Свет невечерний. Стоит ли Богу доверять

8 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Верующий человек – это кто? Что это за птица такая? Чтобы понять значение этого выражения, следует очень долго вдумываться, проверять себя и даже исследовать речь. Посмотрите заголовки статей, посвященных религиозным людям, посмотрите названия книг и фильмов, реплики, которые связаны с церковной жизнью, и вы увидите, что слово «верующий» имеет в обыденном словоупотреблении значение легковерного человека. Получается, что это некто, который не сомневается. То, что ему сказали, он принимает на веру без всякого исследования, без тени сомнения или вопроса, без здоровой, рациональной критики. Верующий человек часто противопоставляется разумному, развитому, начитанному человеку, хорошо образованному, с воспитанным критическим мышлением.

Это очень известная установка, которая, к сожалению, выросла не на пустом месте. Очень часто верующий человек и вера путаются с легковерностью, с поверхностными суждениями и даже просто с религиозностью. А все-таки вера и религия – очень разные вещи. Но, читая Евангелие, мы с вами неоднократно наталкивались на то, что Христос хвалит веру людей, удивляется ей, то есть для Него вера представляет определенную ценность. Верующий человек – особенный человек. Он его выделяет, отмечает.

Так, есть очень известный сюжет, который мы встречаем в Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки, который у них повторяется с некоторыми несущественными отличиями. В этой истории рассказывается о том, как ко Христу, иудейскому учителю, подошел римский сотник. Это человек, который принадлежит другой культуре, но он всего лишь живой человек, а значит – ему может быть больно. У него заболел слуга. Он за него очень сильно переживал, и вот он подходит ко Христу и просит Его, чтобы Он слугу исцелил. Мы все хорошо помним, чем закончилась история. Христос собирается идти в дом к сотнику, но сотник говорит: «Подожди! Не надо! Ты ведь можешь просто приказать, сказать слово, и слуга исцелится». Христос говорит слово, и потом мы читаем, что слуга исцелился в тот же час.

Но Христос удивился вере сотника и похвалил ее. Тут очень важен глагол «удивиться». Сотник, который был человеком другой веры, другой религии, удивил Христа, то есть Бога, своей верой! Можно удивить человека своими поступками, но вот удивить Бога – это очень серьезный шаг. Над этим следует задуматься. Бог оказывается способен удивляться и отмечать важнейшие моменты в духовной жизни человека. Ведь вера – это некоторое духовное состояние. Христос похвалил веру сотника, но сотник-то по вере был язычником. Значит, Он похвалил языческую веру? Здесь мы должны обязательно различать веру и религию. Религия – это некоторая оформленность внутреннего опыта веры.

Этот сюжет очень важен для нас потому, что Христос после исцеления слуги сотника говорит о том, что придут люди с востока и запада и возлягут с Авраамом, которого апостол Павел называет отцом верующих. Более того, в Послании к Галатам апостол Павел говорит, что христиане наследники Авраама по обетованию, а еще: Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Для апостола Павла вера есть в каком-то смысле синоним праведности, благочестия.

Что это значит? Что он имеет в виду? Если мы с вами уже различили религию, то есть некоторую оформленность, которая у разных народов может быть по-разному представлена, и веру, которая не является конфессией, то мы можем сказать, что Христос и апостол Павел, когда говорили о вере, не имели в виду, например, Русскую Православную Церковь, православных или католиков по вере. Они говорили о чем-то другом, более фундаментальном, о том, что глубже любой конфессии.

Так вот, для апостола Павла вера есть доверие Богу. Именно этим доверием сотник и удивил Бога. Почему он Его удивил? Потому, что как-то странно от язычника, от человека другой культуры, где некоторые вещи даже просто не проявлены, не проговорены, ожидать такой глубокой, интенсивной духовной жизни, которая и приносит удивительный плод: доверие Богу.

Мы с вами знаем, что эти языческие сотники неоднократно появляются на страницах Нового Завета. В Книге Деяний святых апостолов есть еще один сотник – Корнилий, который принадлежал к языческому вероисповеданию. Он был римлянином. Он ни капли не иудей. Но в Палестине стоял гарнизон, и к этому гарнизону был прикомандирован этот человек, который питал определенные симпатии к иудейской вере, но ее не принимал. Вот Господь посылает ангела к апостолу Петру, чтобы Петр шел и благовествовал этому хорошему человеку. Петр отказывается идти и говорит: «Я же никогда в жизни не вкушал ничего скверного». Потому что для него, правоверного иудея, общаться с этим «поганым» (pagan – это и есть «скверный, житель села, язычник») язычником не пристало. Это совершенно неприлично.

Для Бога прилично, а для апостола – нет. Так бывает даже среди церковных людей, когда мы ставим стены там, где Господь этих стен никогда не ставил. Почему-то те зерна добра, которыми язычники удивили Бога, зерна веры, доверия к Богу были так ценны для Бога, что он посылает апостолов как служителей к этим людям. Это удивительно!

Вера не есть конфессия, не есть религия. Вера есть доверие Богу и определенный ответ человеческого сердца на призыв Божий, который он слышит, даже не слыша Евангелия. Потому что каждый человек в силу богообразности, в силу принадлежности к единому богочеловеческому организму слышит присутствие Бога в жизни. Христиане знают этот возглас: «Христос посреди нас!», который является церковным исповеданием. А хороший человек, который ни слова не слышал о Христе от Церкви, переживает присутствие Христа в своей жизни, но не может назвать это правильными словами. Но он уже имеет определенную веру.

Чему учат нас истории с Корнилием-сотником, с сотником, который общался с Самим Христом и удивил Его своей верой? Мне кажется, в первую очередь они должны учить нас смирению и деликатности. Потому что религиозному или верующему, церковному человеку очень свойственно стремительно выносить определенные суждения, как апостол Петр это себе позволял, называя людей другой религии «нечистыми животными», сравнивая их с ними, брезгуя общаться с этими людьми. Мы сразу всех посчитали: эти идут в ад, вот эти не спасутся, у тех не так сформулированы какие-то богословские положения.

Но, мне кажется, если мы вслед за апостолом Павлом говорим, что у нас должен быть ум Христов, мы должны, наверное, учиться смотреть на людей, которые нас окружают, глазами Христа: восхищенно, добродушно, с расположением к этим людям. И смиряться перед тайной судеб Божиих. Не конфессия и не религия делают нас верующими (я понимаю, что это очень странное, опасное заявление), а внутренняя жизнь, прорастание жизни Христовой в нас.

В своей жизни я неоднократно наблюдал такие истории, когда был человек по всему как будто бы православный: все поддерживающий, везде ездивший, регулярно причащавшийся, но были большие сомнения по поводу того, было ли что-нибудь внутри. А потом ты внезапно встречаешь человека, который не знал ни Церкви, ни Евангелия, но всю жизнь прожил как будто бы перед очами Христа. Это тайна жизни человека перед очами Божиими.

Поэтому, мне кажется, всем нам нужно очень много смиряться и остерегаться категорических суждений, остерегаться взвешивать людей, которые находятся рядом с нами. Потому что все вокруг тайна и все в руках Божиих, а Богу – на чем основана наша вера – можно доверять. Господь разберется с этим миром и приведет его к самому лучшему, что только можно пожелать. Вера есть доверие Богу. Именно этим доверием мы живем, и именно оно делает нас теми верующими людьми, которые своей верой способны удивить даже Бога.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать