончина послужит той естественной цели, ради которой мы и рождаемся. Мы рождаемся, чтобы научиться жить с Богом, чтобы стать человеком по призванию, чтобы раскрыть свои человеческие свойства и спасти свою душу.

Животные помогают нам в этом, потому что через животных мы видим, удается нам это или не удается. Через общение с животными мы приходим к осознанию того, что мы люди.

Как говорил отец Кирилл (Павлов), если человек не чувствует боль другого, он забывает, что он человек. Осмелюсь добавить к этому, что если человек не чувствует боль животного, то, наверное, он тоже забывает, что он человек. Потому что животное создано Богом в помощь нам и в утешение. Если мы этим пренебрегаем, то, наверное, отчасти забываем, для чего человек существует.

– Животные действительно во многом помогают людям. За десять лет работы на одном из московских каналов мне удалось снять, наверное, больше трехсот фильмов о храмах и монастырях Москвы и области, и я могу свидетельствовать, что в некоторых монастырях разводили лошадей и работали с детьми, больными детским церебральным параличом. Есть прямые свидетельства, что общение с лошадьми помогало детям. Были совершенно удивительные результаты, когда дети начинали ходить.

– Мы всё это можем увидеть, исходя даже из светских направлений по лечению ДЦП или других тяжелых аутоиммунных заболеваний через общение с лошадьми, с дельфинами. Очень многие исследования показывают, что если в доме живет любое животное (будь то собака или кошка), это общение с животным благотворно влияет на человеческую жизнь. Даже просто соприкосновение с животными является способом проявления любви человека. Когда в жизни человека не хватает любви, человек начинает озлобляться. А когда рядом с ним есть тот объект, который позволяет проявить любовь, то, конечно, человеку становится намного легче.

Отец Павел Флоренский говорил, что икона позволяет Богу и святым жить в нашей жизни. Когда в нашем доме появляется икона, это позволяет прийти в нашу жизнь тому или иному святому. Мы, взирая на этот образ, начинаем общаться с этим святым, и святой начинает в нас жить. Так вот, когда в доме появляется то или иное животное, это позволяет нам проявить свою любовь не только к членам семьи, но и к этому животному, которое также откликается на нашу любовь, проявляя свою верность человеку.

– Интересные у нас размышления полились... Давайте продолжим разговор о храме. XVII век. Царь Алексей Михайлович был страстным поклонником охоты, он очень любил коней. Думаю, наверняка Конюшенная слобода произрастала, наверняка богател и храм. Какие остались свидетельства о храме после XVII века? Что здесь было?

– С момента переноса столицы из Москвы в Петербург значение слободы, конечно, утрачивается. Дома выкупали помещики, дворяне и начинали селиться здесь. Но все же сохраняется некая добрая дореволюционная традиция (которую, кстати, мы сейчас возрождаем): каждый извозчик, проживающий в Москве до революции, считал своим долгом при приобретении лошади привести ее в храм святого мученика Власия, обвести ее три раза вокруг храма, потом служился молебен, и эта лошадь окроплялась. Как сейчас мы видим сложившуюся традицию освящения автомобилей, так и раньше все извозчики приходили в этот храм и освящали лошадей.

С этим связана одна московская легенда, которая приписывается нашему храму. Когда в гости к Сергею Есенину приехала Айседора Дункан, он решил прокатить ее по Москве. Было раннее утро, и извозчик задремал. Лошадь стала возить Есенина с Дункан вокруг храма три раза. Есенин заметил, что лошадь три раза совершила это движение, и пошутил в адрес извозчика: «Ты решил нас повенчать? Еще рановато».

Местные историки говорят, что это происходило здесь, поскольку лошадь могла вспомнить, что когда-то ее три раза водили вокруг этого храма. Вот такая московская легенда, связанная с нашим храмом.

– Красивая легенда.

– Мы возвращаемся к этой традиции, уже провели переговоры с конными спортсменами, с коннозаводчиками, и на день Преображения Господня (поскольку в честь Преображения освящен наш главный придел) у нас будет большой детский праздник, на котором будут лошади. Будет отслужен торжественный молебен, лошади будут освящены, и все дети будут иметь возможность и покататься на лошадях, и пообщаться с лошадьми. На современном языке это называется иппотерапия. Глубоко убежден, что современные школьники, московские дети имеют катастрофическую нехватку общения с животными, тем более – с лошадьми. Поэтому мы будем стараться восполнять нехватку этого общения.

– Думаю, дети вообще с животными практически не общаются. Выезжаешь за город, едешь по трассе и вспоминаешь, что буквально десять лет назад гуси перебегали дорогу, а сейчас их нет. Современный ребенок, думаю, когда увидит козочку, даже не поймет, кто это.

– Современные исследования дают сведения, что далеко не все современные студенты ведущих московских университетов знают, откуда берется сливочное масло. Настолько возникла привычка приобретать масло в магазинах, что даже нет никакого ассоциативного ряда, что живая корова дает молоко, это молоко взбивается, сепарируется и производится сливочное масло.

Поэтому наша цель, к которой мы стремимся, – не просто показать человеку его место в мире через внимательное отношение к животному миру, но в том числе мы очень хотели бы, чтобы современные жители столицы, дети, подростки имели возможность непосредственного общения с большими, крупными животными (такими, как лошадь). Потому что это общение приносит непередаваемую радость и большое утешение для детей.

– Мы очень интересно с Вами поговорили. Думаю, во второй передаче мы поговорим о современном состоянии храма, Вы расскажете о том, как проходят литургии. А в оставшиеся минуты можно обратиться к нашим зрителям, поздравить их с Рождественским постом, дать какие-то напутствия...

– Дорогие братья и сестры, жители нашего города и гости, которые к нам приезжают! Мы всех с радостью приглашаем в наш храм святого Власия, епископа Севастийского, который расположен в Старой Конюшенной слободе. Храм располагается недалеко от Арбата, его очень легко найти. Приглашаем к нам не только на богослужения, но и просто почувствовать атмосферу древнего храма, которая сохраняется здесь, и поклониться нашему святому покровителю – епископу Власию. Святой Власий еще при жизни сказал удивительные слова, что тот человек, который будет совершать его память, будет одарован богатыми дарами от Господа и не будет иметь печали до конца дней своей жизни.

Спаси всех Господь!

– Сердечно благодарю Вас за очень интересную и живую беседу. До следующей встречи!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 29 января: 03:00
  • Суббота, 29 января: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​