Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

8 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Прежде чем начать нашу передачу, я хотела бы поздравить всех вас, зрителей телеканала «Союз», всех православных христиан, с замечательным, удивительным праздником Рождества Христова и пожелать вам, вашим семьям, вашим близким мира, счастья, покоя и благополучия. Сегодня мы  продолжаем беседу с протоиереем Владимиром Волгиным. Может быть, в начале нашей программы, которая, по счастью, совпадает с замечательным праздником Рождества Христова, несколько приятных пожеланий  нашим зрителям?

– Да, конечно, я надеялся, что мне дадут такую возможность – поздравить вас, дорогие телезрители, дорогие братья и сестры, с этим великим праздником, который мы с вами сейчас переживаем, – Рождеством Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Христос родился в Вифлееме Иудейском, в пещере, вместе с волом и ослом, как изображается на иконе, – в  атмосфере не человеческой. Потому что эта пещера была для скота. Господь так унизился перед этим миром, уничиженный образ Спасителя был даже в этой пещере. Это тайна Рождества Христова, которая свершилась.

Мы знаем события, связанные с этой тайной: волхвы идут с востока с дарами. Видно, они из царского рода, потому что их принимает царь Ирод. Когда исчезает звезда Вифлеемская, они спрашивают: «Где родившийся Царь Иудейский?» Весь Иерусалим зашевелился; видно, слух об этом сразу же прошел по всему Иерусалиму. И взволновался Ирод, потому что трон закачался под ним с точки зрения человеческой, он же не мыслил духовно: «Что это за Царь Иудейский родился?» И он созвал всех книжников, которые указали на пророчество Михея: И ты Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля.

Кстати, пользуясь случаем, возвращаясь отчасти ретроспективно к теме наших передач о Новом Завете, я хочу сказать, что евангелист Матфей использует примерно 66 ветхозаветных пророчеств о Христе, чтобы убедить иудеев  в том, что родился Царь Иудейский, именно Тот Мессия, Которого ожидал еврейский народ в то время. Но, к сожалению, до сих пор ожидает и дождется антихриста.

И вот волхвы вошли туда, и сбывается пророчество пророка Иеремии: «Плач в Раме слышен, Рахиль плачет о детях своих и не может утешиться, ибо их нет».  Уничтожили, убили. Ирод, ища души Богомладенца, Царя Иудейского, конкурента своего, убивает 14 тысяч младенцев по пророчеству. В пророчестве не сказано о количестве младенцев, которые приняли смерть, – это  первые христианские мученики, но история говорит о 14 тысячах младенцев.

Вот в такой атмосфере рождается Христос. К нему спешат волхвы с дарами: ладан, золото, смирна. Ладан как Богу, золото как Человеку, смирна как смертному человеку.  По плоти, конечно, ни в коем случае не по духу, потом-то Христос воскрес из мертвых.

Пастухи слышат пение ангельское: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. И ангелы говорят пастухам о том, что родился Богомладенец Иисус. И они спешат, тоже стали участниками этого Рождества Христова.

Вот вдуматься только: если бы Христос не родился, что было бы с миром? Тогда мир был в отчаянном положении. Разврат, бессилие духа человеческого поглощали. Разврат распространялся, и все ждали перемен. И люди мыслящие понимали: если не произойдет чего-то великого и важного, то мир разрушится. А великое и важное – это и было рождение Иисуса Христа, Который переделал мир, перестроил его, дал совершенно другой формат этому миру. Если не исцелил, то, во всяком случае, дал возможность к исцелению человеческому, дал дорогу к этому исцелению через заповеди блаженств, которые Он оставил, и через многие поучения мы их читаем в Евангелии постоянно. Для того чтобы человек нравственно совершенствовался, чтобы он был не скотом, а стал человеком. И не только человеком, но гражданином Царствия Божиего.

И, конечно, радостью, я думаю, переполняются сердца верующих. И вообще я замечаю, что даже природа каким-то образом реагирует на эти великие события: перед Рождеством Христовым что-то затихает, что-то становится таинственным, что-то становится праздничным, чувство ожидания поселяется в душе, потому что мы все в той или иной степени переживаем это великое событие Рождества Христова на мистическом,  духовном уровне. Так же и перед Пасхой: все в мире как бы затихает, воцаряется некая тишина, духовная тишина. Я думаю, все чувствуют это ожидание и живут в ожидании праздника.

Невозможно не поздравить с этим великим праздником, который для нас стал началом нашего спасения. «Если бы Христос не умер и не воскрес, – говорит апостол Павел, это уже в дальнейшем, – то тщетна наша вера и дела наши тщетны». Христос пришел победить дьявола, сверг его с небес и дал нам власть над этой темной силой через молитву, через нашу нравственную жизнь, возвышенную  жизнь, победить происки и дела  дьявола, направленные против человечества и человека.  

Это великий праздник и я, конечно, с радостью поздравляю  всех с этим великим праздником. И хочу пожелать вам и себе в первую очередь, чтобы Господь родился в сердце каждого из нас. Я думаю, что все к этому стремятся, чтобы наше сердце стало обителью для Бога. А для этого должен родиться Христос, для этого Господь должен сотворить из нашего сердца для Себя обитель. Так что желаю вам, дорогие мои, этого венца нашей жизни, чтобы Господь вошел в нас, а мы вошли в Господа и были едины с Ним.

– Отец Владимир, огромное спасибо! От себя лично и от наших телезрителей я хотела бы поздравить и Вас, пожелать Вам доброго здравия, душевного и телесного, поздравить Вашу замечательную супругу, матушку Нину, которая вот уже столько лет вместе с Вами и несет свое нелегкое послушание матушки. Я хотела бы пожелать здоровья и благополучия всем Вашим близким, Вашим любимым детям и, безусловно, духовным чадам. Спасибо Вам большое, что Вы находите силы уже столько лет быть вместе с нами, с телеканалом «Союз» и нашими зрителями.

– Мы говорили о пророчествах и, безусловно, только части пророчеств мы коснулись. Я уже упоминал о том, что 450 пророчеств о Христе в Ветхом Завете. Но мы только малую толику изложили в наших беседах. Но это как бы абрис того, что есть на самом деле. Этот абрис может наполняться вашими пытливыми умами и сердцами, и глубоко убежден, что, может быть, вы даже обнаружите не 450 пророчеств, а больше. Но, думаю, это будет очень трудно сделать и поспорить с богословами, тем не менее дерзновение можно иметь.

 Тема у нас одна и та же – Господь Иисус Христос, Священное Его Евангелие, но как бы в дополнение тех пророчеств, которые были сказаны в предыдущих наших с вами встречах, есть еще одна тема, очень важная, мы ее коснемся не так глубоко. Видите, какой том?

– Внушительный.

– Поэтому мы очень конспективно будем касаться некоторых тем перед толкованием Евангелия. Что же за тема, которую я хотел бы поднять и которая поднимается во время исследования Священного Писания Нового Завета на основе Ветхого Завета? Это прообразовательные лица в Священном Писании Ветхого Завета, которые прообразовали Христа, прообразовали события, которые будут связаны со Христом, прообразовали Его служение, тот путь, по которому Он нас из глубины греха возводит на небо. Это тоже очень интересно, потому что одно дело, когда мы читаем Ветхий Завет как факт, а другое дело в перспективе Христа, рожденного в этом мире. И многое в Ветхом Завете становится более для нас ясным и понятным и удивляет такой дополнительной, утверждающей информацией о Христе Иисусе.

И вот коснемся этой темы. «Апостол Павел именует первозданного Адама образом Иисуса Христа. В Святом Писании с особенной ясностью раскрываются прообразовательные черты праотца человеческого рода. Адам был первенцем и прародителем нашим».

 То есть первым был сотворен, до него никого не было. И только уже потом была сотворена Ева. Нехорошо быть человеку одному, говорит Господь,  сотворим ему помощницу. Женщины, не забывайте этого. И Господь сотворил в лице Евы помощницу Адаму.

«Адам был первенцем и прародителем нашим, почему и называется первым человеком. Последний Адам, Христос, есть также Первенец благодатного мира. И как от Адама было естественное рождение человечества, так и от Христа – сверхъестественное, благодатное возрождение. Но вместе с тем, по выражению святого Афанасия Александрийского, есть великое различие между Адамом Вторым и Адамом первым. Первый – человек от земли, перстный, второй Человек – Господь с небесе. И когда, по создании тела человека, Бог вдунул в лицо его дыхание жизни, то первый человек бысть в душу живу, между тем как последний Адам – Христос – в дух животворящ. Второго Адама, толкует блаженный Феодорит, апостол назвал не живым, но животворящим духом, потому что всем подает жизнь и жизнь вечную».

Я еще раз прошу прощения за то, что  вынужден прочитать эти тексты, они очень важны, и в моем пересказе те мысли, которые выражены святыми отцами, поблекли бы. Потом мы перейдем не то чтобы уже к непосредственному толкованию, но к другим темам, может быть, более простым. Хотя  из того, что касается Нового Завета, ничто не может быть простым.       

«Первый Адам был сотворен по образу Божию, но Второй Адам, Господь Иисус Христос, есть Сам образ Бога невидимого как Единосущный Сын Бога Отца. Впрочем, хотя до падения, при всем несравненном превосходстве первообраза, усматривается сходство Адама с Иисусом Христом, но после грехопадения первый человек утрачивает прямое, прообразовательное значение и делается как бы противоположностью своего первообраза».

Не буду сейчас читать на церковнославянском языке, но заключу: «В этих словах апостола сходные черты между прообразом и первообразом сводятся к тому, что падение совершилось чрез одного и оправдание также чрез одного, – падение чрез одного человека и оправдание также чрез одного человека – Иисуса Христа; следствия грехопадения от одного родоначальника простерлись на всех людей, и оправдание Христово простирается также на всех людей. <…> Второй сын Адама – Авель, убитый братнею рукою, по изъяснению святого апостола, был прообразом Иисуса Христа, пострадавшего за спасение рода человеческого».

Видите? В начале Библии образ за образом. «…приступисте к Ходатаю Завета Нового Иисусу, и крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева. Авель был пастырь овец и верою, как свидетельствованный Богом праведник, множайшую жертву паче Каина принесе Богу, – и тою умерый еще глаголет, глаголет, как замечает святитель Филарет Московский, своею «верою к милосердию Божию и невинностью своею к правосудию Божию». Христос, Пастырь овцам великий, Пастыреначалъник  и Посетитель душ наших, принес Самого Себя в жертву крестную, Праведник за неправедники, и единем приношением совершил есть во веки освящаемых, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них. Кровь Христова лучше глаголет, нежели Авелева, потому что “вопиет к Отцу Небесному о помиловании всего рода”».

Вот такие мы изречения прочитали.

– Очень назидательные и полезные.

–  И в следующий раз мне придется воспользоваться этой книгой, очень тяжелой, но очень важной. Она не только физически тяжелая, она преисполнена разными мыслями духовными, важными мыслями о Господе Иисусе Христе.

– Отец Владимир, большое спасибо. Я думаю, что русских православных людей трудно чем-то напугать, мы люди стойкие. Тем более то, о чем Вы говорите, очень мудро, очень правильно, очень назидательно, это очень нам полезно.

 Вы служите в Архангельском, в храме Софии Премудрости Божией; меня просили у Вас узнать, когда Вы там бываете. Люди хотят прийти на Вашу литургию.

– На сайте храма Софии Премудрости Божией можно узнать, когда я бываю. Я обязательно стараюсь бывать по субботам, вечером. Воскресенья перемежаются с другими храмами.

Ведущая Любовь Акелина

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать