Свет невечерний. Три ступени духовности. Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко)

24 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Самый главный вопрос духовной жизни, который задают старцам, духовникам, проблема, которая мучает каждого верующего человека, – это как наследовать жизнь вечную. Ведь все наши мысли устремлены туда, в то незыблемое, неколеблемое, подлинное бытие, к чему Господь призвал человека, ради чего мы созданы, что Господь пришел нам подарить. Именно так мы читаем в Евангелии.

Конечно же, ответ на этот вопрос для нас важен в той версии, в которой он прозвучал из уст Христа. Сразу вспоминается история, которую описывали три евангелиста: Лука, Марк и Матфей. Это история о диалоге между богатым юношей и Иисусом Христом. Это очень интересный текст, который в зависимости от евангельской редакции передает подробности этого драматичного, хотя и очень короткого разговора.

Ко Христу подходит некий юноша. Евангелист Марк – стремительный и в то же самое время краткий автор – сообщает, что он не просто подошел, а упал на колени перед Иисусом Христом и задал ему вопрос: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Или: что доброе сотворю? У евангелистов есть разные версии этого вопроса. Христос не сразу отвечает на этот вопрос. Он говорит: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

Очень интересно, что в оригинальном тексте Евангелия от Матфея этот вопрос звучит несколько иначе, чем это передается в версии евангелиста Марка. Для нас это очень важно, потому что у Матфея юноша спрашивает: «Учитель, что доброе сотворю?» То есть не «Учитель благий», а «что благое сотворю?» Там Христос говорит: «Почему ты спрашиваешь Меня о благе? Ведь благ только один Бог». Это очень важное уточнение, которое мы находим у евангелиста Матфея, потому что благо, доброта, как мы это переводим на русский язык в упрощенной версии, – самая суть духовной или душевной жизни человека.

Дальше Христос отвечает на этот вопрос очень просто: если хочешь наследовать жизнь вечную, исполни заповеди. Юноша спрашивает – какие. Видимо, есть какие-то экзотические заповеди, которые нужно исполнять, чтобы все получилось. Мы постоянно встречаем в современных текстах списки правил: например, 10 правил успеха или 12 правил жизни. Человеку непременно нужен какой-то маршрут, алгоритм действий. Мы испытываем недоверие к старым правилам. Мы думаем, что успешные, более продвинутые, прогрессивные люди знают больше. Возможно, этот юноша подошел к этому новому проповеднику именно с этим вопросом. Видимо, что-то экзотическое, особенное, оригинальное Он ему сейчас скажет.

А Христос начал перечислять очень скучный список обычных правил: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, почитай отца своего и матерь свою и люби ближнего, как самого себя. Все очень просто. Этот список вы найдете не только в христианских текстах, но и в числе заповедей любой развитой религии. Более того, мы скажем, что это есть портрет порядочного или приличного человека. Он вот так поступает. Как говорил один из древних философов, добродетель – это то, как поступает добродетельный человек. Тот, кто исполняет эти заповеди, и есть добродетельный, порядочный, приличный человек.

Юноша говорит, что он все эти заповеди сохранил от юности своей, то есть он всегда так жил и живет. Юноша – приличный человек. Очень важно понять, что Христос отвечает на вопрос «Как наследовать жизнь вечную?» этим простым перечнем. Чтобы наследовать жизнь вечную, достаточно быть просто добродетельным, приличным, порядочным человеком, соблюдайте самые простые заповеди.

Он ничего не говорит об Иисусовой молитве, об исполнении правила, о тысяче земных поклонов, об обязательном посещении храма. Ведь в этом списке нет ничего о храме. В этом списке на самом деле даже нет ничего о религии. Единственное слово из религиозного лексикона – «почитай» отца и матерь. Это единственное слово религиозного плана. Ничего о религии, ничего о политике, ничего о национальности. Очень простые вещи, достаточные, чтобы наследовать жизнь вечную. Так говорит Христос.

Юноша этим ответом был несколько разочарован и спрашивает, что ему делать дальше, если он это все выполнил. Вот тогда Христос говорит ему следующие слова, которые смутили впечатлительную душу этого порядочного, добродетельного человека. Христос говорит: пойди, продай имение твое и раздай нищим… и приходи и следуй за Мною. А евангелист Марк делает важное уточнение. Когда юноша сказал, что выполнил все заповеди, Христос взглянул на него и, как говорит Марк, полюбил этого юношу, возлюбил его. Он стал приятен в Его глазах, потому что это добродетельный человек. Это лишнее подтверждение: для того чтобы быть с Богом, наследовать жизнь вечную, достаточно просто быть добродетельным, порядочным, приличным человеком.

Но Христос говорит, что на этом духовная жизнь не заканчивается, что есть следующие ступени, более высокие, чем просто быть приличным человеком. Вторая ступень, которую можно назвать философской, – раздать свое имение нищим. Это тоже крайне неординарный поступок. Зачем это делать? Оказывается, невозможно дальше продвинуться в духовной жизни, если ты имеешь какие-то привязанности к этому преходящему, тленному миру. Обязательно нужно идти дальше.

Но выше этой ступени есть еще одна ступень, которая является собственно христианской. Недостаточно просто соблюсти заповеди, недостаточно стать философом по большому счету. Следующая ступень духовной жизни, самая высокая – это следовать за Христом. Самое удивительное в этой истории, что юноша – приличный, добродетельный, порядочный человек – за Христом не пошел. Он ограничился только первой ступенью духовности.

Мы с этой проблемой сталкиваемся каждый день в нашей жизни. Дело не в том, что юноша был богат и как-то прикипел душой к этому имуществу. Конечно, Евангелие дает такой намек, но важно еще понять, что нас окружает множество порядочных людей, которые не хотят ничего слышать о Христе. Они почему-то за Ним не идут. Возможно, этот разговор как раз приоткрывает завесу того, почему так происходит.

Меня всегда этот вопрос мучает. У меня довольно много знакомых, которые как будто бы вообще не имеют органа религиозной жизни, при этом оставаясь совершенно приличными, порядочными людьми. Я могу на них положиться. Они всегда придут  мне на помощь. Я это прекрасно знаю. Но у них как будто атрофирован какой-то орган восприятия религиозности. Некоторые из них становятся на следующую ступень, становятся философами даже. Не знатоками философских текстов, а подлинными мудрецами. Но сделать последний шаг, выйти на третью ступень духовности и следовать за Христом очень тяжело.

Поэтому так важно, если мы решили следовать за Христом, все-таки построить эти первые два этажа: стать порядочным человеком, а потом стать действительно философом, то есть не прикипать сердцем к тому, что окружает. Тогда идти за Христом будет гораздо проще. Хотя следовать за Ним можно, если верить Евангелию, только взяв на плечи свой крест.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать