Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным

4 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня протоиерей Владимир Волгин продолжает разговор на очень интересную и важную тему о свидетельствах, которые нам оставили древние историки о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

– Батюшка, тема чрезвычайно интересная, думаю, всем нашим зрителям она очень нравится. Давайте продолжим.

– С большой радостью и готовностью. Все имена, которые мы будем упоминать в нашей беседе, в принципе, можно было и не упоминать, потому что это дополнительные свидетели из светского мира. У нас много свидетельств другого порядка – ученики Христа, непосредственные свидетели, которые были с Ним на протяжении нескольких лет во время Его проповеди. Многие ученики оставили Евангелие. Апостолы оставили свои писания, и это тоже свидетельства. Неоспоримость существования апостолов как исторических личностей не вызывает никакого сомнения. И этих свидетельств вполне достаточно. Но для пытливого человеческого ума, тем более для людей, которые стремятся быть образованными, думаю, являются очень интересными фрагменты, связанные с языческими писателями из светского мира, которые не имели никакого отношения к христианскому миру.

Мы много передач посвятили теме пророчеств о Христе. Четыреста пятьдесят пророчеств. Разные пророки свидетельствовали о Христе. Теперь поговорим о людях светского мира, которые, несмотря на то, что не видели Христа, не сталкивались с Ним, не были последователями Его учения, по воспоминаниям каких-то очевидцев свидетельствуют о том, что Христос как историческая личность, как основоположник христианской религии существовал.

В прошлой передаче мы сказали об Иосифе Флавии – иудейском историке, полководце, священнике.

– Очень известный в светском мире историк.

– Иосиф Флавий оставил короткие воспоминания о Христе в своем труде «Иудейская война». Следующим замечательным историческим деятелем был древнеримский историк Тацит. Он жил с 50 до 120 года после Р. Х., спустя семнадцать лет после смерти и воскресения Христа. (В 33 году (условная дата) произошло распятие Христа и Его воскресение.) Тацит родился в 50 году и прожил семьдесят лет. В «Анналах» он упоминает о казнях христиан во времена Нерона. Нерон очень не любил христиан и считал, что они подожгли Рим, столицу государства. Видно, его кто-то научил свалить вину на христиан, потому что расследование не велось, тем не менее христиане уничтожались Нероном как заговорщики, как народ, который не любил римскую власть и не следовал ей.

Что можно еще сказать о Таците как о древнеримском историке? Это один из известных писателей античности, автор «Анналов» (и не только). В молодости он был судебным оратором, стал сенатором, в 97 году добился высшей магистратуры – консула, считается величайшим римским историком. Вообще ум историка всегда старается быть связанным с подлинными историями. Историки – это такие аналитики, которые не будут публиковать материалы непроверенные; они со всех сторон изучат материал и только тогда скажут свое слово в пользу того или иного события или исторической личности. В данном случае – в пользу Христа, в пользу христиан, которые уничтожались Нероном. По всей видимости, уже была достаточно сильная христианская община, разросшаяся после проповедей апостола Павла, апостола Петра, утверждавших смерть и воскресение Христа.

Тацит родился при императоре Нероне, занимал государственные должности, служил при трех императорах: Нерве, Траяне, Адриане. Адриан был покровителем искусств, эллинской образованности. Тацит провел многие годы в Риме, где получил блестящее образование. Среди друзей Тацита был Плиний Младший, о котором мы тоже упомянем и который тоже внес свою лепту в пользу исторического существования Христа и христиан. Вот такой удивительный историк, который распространил то свидетельство, о котором мы сейчас говорили.

Светоний. Он родился на двадцать лет позже, чем Тацит, и умер на шесть лет позднее Тацита. Светоний был автором сборника «Жизнь двенадцати цезарей». Он пишет о правлении Клавдия: «Иудеев, постоянно волнуемых Христом, он изгнал из Рима». Клавдий в 49–50 годах изгоняет иудеев-христиан из Рима.

Что еще можно сказать о Светонии? Это древнеримский писатель, историк, энциклопедист, человек утонченной культуры, личный секретарь императора Адриана, известен (как я уже сказал) сборником «Жизнь двенадцати цезарей». Светоний происходил из не очень видного сословия; в будущем познакомился с консулом Плинием Младшим.

Плиний Младший – древнеримский государственный деятель, писатель, адвокат. Удивительна его цитата (которая наверняка основана на христианской идеологии) из письма к императору Траяну: «Самым совершенным человеком я назову того, кто умеет прощать другим». Посмотрите, какая возвышенная по богословскому смыслу цитата!

Плиний Младший обладал блестящим образованием. Родился в семье чиновника, занимался у выдающегося деятеля, полководца, историка, педагога Вергиния Руфа. Кстати, это был удивительный полководец, который, кажется, не проигрывал войн, его очень любили солдаты, не один раз ему предлагали пост императора, но Вергиний Руф всегда отказывался. Это же нужно иметь какую-то внутреннюю мощную идеологию. Люди, наоборот, часто пытаются достичь власти, не достигают и разочаровываются в жизни, считая ее потерянной. А если уж предлагается власть, многие с радостью хватаются за нее и становятся властелинами. Не буду обсуждать – какими, потому что каждый властитель имеет свою индивидуальность, свой характер, свою зависимость или независимость, свою идеологию. Предоставим историкам разбираться в каждом из правителей...

Вот такие слова говорил Плиний Младший. В них чувствуется христианский дух, христианское отношение к миру.

Лукиан – древнегреческий писатель. Он появился на свет, когда Светоний, Тацит, Плиний Младший отошли из этого мира. Лукиан родился в 125 году и жил до 180 года. Он упоминает о Христе в своем произведении «О смерти Перегрина». Поясню, перегрины – это свободные граждане Римской империи, тем не менее находившиеся в таком состоянии, что не имели права на голосование (за сенаторов, например). То есть это как бы граждане, ущемленные в правах. Так вот, в своем произведении Лукиан пишет о Христе следующее: «Он был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ в противовес иудейской религии, язычеству. Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу». Это, конечно, имеется в виду Христос, Который нес проповедь любви, говорил: Возлюби ближнего твоего, как самого себя... Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.

Что еще удивительного было в образе Лукиана? В сатирических сочинениях Лукиан высмеивает общественные, религиозные и философские предрассудки. Место его рождения – город Самосата в римской провинции Сирия. Сам Лукиан называл себя сирийцем. Его отец был бедным ремесленником. Лукиан стал странствующим ритором и до сорока лет путешествовал по Греции, Македонии, Италии, Галлии, Сирии, у него было достаточно много друзей-философов, в том числе Цельс. По преданию, по историческим сведениям, он умер, растерзанный собаками. Такая трагическая смерть.

Вот достаточно кратко некоторые свидетельства. Историки, которые занимаются личностью Христа (то, что я перечислил, входит в учебники об Иисусе Христе, об историчности Его личности), как правило, мало упоминают кого-то еще в этих исторических справках. Но, думается, этого вполне достаточно, чтобы убедиться в том, что Иисус Христос как историческая личность родился, жил, проповедовал, был распят и (по нашей вере) воскрес из мертвых, восшел на небеса, ниспославши Духа Святого на Своих учеников.

– Вы перечислили небольшие свидетельства, но, с моей точки зрения, очень глубокие, особенно для того времени. Каким образом, с Вашей точки зрения, эти историки, которые не были христианами, сумели уловить некую суть учения Христа? Чего стоит выражение о прощении, а также слова о том, что Он учил быть братьями... Такие понятия вообще характерны были для того времени?

– Думаю, нет. Думаю, это учение, новое по сути, поражало сердца и умы людей и вдохновляло их на высоконравственную жизнь, к которой призывал Христос. Тогда это не было близко сердцам людей. Хотя закон Божий написан в сердцах человеческих (и язычников, и иудеев, и последователей разных религий).

– Спасибо большое! О чем мы будем говорить в следующих программах?

– Думаю, перейдем непосредственно к Евангелию. Наверное, коснемся жизни того или иного евангелиста и потом будем разбирать Евангелие, его не исторические, а духовные места, которые нуждаются в истолковании святыми отцами.

– Сердечно благодарю, отец Владимир!..

– Благодарю всех за внимательное отношение к тому, о чем мы говорим во время этих передач.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 30 октября: 03:00
  • Суббота, 30 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​