Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

3 сентября 2022 г.

Сегодня протоиерей Владимир Волгин продолжает свои беседы.

– Отец Владимир, прежде всего я должна выполнить поручение, просьбу наших зрителей. В августе я путешествовала по Золотому кольцу России, заходила в храмы наших замечательных древних русских городов. Люди узнавали меня, подходили и просили передать Вам поклон. Просили продолжать эти беседы, которые очень интересны и важны. Я с большой радостью выполняю эту просьбу наших зрителей и от их имени желаю многая лета Вам и нашей программе.

– Спасибо всем, кто этого желает. Это говорит об их заинтересованности и устремленности к познанию Священного Писания Нового Завета, о котором мы говорим.

Перед тем как продолжить нашу беседу, я хотел бы поздравить всех тех, кто нас смотрит, с прошедшим великим праздником Успения Пресвятой Богородицы. В этот же день совершается празднование в честь иконы Софии Премудрости Божией. Кстати говоря, это престольный праздник нашего храма. Раньше, до революции, храм Софии Премудрости Божией назывался в честь Успения Пресвятой Богородицы. Надеюсь, в будущем мы восстановим справедливость и будем праздновать два этих праздника.

Вся премудростию сотворил еси. Мир, в котором мы с вами живем, и всех нас сотворил Господь, Его Премудрость. И мы всегда должны быть благодарны Богу за этот мир, за то, что мы есть в этой жизни, и за то, что Господь ведет нас по пути ко спасению. Нас, которые, в общем-то, не всегда желают спасаться, потому что страсти и мнимые ценности этого мира нас тянут к себе, прельщают своими драгоценностями. Но на самом деле это ложные драгоценности...

Несколько слов о празднике Успения Пресвятой Богородицы. Весь христианский мир почитает Пресвятую Богородицу. Но я хотел бы остановиться на очень важном моменте праздника. Мы празднуем смерть Пресвятой Богородицы. Когда умирают наши близкие, родные, неужели мы празднуем это событие? Наоборот, мы крайне опечалены, пребываем в унынии от того, что потеряли близких людей, и ни в коем случае не считаем это праздником, а, наоборот, днем скорби, утраты и невосполнимой потери в нашей жизни. А здесь мы празднуем успение Пресвятой Богородицы, Ее смерть, сон. Почему?

Великие церковные праздники имеют как бы две стороны. Нехорошо это сравнивать с медалью, но это часто употребляемое сравнение. В чем же заключаются эти две стороны? С одной стороны, это была потеря для мира, в особенности для тех, кто знал Пресвятую Богородицу. Например, это Дионисий Ареопагит. Когда он встретился с Пресвятой Богородицей, сказал, что если бы не был верующим, то подумал бы, что перед ним находится Сам Бог. Богородица излучала из Себя свет, источала Божественную любовь, благоухала особыми благоуханиями Духа Святого. Это и апостол Иоанн Богослов, взявший Божию Матерь после распятия Христа к себе, чтобы ухаживать за Ней. Это и остальные апостолы, и многие другие. Исчислить количество людей, знающих Богородицу, невозможно.

Пресвятую Богородицу знали, почитали, и для людей это, конечно, была утрата. Но они по-христиански переживали успение Пресвятой Богородицы. На третий день Ее тело не нашли в гробнице. Мы верим Преданию, которое говорит, что Пресвятая Богородица вместе с телом была взята Господом Иисусом Христом в селения райские. Так, собственно, и изображено на иконе Успения Пресвятой Богородицы: одр, на котором возлежит Пресвятая Богородица, рядом с одром апостолы, окружавшие Ее; в центре – Христос с младенцем на руках. Младенец – это образ души Пресвятой Богородицы, которую Господь воспринял сразу же в момент успения.

Пресвятая Богородица перед Своим успением молилась Господу и просила, чтобы Ей миновать мытарства, то есть духов злобы поднебесной, которые испытывают душу каждого человека. Она, будучи светлейшим человеком, Славнейшей без сравнения серафим, опасалась за Свою душу! Господь сразу же в момент успения принимает Ее душу в Свои руки.

Для кого-то наверняка это был скорбный момент. Мы знаем из Евангелия, что даже Христос у пещеры с умершим Лазарем прослезился о том, что Его друг Лазарь умер. Наверняка человеческие чувства сопровождали и тех, кто знал Пресвятую Богородицу. В чем же праздник? Почему мы радуемся успению?

Вторая сторона праздника. Пресвятую Богородицу знал крохотный мир Иудеи, а после успения узнал весь христианский мир; все стали обращаться к Пресвятой Богородице как к Заступнице рода христианского, как к Посреднице между человеком и Богом. Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48). Так говорит Пресвятая Богородица. Действительно, из рода в род на протяжении тысячелетий Пресвятую Богородицу ублажают и прибегают к Ее заступничеству. И для нас это является праздником, отрадой, потому что в любой момент жизни мы можем притекать к Ней и просить Ее заступления.

Пресвятая Богородица защищала нашу страну, защищала Византию. Являлись многие Ее чудотворные образы, почитаемые нами. Чудотворных образов Пресвятой Богородицы огромное количество; кажется, около шестисот. Так что для нас праздник Успения Пресвятой Богородицы является великим торжеством и победой жизни над смертью. Я поздравляю всех с этим уже прошедшим великим праздником!

Некоторые женщины считают, что они находятся в униженном состоянии, потому что муж – глава жены. Я всегда говорю: посмотрите на Пресвятую Богородицу, в Ее лице вы обретете силу, красоту и могущество. Никто даже из апостолов не уподобился той высоты святости, которой уподобилась Пресвятая Богородица. Так что радуйтесь, жены, что у вас есть такая Заступница; вы должны подражать Ее качествам, Ее жизни.

– Можно добавить, что самое большое число храмов на Руси – именно в честь Успения Пресвятой Богородицы. Как правило, это главные кафедральные соборы. Достаточно сказать, что в Москве в Кремле главный собор – Успенский. Именно этот храм торопились построить великие князья, наши святители. Это тоже говорит о безмерном почитании Пресвятой Богородицы в России.

Камнем преткновения сейчас для многих людей, которые только входят в храм, или для людей неверующих является вопрос, почему мы празднуем день кончины. Как донести это до людей?

– Я уже неоднократно говорил, что смысл христианской жизни – подготовка себя к жизни будущей. Для святых, которые готовились к будущей жизни, смерть была торжеством и радостью, потому что они победили мир, победили лукавого, стали гражданами Царства Божьего. Они освободились от всех скорбей и нестроений человеческой жизни и сейчас находятся рядом с Господом, наслаждаясь всеми дарами Царствия Божьего, о котором апостол Павел сказал: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Ведь мы же желаем близким, родным, друзьям счастья. И человек святой жизни наверняка находится в раю. Поэтому мы испытываем радость. Происходит торжество жизни над смертью.

– Спасибо, отец Владимир. Очень кратко, емко и понятно. Продолжим беседу на обозначенную тему.

– В прошлой программе мы говорили об иудейском мире, который находился в упадке, духовном отчуждении от Бога. Слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите (Мф. 13, 14). Так произошло с Господом. Иоанн Богослов говорит в Евангелии: пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1, 11).

И мы говорили о греческом языческом мире, который тоже находился в чрезвычайном упадке. Философы постепенно дискредитировали пантеон богов. Позже уже, когда греки наводнили Рим, они стали любезными для римлян: семьи людей богатых, стремящихся к образованию, держали греков-философов, поэтов, писателей рядом с собой, приглашали их в свои дома, утешались их беседами. Римляне, с одной стороны, были народом простым, но грубым по своим нравам. Они дошли даже до какого-то рабства в своих семьях. С рабами они могли делать что угодно: бить, истязать. В общем, человек не считался ценностью в Римской империи, с человеком низкого сословия можно было творить все, что захочется.

Греки наводнили Рим и своей культурой, своим образованием привнесли туда немалую лепту. И они пришли со своими богами. Как отмечают исследователи, римляне хотя и имели свой пантеон богов, но относились к своим богам прагматично, без особой любви, без особого желания следовать каким-то традициям. Собственно, греческая религия стала наполнителем римского языческого пантеона богов.

Вот в таком хаотичном состоянии находилось язычество в Римской империи. Как я уже говорил, дискредитация богов совершалась поэтами, философами того времени. Цицерон, например, высмеивал отношение народа и власти к богам и видел неустойчивость этой веры, которая превратилась в обрядовость. Люди стали заниматься привлечением темных сил, гаданиями разного рода, магией и многим другим. В общем, Рим находился в чрезвычайном духовно-нравственном упадке и жаждал обновления нравственного состояния.

– Сердечно благодарю, отец Владимир! Будем с нетерпением ждать следующей встречи.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 03 декабря: 03:00
  • Суббота, 03 декабря: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать