Свет невечерний. Забытый Христос. Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко)

1 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Апостол Павел оставил наибольшее число текстов, вошедших в корпус Нового Завета, а именно 14 посланий. Возможно, он написал больше. Скорее всего он написал больше, но сохранились только эти 14 текстов. Для нас это очень важное свидетельство. Потому что в Символе веры наша Церковь называется Апостольской. Причем мы говорим: «Я верую в единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». А что значит «Апостольская Церковь»? Мы почти никогда не употребляем это выражение. Обратите внимание, как в речи мы называем себя и свою Церковь: мы православные, наша Церковь – Православная. Если и звучит выражение «Апостольская Церковь», то чаще всего только в Символе веры, который мы поем на литургии или читаем в утренних молитвах.

Но если это определение вошло в Символ веры, значит, оно очень важное, что-то в нем есть существенное. Обычное толкование этой фразы относится к апостольской преемственности нашей иерархии, то есть Церковь является Апостольской потому, что мы ведем цепь рукоположений от апостолов. Это правильно, но исчерпывает ли это объяснение тот смысл, то значение, что вкладывается в определение Апостольской Церкви?

Мне кажется, ответ на этот вопрос нужно искать у самих апостолов, и апостол Павел здесь, конечно же, самый яркий свидетель, самый темпераментный из апостолов. Он не был со Спасителем в дни Его странствования по земле, он не стоял у Его распятия. В это время апостол Павел – а тогда еще просто Савл – где-то скитался, занимался своими делами. Он был достаточно молодым человеком. Вы знаете, что радость Христовой истины его настигла по дороге в Дамаск, как об этом пишется в Книге Деяний святых апостолов, большая часть которых тоже посвящена именно апостолу Павлу.

Мне кажется, ключ к пониманию значения, что Церковь является Апостольской, лежит в миссии апостола Павла и во внимательном вглядывании в характер этой миссии. В чем суть этого апостольского служения? Мы его мыслим обычно через очень понятные нам структуры: есть епископ, есть священник и есть миряне. Вот так мы себе представляем Церковь. Это обыденное представление о церковном устройстве. А когда мы эту сетку церковной иерархичности опрокидываем в апостольский век, автоматически помещаем апостолов в ранг церковных иерархов.

Но это не совсем так. Апостол Павел, например, говорит: Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать. Это в том самом месте, где он разбирает споры по поводу того, кто кого крестил, кто является Павловым, кто – Аполлосовым, кто – Христовым (в Послании к Коринфянам). Получается, самая главная задача иерархии как совершения таинств для апостола Павла считалась чем-то косвенным, она проходит где-то рядом. Священник может сказать, что он послан не крестить, а благовествовать? Епископ может себе позволить сказать: «Это не мое дело, кто там крестит. Я благовестник»?

Вот для апостола Павла самым главным было благовестие о Христе. Это было самое важное дело всей его жизни, суть его апостольства. Причем дело доходило до совершенно скандальных высказываний, которые мы все хорошо знаем из Посланий апостола Павла, когда он говорит: и уже не я живу, но живет во мне Христос. Еще он говорит: ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. Более того, в некоторых Посланиях звучат совершенно скандальные для современного православного слуха вещи.

Так, апостол Павел обличает своих собеседников в том, что они предались религиозной суете: наблюдают календари, предаются пощению, измождению плоти, впадают в поиски нездорового мистицизма или предаются какому-то стройному, почти законническому благочестию. Это всё те вещи, о которых любой священник и мирянин говорят постоянно. О чем мы спорим? О чем наши программы, церковные статьи? О календаре, о почитании святых, о храмах.

Апостол Павел об этом никогда ничего не говорил. Он жил в ту эпоху, когда вообще не было христианских храмов. Он ни разу в жизни не слышал звона церковного колокола. Скорее всего, он не видел ни одной иконы. Он никогда в жизни не встречал монаха. Он не носил церковных облачений. Если бы он увидел современную митру на своем преемнике, он бы очень удивился. Может, и не удивился бы, потому что для него это не имело никакого значения. Для него самым главным было благовестие о Христе. Он говорил только о Христе.

Почему я сейчас об этом упоминаю? Почему так важно вглядываться в миссию апостола Павла? Потому, что это и дает нам правильное понимание Апостольской Церкви; что это такое. В Послании к Галатам апостол Павел говорит своим духовным детям: «О, несмысленные Галаты! У вас перед глазами Христос был как бы предначертан, как бы у вас распятый». Таким образом, суть проповеди апостола Павла заключалась в том, чтобы написать образ Христа в слове, сделать Его понятным, наглядным, видимым. Он говорил только о Христе!

Подумайте, много ли мы знаем проповедников в современной Русской Церкви, которые говорят только о Христе и не хотят ничего знать, кроме Христа? Как только вы заходите в Интернет или открываете православный журнал, вы видите ссылки на то, каким святым от чего молятся, куда привезли какие мощи, где-то замироточили иконы, где-то воздвигли новые купола, кресты, храмы. Все пресыщено событиями церковной жизни, все бурлит. В наших статьях, проповедях, сообщениях говорится о чем угодно, но только не о Христе. Потому что апостольство Церкви ушло куда-то на задворки. Мы даже успели поменять значение этого слова.

А ведь апостольство и есть главный нерв в жизни Церкви. Апостольство – это не просто принадлежность иерархии, это самый нерв церковной жизни, то есть церковная жизнь может нормально протекать только перед ликом Христа, который как будто бы перед нами начертан. Мы постоянно вглядываемся в этот лик. Мы расчищаем путь к этому лику. Мы постоянно ставим себя перед лицом Христовым. Мы говорим о Нем, и думаем, и молимся. В этом суть церковного апостольства. Оно состоит не только в том, чтобы подчеркивать преемственность иерархии, не только в том, чтобы благовествовать, но и в том, чтобы самому внутренне вживаться в это важнейшее и сложнейшее движение церковной жизни.

Но религиозным человеком быть проще, а наши старцы и проповедники (да и я сам) говорят о чем угодно, только не о Христе. Поэтому перед нами стоит большая церковная задача: как выпрямить свою мысль и свое внимание, чтобы вернуться к церковному апостольству, чтобы научиться ценить Христа больше всего на свете, чтобы только о Нем думать, Его благовествовать, провести некоторую переоценку нашего церковного инвентаря. Потому что мы живем не тем. Мы даже умираем не за то, не за Христа.

Есть люди, которые готовы умереть за монархию, за Святую Русь, за мощи или за храмы, а Христос где-то очень далеко. Он куда-то постоянно уходит, мы Его всё задвигаем и задвигаем нашими новыми изобретениями, очень интересными сюжетами, на фоне которых Христос и Его Евангелие смотрятся как-то блекло, не так эффектно, как жития некоторых святых и старцев. Так вот, одна из важнейших задач, что в ближайшее время будет стоять перед Церковью (и стоит уже сейчас), – это возвращение Церкви ее апостольства, и Церкви не как структуре, не как организации, а как сообществу братьев и сестер, посреди  которых живет и делится Своей жизнью Христос.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать