Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

2 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы.

– Прошлую передачу мы посвятили очень интересной теме: говорили о современных семейных психологах. В конце программы Вы сказали о том, что лучший выход – найти духовника. И сразу же вопрос: как его найти? И как понять, что этот священник – твой? Я знаю очень много хороших священников, хороших духовников, у которых так много духовных чад! И порой человек не может подойти к своему духовнику с каким-то вопросом, потому что их огромное количество...

– Я сейчас нахожусь в таком возрасте, когда начинаешь понимать, что говорение – серебро, а молчание – золото. Например, зять ляпнул что-то по отношению к теще. Теща отправила восвояси, и пришлось снимать квартиру. Тогда зять понял, что молчание – золото.

Возьмем в пример стоматологию. Услуги стоматологов сейчас стоят очень дорого, но необязательно сразу попадать к кандидату медицинских наук, если у тебя просто проблемы с пломбой... В одной стоматологической клинике я увидел потрясающую надпись в кабинете, где делаются снимки: «Прибыль превыше всего. Честь превыше прибыли». Вот какой подход к делу!

Когда у тебя просто проблемы с пломбой и речь не идет об имплантах, например, или коронках, зачем тебе кандидат медицинских наук? Сначала просто вылечи кариес, который может привести к каким-то сложным проблемам, вплоть до потери зуба.

Относительно духовника... Любой священник на приходе – как стоматолог. Надо сначала залечить то, что лечится легко. Если врач не справится, тогда посылают к заведующему, а тот посылает в какой-то диагностический центр, если проблема сложная. Любой священник на приходе может стать врачом вашей души в меру своих сил и возможностей и в меру той благодати, которую он получил в таинстве священства. Поэтому не надо ничего мудрить.

Кстати, нашу жизнь сейчас надо не усложнять, а упрощать. Мы всё простое обычно усложняем, а надо все сложное упрощать.

– Я бы с Вами согласилась, если бы человек свою болячку не считал самой главной.

– Да, ему подавай только доктора медицинских наук. Пусть это будет только отец Илий или отец Власий... Не надо ничего мудрить и не надо свою проблему делать мировой. Любой священник, к которому вы обращаетесь с верой, уважением и доверием, обязательно окажет вам духовную пользу.

Кстати, про зубы. Вот я сейчас занимаюсь лечением, и мне предлагают какой угодно день и называют конкретное время. И ты под это время подстраиваешься, берешь выходной. Так же и в храме. Люди говорят: «Ой, как много людей в субботу и воскресенье! В праздничные дни не протолкнуться». А вы в стоматологию ходите только в воскресные дни рано утром? Ищите варианты, ищите возможности, как ищете их для лечения зубов.

Часто слышишь: «Батюшка, я проспала». На всенощную опоздала, на литургию проспала. В аэропорт мы приезжаем за полтора-два часа. А вдруг пробки? Если вы опоздаете, то никуда не улетите. На самолет никто не опаздывает, а на службу или исповедь опаздывают.

Надо заниматься своей душой так же, как мы занимаемся своим здоровьем: ответственно, целенаправленно, серьезно и пунктуально. Мало того, никто не занимается самолечением, и мы врачу доверяем. У нас люди разбираются в чем угодно: в политике, духовничестве... Только я что-то не слышал, чтобы кто-то поправлял сантехника, например, или электрика.

– Пальцы в розетку никто не сует.

– Не лезут туда, в чем не разбираются. Насколько священник серьезнее электрика! Но у нас начинают переспрашивать, переиначивать. Все это потому, что нет уважения, доверия. Священник только этим и занимается – духовничеством. Поэтому подходите с верой, любовью и уважением к своему приходскому священнику. И еще один совет: необязательно приходить в субботу и воскресенье, ищите время в будние дни. Каждый день есть утренние, вечерние службы. Душа – слишком серьезная структура.

– Перейдем от сложного к простому. Вопрос: «Обязательно ли людям венчаться в праздничных одеждах? Можно ли жене быть в сером скромном платье, а мужу – в рубашке и джинсах?» Угадайте, как я к этому вопросу отнеслась?

– Вполне понятно. Для Бога – самое лучшее. Даже не говоря про свадьбу, на любой праздник, в воскресный день в храм надеваем лучшее. Отучаемся от джинсов, маек. Брюки, рубашка, пиджак. Для Бога – лучшее.

Когда строился Покровский храм, я имел возможность быть в Италии. Мы были в храме, где покоятся мощи Алексия, человека Божия, покровителя семьи. Я увидел момент свадьбы. Была тридцатиградусная жара. Я был в белом подряснике весь мокрый. Мужчины на свадьбе были в белых рубашках, черных пиджаках. Можете себе представить: пиджаки надеты на рубашки в такую жару! А женщины – в фиолетовых или черных платьях.  Я спросил, почему в черных, ответили, что это у них самый торжественный цвет. Кто-то в шляпках. И я не скажу, что они так были одеты из-за финансовых возможностей. Нет; это такой стиль, такое отношение к таинству. И в храмах такое же благоговейное отношение. А у нас у людей вид, будто с дачи заскочили в храм.

Есть такой прокимен: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Вот так надо относиться к храму. У нас сейчас и на свадьбу могут прийти в кроссовках, джинсах.

– Я бы мужчин в джинсах вообще в храм не пускала.

– У нас и так их мало, еще и последних не пускать?.. Это кропотливая работа, которой надо заниматься.

– Следующий вопрос: «Подскажите, пожалуйста, правильное толкование: и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Что имел в виду Господь? Кого Он имел в виду под мертвецами?»

– Когда люди начинают иметь свои убеждения, они не ищут истину, а ищут самоутверждения, они втемяшили себе в голову ту или иную идеологию. Самое главное и самое страшное – это атеизм; или сейчас – прагматизм. Человек живет на этой волне и ничего не хочет слушать; или, наоборот, начинает спорить ради того, ради другого, чтобы в своем мнении утвердиться. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: увидишь погибающего человека – подай ему конец палки, конец жезла твоего; если он схватился и пытается из болота вытянуться – начинай его тянуть; если он тебя начинает тянуть, оставь палку, отпусти жезл. Предоставь мертвым погребать своих мертвецов. Это те люди, которые уже не откликаются, не хотят слышать, не хотят искать духовного смысла в жизни, пути к вере, к Богу, к Церкви, не только не интересуются этим, но еще и противопоставляют себя этому, пытаются нас в чем-то убедить. Тут надо отойти в сторонку, потому что такой человек – мертвый душой. «Старого учить, что мертвого лечить». Попытки должны быть, но вот мы убедились, что это реанимации не подлежит…

– Здравомысленно подходить к этому.

– Конечно, только молиться об этом человеке. К сожалению, таких много среди родных и близких. Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. К сожалению, и в семьях такое есть. Спорить не надо, лбом стену пробивать не надо. Сугубо молитва и личный пример.

– Следующий вопрос: «Хочу покаяться в грехе. Шесть лет назад я пыталась приворожить мужчину. Слава Богу, ничего не вышло; видимо, попалось плохое гадание. Помогите советом, нужно ли исповедоваться еще раз?»

До сих пор такие вещи процветают у нас. Муж ушел, женщина исповедовалась, но думает, что грех на ней остался.

– Надо про это забыть. Один из советов старца Амвросия: на исповеди старайтесь не округлять ничего. Человек говорит: «Я своровал». У государства своровал пять миллионов или в супермаркете тысячу рублей? Это большая разница. «Батюшка, я с женщиной согрешил». Но не поясняет, что это была не одна женщина, а несколько. И Амвросий говорит: не округляйте. Более-менее нужно рассказать, в чем состоял грех. Говорит: «Я ворожила». Что такое ворожила? Как это? Разница есть. Батюшке надо сказать так, чтобы он понял, о чем идет речь, надо, чтобы Вы сказали то, что было на самом деле, этого будет достаточно. Мало того, Вы к этому больше не возвращаетесь, с этим покончено? Покончено, вот и все. Что такое покаяние? Покаяние – это сожаление о грехе и оставление греха. Если есть сожаление, но грех не оставлен, это не покаяние. За сожалением должно быть и оставление греха, тогда это настоящее покаяние.

– Следующий вопрос: «Я читала, что благословлять, перекрещивать человека крестным знамением можно и мысленно, не руками, чтобы его не смущать, если он крещен, но не верит в Бога».

– Можно, конечно. Патриарх Грузинский  Илия говорит (не знаю, насколько этот обычай существует, это его слова были): «У нас все всех благословляют: дети – родителей, бабушки – внуков, внуки – бабушек. Старайтесь, чтобы у вас все было с благословением, мысленным, явным, чтоб все друг друга благословляли». Ведь и проклятия действуют. Старец Паисий Афонский говорил, что когда мы чего-то плохого желаем человеку, это волей-неволей иногда сбывается. Поэтому и всякое благословение тоже действенно. Мы через это сообщаем другому какую-то энергию, потому что мы с вами сообщающиеся сосуды: то, что творится в одном сердце, переходит в другое. Благожелательность вызывает благожелательные эмоции, ненависть вызывает ненависть, даже если она только мысленная. Это все равно видно, это чувствуется. Преподобный Иоанн Лествичник дает совет: говори о врагах твоих хорошо, когда-нибудь это до них дойдет, и когда-нибудь переменится твое отношение к ним; и, наоборот, если о них говорить то, что, может быть, они объективно заслуживают, выхода из положения никакого не будет, враги так и останутся врагами. Конечно, речь идет не о врагах Церкви, не о врагах Отечества, а о врагах личных, которых дай Бог, чтоб у нас не было, чтобы их было как можно меньше, чтобы мир был среди нас. В этом весь смысл нашей христианской жизни. Мир имейте между собой, «с миром изыдем», «мир всем». Столько призывов в одной литургии мы слышим о мире, то есть о душевном благоденствии и спокойствии, мирности духа! Это и является стержнем нашей христианской жизни.

Помните, Христа не приняли, Он имел вид путешествующего в Иерусалим? Ученики сказали: «Господи, мы помолимся, огонь сойдет на них». А Господь сказал: «Вы не знаете, какого вы духа. Я есть любовь. Вы Мои ученики, вы должны быть в духе любви». Взявший меч от меча и погибнет… Весь дом должен быть пропитан благословением.

Вопрос: «Когда я была маленькой, была достаточно жестоким ребенком, была жестока с животными. Сейчас я взрослая, но этот грех помню, понимаю, каким ужасным созданием была. Мучает совесть. Я каялась об этом, но на исповеди батюшка как-то не особо заострил на этом внимание. Очень стыдно. Как мне быть?»

– Надо с этим поставить точку. В каком смысле? Еще раз на исповеди конкретно назвать, что  беспокоит, и сказать: «Я другой человек, я понимаю, что произошло в тот момент, об этом жалею и не имею больше к этому никакого отношения»…

– Вопрос: «Не могу побороть лень утром, чтобы пойти в храм. Что делать?»

– Мы все такие. Вставай и иди. Другого выхода нет. С чего начинается подвижничество? Как только пробудились, тотчас вставать. Как бабушка советовала: «Выскакивай из кровати, а лень останется под одеялом». Кстати, на одной из воскресных бесед с бабушками на эту тему беседовали. Говорят: «Как только просыпаешься, надо первым делом ногу высунуть из-под одеяла». Тоже практический совет: какое-то уже охлаждение, соприкосновение с внешним миром…

– Вопрос: «Как часто причащать младенца. Сыну скоро 4 месяца, причащаем через неделю, иногда каждую. Можно ли так часто?»

– Есть разная практика. Это зависит от того, как сами родители причащаются. Как сами причащаетесь, так пусть причащается и младенец. Вообще раз в месяц для ребенка – это достаточно, и это зависит от веры родителей, от их благоговейного отношения и их духовной жизни. Давайте делать так, чтобы всё соотносилось.

Спасибо, отец Мелхиседек. Мне всегда приятно с Вами беседовать.

– Будем стараться. А телезрителям пожелаем:

Пускай на всем, что совершаешь ты,

Проступит свет душевной чистоты,

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей.

Всем побольше человечности в нашей жизни – начиная с семьи и кончая теми людьми, которые нас окружают.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 декабря: 03:00
  • Суббота, 11 декабря: 13:00
  • Суббота, 18 декабря: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​