Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

12 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на вопросы.

– Первый вопрос: «Работница храма сделала замечание, что у меня руки в карманах, и теперь мне неприятно в храм ходить. Что посоветуете?»

– Ходить надо независимо от того, как встретили, как приветили. Это вовсе не должно стать препятствием для посещения храма. Руки в карманах можно держать, наверное, только в одном случае – скрывая свою добродетель. Потому что в храме мы имеем возможность молиться по четкам, а четки мы не должны показывать.

– Тогда только одна рука будет в кармане. В данном случае человек обе руки держал в карманах. Это просто привычка, причем не очень хорошая. Признаться, я очень резко всегда реагирую, когда люди в храме держат руки в карманах.

– Думаю, вопрос какой-то надуманный. Я никогда не видел, чтобы в храме у человека руки были в карманах.

– Я, к сожалению, видела. Такое бывает. Но это, как правило, люди, которых мы называем, может быть, несколько обидным словом «захожане».

– Надо включать добрый помысел. Может быть, руки мерзнут, поэтому человек держит их в карманах. Я бы с первого раза замечание не делал. В храмах есть священники, которые могут что-то сказать. В нашем храме, например, я всем советую от замечаний воздерживаться.

Приведу в пример такой случай. Ко мне пришли и говорят: «Батюшка, там одна женщина очень сильно плачет, ей хочется поговорить с настоятелем». Я пошел и издалека увидел просто какое-то непотребство: стоит женщина в лосинах, с открытым декольте, без платка и плачет. Я к ней подошел, стараясь держаться боком, чтобы «зайчиков» не нахвататься (есть такое выражение; такое случается, когда люди на сварку смотрят без защитной маски). Спрашиваю осторожно, что случилось. Она сквозь рыдания говорит: «Батюшка, дочка только что выбросилась из окна». Я с ней поплакал, что-то объяснил, поговорили. В конце разговора я ей сказал: «В следующий раз, когда в храм придете, немножко приоденьтесь». Она посмотрела на себя и говорит: «Ой, простите, извините». То есть она была в состоянии аффекта.

Этот пример я привел в храме на проповеди и сказал, что всем очень благодарен, что никто не сделал ей замечание по поводу одежды. Потому что она это сделала несознательно, не по умыслу, а в состоянии аффекта, в связи со сложившимися обстоятельствами.

Поэтому будьте с замечаниями аккуратнее. Когда человек придет в храм второй раз, посмотрит, как люди делают, и все встанет на свои места. Когда человек первый раз в храме – не надо ничего говорить, если, конечно, он не орет, не кричит. Конечно, храм надо защищать, потому что сейчас чего только в нашей жизни не бывает.

– Я человек строгого классического воспитания, нас в детстве учили, что держать руки в карманах неприлично ни по отношению к себе, ни по отношению к людям. Знаю, некоторые мамы зашивали мальчикам карманы. Карманы – для носового платка, не более того. Сейчас у некоторых наших дипломатов появилась манера держать руку в кармане, держаться вальяжно (делают кальку с западных). Но это не в русской традиции. У нас никто никогда не держал руки в карманах...

– И нога на ногу не сидели. Это тоже подражание американским ковбоям.

– Надо просто учиться культуре поведения, чтобы не задевать никого.

– Еще раз повторю: когда человек придет в храм второй раз и увидит, что никто так не стоит, он все поймет. У всех есть глаза, голова на плечах.

– Так что, дорогой телезритель, в храм ходить надо. Если Вам сделали такое замечание, надо поблагодарить человека...

– Просто промолчать.

– Следующий вопрос: «Как Вы относитесь к капелланам? Они же благословляют солдат на убийство».

– Давайте переведем слово на русский язык. Капеллан – это полковой священник. Когда полковой священник присутствует в военном подразделении, он исполняет свой долг и призывает солдат прежде всего к евангельской жизни. Сейчас военных действий нет, поэтому на убийство никто никого не благословляет; он благословляет на выполнение своего долга. Если кого-то отправляют в горячие точки, то они молятся о благополучном возвращении, здравии, сохранении от всяких бед и напастей, а не о том, чтобы благополучно стреляла снайперская винтовка. Прямого благословения на убийство нет. Священник молится, чтобы человек живым вернулся домой.

– То есть, если говорить о военных действиях, это благословение на защиту Отечества. Вспоминаются «Записки полкового священника» Сребрянского: там священники гибли на войне рядом с солдатами.

– Они не кричали: «Вперед!» Они кричали: «За мной!» Иногда священники подхватывали знамя, которое терялось после убитого солдата. Если бы в мое время, когда я был в армии (1982–1984 годы), был священник, это было бы счастьем. Меня из одной части выгнали и перевели в другую часть за то, что я самовольно в воскресенье отправился в храм. Это обнаружилось. А если бы были полковые священники, наверное, все было бы по-другому. Но в то время об этом можно было только мечтать. Сейчас, слава Богу, в воинских частях есть священники. Но в нашем обиходе не употребляют слово «капеллан», принято говорить: полковой (или военный) священник.

– Вопрос: «Если грустно, печаль, хочется плакать, можно ли причащаться в таком состоянии души? Сегодня причастилась, а после причастия в храме слезы потекли».

– Слезы могут быть по разным причинам: от естества, от обиды, от благодарности. Причины слез разнообразны. Причащаться в состоянии печали, уныния и слез, наверное, необходимо. Почему? Мы приходим в храм к Господу и вкушаем Хлеб Жизни для того, чтобы на душе стало иначе. Есть замечательная мысль: кем бы ты ни был, ты должен становиться лучше. К этому мы стремимся и прекрасно понимаем, что Причастие как раз и дает силы преодолеть это состояние. Господь дает укрепление и силы перенести очевидную скорбь (потерю родных, близких, какую-то серьезную болезнь, аварию), пережить временную ситуацию.

Кто-то из мудрых людей заметил, что наша жизнь – как пианино, есть черные и белые клавиши, и невозможно сыграть гармоничную музыку, не коснувшись и черных клавиш. Все должно гармонично сочетаться в нашей жизни. За черной клавишей обязательно будет белая. Самое главное, чтобы Господь застал нас в тот момент, когда у нас в жизни белая полоса.

– То есть причащаться можно?

– Да, чтобы выйти из этой ситуации. И просить у Господа вразумления и сил перенести скорбь. Кстати, не всегда скорбь бывает причинная, есть скорбь и без причины, когда лукавый вводит человека в состояние депрессии. Серафим Саровский говорил, что самый страшный грех – это грех уныния, потому что он обезоруживает человека, тогда бери его голыми руками. Потому что в этот момент молитва отсутствует, богомыслие отсутствует, Евангелие не читается, доброделание отсутствует. Делайте что угодно, только чтобы не находиться в состоянии уныния. Кстати, чрезмерные, непомерные труды тоже могут стать причиной уныния. Старец говорил, что благоразумное подкрепление себя пищей и отдыхом может помочь человеку преодолеть состояние уныния (или состояние депрессии).

Поэтому надо что-то сладенькое испечь, пригласить родных и близких и вместе попить чаю. Приближается масленица, и можно уже сейчас начать заниматься блинами, чтобы к масленице они были по проверенному рецепту.

– Вопрос: «Уже три месяца не могу исповедоваться и причаститься. Прочитываю каноны, держу пост, но всегда что-то случается в день причастия: то вызовут на работу, то со здоровьем проблемы, то еще что-то происходит. Мне кажется, Господь не допускает меня к Причастию за мои грехи».

– Наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт (Царство ему Небесное) говорил: уготовихся и не смутихся. Относительно работы: если ты знаешь, что такая ситуация возможна, тогда предупреди начальника, что ты заранее сделал то-то и то-то, что ключи там-то. Надо быть предусмотрительными, насколько это возможно. Что касается здоровья: если случилось какое-то состояние, что необходимо ночью или утром выпить воды или  таблетку, – выпей, только не говори, что потом не будешь причащаться из-за этого. Главное – твое желание быть с Богом.

Масса может быть разных ситуаций, и на какие-то из них не надо обращать внимания, если это не конкретный грех. Например, если ты надумал завтра причащаться, а накануне поругался с кем-то из родных, тогда, конечно, нельзя причащаться. В молитве говорится: первее примирися тя опечалившим.

Если же случаются какие-то внешние обстоятельства, не греховные, не ведущие ко греху, тогда это препятствие надо преодолеть. Например, если опаздываешь в храм, возьми такси, потому что причастие дороже денег. Если даже ты опоздаешь на половину службы, это не будет являться препятствием к причащению. Вот такое искушение. Уж лучше причаститься, потому что завтрашнего дня нам никто не обещал, не гарантировал. Мы в этот день должны вложить все свое содержание. Кто-то сказал, что завтра – враг сегодня.

Скорее всего, враг уловил эту женщину на том, что она откладывает все на потом. Лукавый вмешивается в ее жизнь вот такими искушениями. А человек этот дьявольский крючок проглатывает...

– У меня тоже был случай очень давно. Приятельница меня попросила, чтобы я с ней сходила в храм. Она хотела первый раз исповедоваться, причаститься. Я ей рассказала, как нужно подготовиться. Мы пришли в храм, она подошла к батюшке, исповедовалась, взяла благословение, но так и не смогла причаститься – плакала.

– В Оптиной пустыни тоже был такой случай. Таинство Крещения – а у человека температура. Перенесли на другой день – в тот день он чем-то отравился. Снова перенесли. Он не мог доехать до храма; казалось, возникали какие-то непреодолимые препятствия. Но когда человек решил, что пойдет, несмотря ни на температуру, ни на что другое, – температура прошла.

– Такой случай был и со мной: у меня вдруг поднялась температура ни с того ни с сего. Но я твердо решила, что все-таки поеду в храм, так как готовилась. Утром проснулась – температуры нет. Это было как раз в самом начале моего воцерковления.

– Если все время руководствоваться болезнями (давление подскочило или живот заболел), то мы, наверное, с места не сдвинемся.

– Вопрос: «Десять лет ходила в одну церковь, теперь хожу в другую. Это грех?»

– Грех будет, если Вы будете ходить в другую церковь, вспоминая прежнюю недобрыми помыслами, с осуждением и недовольством. Если даже и была какая-то объективная причина, не надо вспоминать, что не нравилось в прежнем храме. Если в новом храме Вас устраивает священник, хор, обстановка – слава Богу. Грех будет, когда начнется сравнение: вот там батюшка говорил так-то и так-то, а прихожане там такие-то. Этого не надо делать. Люди обычно обсуждают: вот в этом храме батюшка добрый, а в том – строгий. Знаете, в поликлинике разные врачи нужны: и терапевт, и хирург, и травматолог. В храме – как в поликлинике.

Помню, у нас был отец Зосима, очень строгий батюшка (Царство ему Небесное). Приходит как-то одна прихожанка и спрашивает меня: «Батюшка, а где у вас вот этот священник с большой бородой?» Спрашиваю: «А зачем он Вам нужен?»  Она говорит: «Знаете, когда я у него брала благословение, он мне так дал по лбу, когда осенял крестным знамением, что я курить бросила после этого!» – «Ну а сейчас зачем он Вам нужен?» – «Хочу пить бросить».

Поэтому в храме разные батюшки нужны. Нашли своего «терапевта» – и слава Богу!

– Не заканчиваются у нас вопросы по поводу того, как найти духовника. Мы уже много раз говорили об этом, но вопросы поступают и поступают. Может быть, еще раз повторим для зрителей...

– Все очень просто. Рядом с домом есть храм, куда вы ходите, исповедуетесь. Исповедовались у одного батюшки, потом у другого. Потом нашлось какое-то созвучие, когда стало комфортно исповедоваться у одного конкретного священника. Раз исповедовались, два... год, другой – и потихонечку он станет вашим лечащим врачом, духовником в полном смысле слова, который знает всю вашу жизнь. А настоящее духовное чадо слушает, что ему говорится относительно евангельских заповедей, и это исполняет. Потому что не слушатели забывчивые являются исполнителями воли Божией, а те, кто делом исполняет то, что слышит. Не время и не прозорливость того или иного священника делают его духовником, а сложившиеся добрые и искренние отношения между вами.

Например, в школе я очень любил историю. По любви к учителю истории я не мог не выучить урок. Так и в духовничестве: батюшка заботится о вашей душе, о вашем спасении, а вы чувствуете, что не можете и не должны его подвести, исполняете всё сказанное. Когда сложатся такие отношения, это будет прекрасно.

Когда корабль в море, недостаточно попутного ветра – надо, чтобы и паруса были подняты.

– Огромное спасибо! В завершение – несколько слов нашим зрителям.

– Когда идете в храм, повторяйте три раза одно и то же слово: доброжелательность, доброжелательность, доброжелательность. И по отношению к другим людям, и если в отношении вас случилась какая-то ситуация – все должно быть только доброжелательно.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать