Таинства Церкви. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

3 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня протоиерей Владимир Волгин продолжает разговор о Ветхом Завете, о тех пророчествах, которые говорят о явлении в мир Господа нашего Иисуса Христа.

– Мне выпала честь продолжать эту программу, связанную со Священным Писанием Нового Завета. Но мы коснулись и Ветхого Завета, потому как это связано с пророчествами о Христе.

Прежде чем продолжить дальше зачитывать пророчества о Христе, я хотел бы поздравить всех с наступающим воскресным днем – Неделей Крестопоклонной. В этот день мы поклоняемся кресту,  на всенощной совершается вынос креста. Мы поклоняемся кресту, который является для нас символом спасения, потому что через крест Господь Иисус Христос нас спас: Он пригвоздил наш первородный грех ко кресту и дал нам возможность идти к открытым вратам в Царствие Божие. Мы обращаемся к кресту как к одушевленному предмету.

– Иногда даже телезрители задают вопрос, почему мы к кресту обращаемся как к предмету одушевленному.

– Потому, что на нем висел Господь. Каждая вещь, которую мы носим на себе или с которой соприкасаемся, наверняка затронута той духовной энергией, что мы излучаем. Не случайно некоторые святые отцы говорили, что нельзя пользоваться вещами грешного человека, совершившего какие-то непотребные дела в этой жизни. Эта «бактерия» греха может войти в того человека, который соприкасается с этой вещью.

С другой стороны, мы почитаем вещи святых людей, уже умерших, но прославленных Церковью, потому что они источают дела чудотворения: многих исцеляют, продолжают жизнь человеческую, утешают, умиротворяют, отгоняют тоску и уныние. Допустим, платки апостола Павла чудотворили.

Тем более крест Господень, на котором висел Господь наш Иисус Христос: он был Господом Иисусом Христом так одухотворен, что почитается нами как живой предмет. И мы поем: кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое поем и славим. Потому что через крест совершилось наше спасение.

И мы с вами, дорогие мои, совершаем свой крестный путь, ведущий нас к Царствию Божьему. У каждого из нас есть кресты, на которых мы распинаемся; это наша жизнь. Скорби, болезни, нестроения, посылаемые нам Господом, – ради нашего воспитания душевного.

Например, пандемия коронавируса, думаю, многих из нас внутренне поколебала и сосредоточила на том, что смерть близка, и если мы вдруг заболеем, можем очень быстро оказаться в руках смерти. Ведь действительно так происходит. Конечно, большинство людей по милости Божией выздоравливают, но те, кто пережил какие-то осложнения, связанные с легкими, вынесли для себя очень большой глубинный опыт, приблизившись к вратам смерти, и уже по-другому стали оценивать и ценить жизнь, данную нам для покаяния.

В мире скорбны будете, говорит Христос. В особенности те, которые стараются жить по Богу, исполнять заповеди Божии. Кроме всех наших человеческих нестроений в жизни, те люди, которые действительно веруют во Христа и ведут жизнь по заповедям Божиим, испытывают еще иные искушения разного уровня и порядка. Иногда человека сопровождает клевета; святого человека могут оболгать в разных несносных грехах, и люди могут разочароваться в нем. Этот человек может стать поношением для мира. В общем, много всяких искушений человек испытывает в своей жизни.

Но хочу сказать, что за все то, что мы претерпеваем в своей жизни (и за скорбь, и за радость), мы должны благодарить Господа и быть всегда готовыми даже и к мученическому венцу, если хотите. Сейчас мы живем в благоприятные времена для православной веры и для нашей Церкви, но все это может измениться в мгновение ока. История человечества с ее уроками, несмотря на то, что мы уповаем на их учительную сущность, оказывается, ничему не учит, и человечество наступает на те же грабли. Мы видим это по оранжевым и иным революциям, которые совершаются в современном мире.

Теперь перейдем к нашей теме, связанной с пророчествами о Христе. Если у телезрителей появляется оскомина, можно прекратить говорить о пророчествах...

– Что Вы, батюшка! Ко мне подходят в храмах и спрашивают, все ли четыреста пророчеств мы разберем. Наоборот, люди живо интересуются этой темой. Я от имени наших зрителей прошу Вас продолжать. Это очень свежая, новая, интересная тема, и мы в полной мере поднимаем ее едва ли не первыми. Я имею в виду на телевидении.

– Что ж, тогда продолжим. В прошлый раз мы остановились на пророчестве царя Давида, сказанном в 21-м псалме. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Мы знаем, действительно руки и ноги Господа Иисуса Христа пронзили гвоздями. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище.

Распяли Христа, на то время знаменитого Человека. Ведь Он уже был славен множеством чудес, которые совершил за три года. Он дважды кормил несколько тысяч человек несколькими рыбками и несколькими хлебами, претворял воду в вино, изгонял бесов, исцелял больных, воскрешал мертвых. Он был знаменит. Поэтому эта казнь на кресте привлекла множество народа к этому трагическому зрелищу. Распятие Царя мира, Творца мира, так много благодеяний совершившего для народа. И этот неблагодарный народ кричал вместе с первосвященниками: «Распни! Распни Его!»

Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. На Страстной неделе Великого поста мы слышим это песнопение, связанное с распятием Христа. Действительно, мы знаем из Евангелия, что делили ризы Его и бросали жребий об одежде. Только хитон, тканный без единого шва, пожалели разделить на части. То есть все, что пророчествовали о Христе, о Его смерти, сбылось на самом деле. Все происходило так, как сказали пророки.

После распятия Христос умирает на кресте. Он восклицает: Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня? И предает дух Свой.

Пророки говорят о погребении. Мы уже этой темы касались. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53, 9). Иосиф Аримафейский был тайно верующим христианином, очень почетным человеком в иудейском мире, богатым, знатным. Он пришел к Понтию Пилату и просил разрешения совершить погребение Иисуса Христа. Смерть Христа, несмотря на продолжительное висение на кресте, совершилась, с точки зрения человеческой, быстро. Понтий Пилат удивился, что Христос уже умер, и отдал тело Христа Иосифу Аримафейскому, который имел гроб, приготовленный, наверное, для себя или для кого-то из своей семьи. Христа погребли в этом гробе. Исполнилось пророчество Ветхого Завета.

Хотя у нас тема связана с пророчествами Ветхого Завета, тем не менее упомяну слова из Нового Завета: Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12, 38–40). Это пророчество указывает не только на погребение, но и на воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Совершилось погребение. Совершилось, по слову Христа в первую очередь и пророков. Пророчества были произносимы только по благодати Духа Святого, Господь был «виновником» этих пророчеств. Ведь вспомним, как Господь беседовал с Моисеем – как друг; можно сказать, уста к устам. Когда я в свое время, давным-давно, начинал читать Ветхий Завет, Пятикнижие, я удивлялся постоянно повторяющейся фразе: «И сказал Господь Моисею... И сказал Господь Моисею...» В каком-то смысле мне, несовершенному человеку, надоедало читать эту фразу. И только потом я понял, насколько интимными были отношения Господа с Моисеем. Это невозможно было не повторять в Ветхом Завете, потому что это утверждало отношение Бога к Моисею как к другу.

Переходим к другому событию, связанному с воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Вера в то, что Мессия воскреснет из мертвых, основывается на псалме 15, а также на завершающих стихах 53-й главы Книги пророка Исаии, который описывает жизнь Мессии после казни.

Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления.

Было бы неправильно думать, что Господь мог оказаться в аду, тем не менее Его снисхождение в ад было, и тогда Он извлек из ада Адама и Еву и многих других праведников и привел их в Царствие Небесное. И Он там не остался. (Я сейчас говорю очень примитивно.) Он был в этом состоянии смерти, немыслимом для Христа, Богочеловека, и в каком-то смысле можно было бы подумать, что и это является адом, но Господь не увидел тления и воскрес из мертвых в третий день, победив жизнью смерть и дав эту же возможность людям.

Мы созданы по образу и подобию Божьему, поэтому в нас есть те же возможности (конечно, в уменьшенном масштабе), которыми располагал Христос и которыми располагает Бог. Если мы будем вести жизнь, к которой призывает Иисус Христос, то вместе с Ним победим смерть и окажемся вместе с Ним продолжателями вечной жизни в Царствии Божьем. Вместе с Ним мы воскреснем из мертвых и будем пребывать в обновленных, преображенных телах, сияющих Фаворским светом.

– Хочется сказать: аминь...

Батюшка, сердечно Вас благодарю не только за программу, но и за счастливую возможность бывать в этом храме Трех Святителей в поселении «Архангельское». Мы уже рассказывали об этом замечательном храме, который великолепен и внутри, и снаружи. Когда к нему подъезжаешь – видишь купол, который хочется сравнить с богатырским русским шлемом. Совершенно удивительный храм! Внутри удивительная мозаика. Приезжая сюда, всегда чувствую себя безмерно счастливым человеком.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 02 октября: 03:00
  • Суббота, 02 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​