Свет невечерний. Сквозь Иерихон

3 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В Евангелии есть такие истории, которые читаешь не как сюжет из биографии Христа или же путевые записки апостолов, а как конспект, который схватывает всю религиозную жизнь христианина одним жестом, одним предложением или одним образом. Для меня такой образ – исцеление слепца по дороге в Иерихон. Историю эту все прекрасно знают, это одна из любимейших страниц покойного владыки митрополита Антония Сурожского. Может быть, самые проникновенные проповеди он сказал именно об этом сюжете, и все мы понимаем, почему эта история нас так трогает. Потому что обретение зрения во Христе и есть, наверное, самый верный образ встречи с Господом.

Митрополит Антоний Сурожский был апостолом встречи; встречи с большой буквы. Для него самым главным и неповторимым событием, которое поглотило всю его жизнь, стала встреча со Христом. Это было переживание опыта присутствия Господа в жизни, которое очень изменило этого человека, сделало его по-настоящему апостолом XX века, настоящим богословом и молитвенником не только для своих современников, но и для тех людей, которые будут читать его проповеди, слушать его голос спустя много столетий. Потому что апостолы никогда не уходят из истории, они всегда остаются.

Так вот, митрополит Антоний Сурожский был апостолом встречи, апостолом прозрения во Христе, обретения зрения. Потому что ходить перед очами Божиими – это содержание жизни христианина. Но мы этот взгляд Божий не чувствуем, мы его не переживаем, потому что очень тесно, плотно окружены суетой, заботами, и страшно даже расставаться с этим шумом, который нас окружает. Проще быть слепцом. Слепцом в том смысле, как ведут себя маленькие дети, когда играют в прятки: вместо того чтобы прятать себя, они просто прячут свои глаза, думая, что они не видны. Может быть, это лучшая иллюстрация к той истории, которая произошла, когда Господь шел в Иерусалим.

Проходя через Иерихон, Он с горечью говорил апостолам о том, что их ждет в Иерусалиме: что Его схватят, будут над Ним издеваться, страшно изобьют, посадят в темницу, над Ним будет совершено неправильное судилище; и в конце концов Его убьют. Все это Он говорил по дороге в Иерусалим, проходя Иерихон. Чтобы понять, что это был за путь, нужно немножко вспомнить географию. Иерихон – древний город, которому больше десяти тысяч лет, он находится в низине. Иерусалим – на горе. Чтобы подняться от Иерихона в Иерусалим, нужно идти вверх. Это тяжелый путь. Гораздо проще идти из Иерусалима: идешь вниз, никаких усилий для этого не нужно...

И вот по дороге в Иерихон Господь встречает слепца, который просит милостыню у дороги. Слепец – образ души, не видевшей, не встретившей Христа, предельно обезбоженной жизни. То есть человек сидит в дорожной пыли и слышит только звуки: шум колес, повозок, толпы, проходящей мимо. Вся его жизнь сведена только к слуху. И вдруг он слышит, как в толпе, которая проходит мимо него, кто-то крикнул: «Иисус Назорей идет». Кто крикнул – евангелист не говорит. Но слепец расслышал среди людского шума именно эту фразу, и она сразу его взволновала. Он дальше не мог просто сидеть и начал кричать: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня». Его пытались заставить молчать, успокоить, мол, хоть ты и слепец, но вести себя надо прилично: сиди проси милостыню и не мешай зрячим людям заниматься своими важными делами. Тем не менее, несмотря на то, что ему в буквальном смысле затыкали рот, он все равно кричал: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня». Он Его не видел, не слышал Его голоса, он только услышал, что кто-то сказал о том, что Иисус идет.

Христос подходит к слепцу и спрашивает: «Чего ты хочешь?» Слепец ответил: «Чтобы мне прозреть». И Христос ему говорит: прозри. Мы знаем, что слепец прозрел и пошел вслед за Христом.

Все эти детали повествования – не случайны. И вопрос Христа: «Чего ты хочешь?», и путь, и спутничество со Христом – это те образы, которые описывают пробуждение души, жизни в Боге. Потому что рядовой, обычный, ординарный человек живет как слепец среди знакомых, привычных шумов, ощущений. Но вдруг однажды откуда-то он слышит фразу, или, может быть, видит какой-то образ, или происходит некое событие, которое его волнует, которое означает: Иисус Назорей идет. И человек уже не может оставаться прежним.

Но Господь спрашивает: чего ты хочешь? Это вопрос невероятной важности для каждого человека. Потому что мы с детства привыкаем жить заемными желаниями: тем, что хотят наши родители, что навязывает реклама, что модно среди друзей или сверстников. А чего на самом деле хочу я? Именно я? Для того чтобы это узнать, надо заглянуть в самую глубину своей души, а она широка до головокружения, и страшно заглядывать в эту бездну, чтобы понять, чего я на самом деле хочу. Господу это очень интересно.

Но когда  прозреваешь, когда встречаешь Господа, ты уже не можешь и дальше просто сидеть у дороги – тебе нужно идти вслед за Ним, фактически взяв свой крест. Путь слепца прозревшего – путь из Иерихона в Иерусалим – очень тяжелый и большой труд. И это очень важное указание в этой истории. Потому что есть такое мнение, что достаточно просто поверить в Христа – и живи себе, радуйся жизни, улыбайся, наслаждайся каждым мигом. Нет. Если ты прозрел, тебе нужно все-таки выбираться из Иерихона и следовать за Христом. Не своим каким-то путем идти, изобретенным веселым разумом, а идти именно за Христом, подниматься в Иерусалим. Хотя в своей жизни мы очень часто сбиваемся с дороги и возвращаемся из Иерусалима опять в Иерихон, в наши привычные шумы, в наши привычные страсти. Тем не менее, даже если это случилось, все равно нужно следовать за Христом, подниматься вверх, что очень тяжело, требует постоянства, большого труда.

Современному человеку очень важно понять, что вера, христианство – это большой труд. Христианство – для настоящих тружеников. А поскольку мы сейчас достаточно благополучно живем и трудиться не привыкли, у нас случаются разного рода кораблекрушения в вере. Но путь только один – из Иерихона в Иерусалим. Для прозревших в Господе иного пути нет.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​