Свет невечерний. Пять лет молчания. Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко)

12 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
За пять столетий до рождества Христова на Сицилии были основаны первые философские школы пифагорейцев. Это загадочные общины, о которых мы не можем сейчас точно, с полной определенностью что-то рассказать, потому что сведения о них обрывочны, туманны. В этих общинах, которые были устроены на манер монашеских скитов, существовало определенное эзотерическое учение. Не всем рассказывалось, что там на самом деле происходит, чему учит Пифагор и какие тайные знания раскрываются посвященным.

Но те исследования, которые у нас есть по истории философии, говорят, что ничего страшного или изуверского там не происходило. Просто представления о религии в те времена были такие жуткие (многобожие, политеизм и насилие мифологических представлений над непросвещенными, неграмотными), что люди, которые простым философским размышлением и созерцанием природы приходили к единобожию, вынуждены были прикрывать свои открытия некоторыми недоговоренностями и даже скрывать эти идеи от непосвященных.

Так вот, в пифагорейских монастырях (назовем их так) существовало очень интересное правило, о котором говорил, например, философ Сенека в своих письмах. Условно говоря, послушник, поступавший в этот монастырь, обязывался пять лет молчать. Представляете, какое жесткое правило! При этом от желающих поступить отбоя не было. А молчать нужно было. Зачем это делалось? Какой в этом смысл? Дело в том, что философы, учителя, которые основали эту школу, понимали, что человеку прежде всего необходимо научиться слушать. Дар ученичества раскрывается именно в этом: в способности правильно услышать. Не свое привнести, не реформаторский или новаторский дух, некоторый взгляд на те вещи, о которых человек слышит, а научиться сначала слушать, прежде чем вступать в диалог. Обучение – это, конечно же, процесс диалогичный, но для того, чтобы вступать в диалог, нужно сначала, выражаясь техническими терминами, выровнять баланс атмосфер. Правило про пять лет молчания – это для меня не просто некоторые сведения, а образ универсальной духовности, которой мы сейчас в нашей духовной жизни не придаем должного значения.

В 1990-е годы, когда я пришел в Церковь, в храмах Русской Православной Церкви был необыкновенный наплыв неофитов. Было огромное количество людей, которые пришли из советской действительности, ничего не понимая в религии, в христианской вере. Они огромными волнами, можно сказать, цунами, влились в церковную жизнь. Люди, которые хорошо помнят это время, эту эпоху, говорят о том, что внутри церковной жизни произошел какой-то неофитский кризис. Потому что количество неофитов превышало количество прихожан, которые имели большой, многолетний церковный опыт. А церковный опыт – это как хорошее вино: он нуждается в выдержке. Чем дольше стоит вино, тем оно дороже, тем выше ценится. Духовный опыт можно сравнить с вином. Человеку нужно время, чтобы войти в традицию. Ему надо сначала таким образом себя подготовить, чтобы стать восприимчивым к этой традиции.

К сожалению, у нашей Церкви не было этих пяти лет, чтобы неофиты могли хотя бы научиться слушать. Поэтому уже в 1990-е годы внутри русского православия появились разного рода течения: модернистские, традиционалистские, монархические. Либо такие общины, которые были нацелены не на конкретные идеи, а на личности. Это привело к определенным проблемам, которые мы до сих пор решаем, даже спустя 30 лет после того, как эти неофитские волны утихли, а это волнение успокоилось. Потому что люди все же так и не поставили себе этот первый навык: правильно слушать.

Я бы хотел проиллюстрировать важность этого навыка на очень простом и всем понятном примере: на примере молитвы. Я помню разговоры и бесконечные дискуссии на тему того, следует ли молиться на русском языке, как поменять богослужение, следует ли больше или меньше вычитывать, а также дискуссию, которая ведется до сих пор среди «продвинутого» христианства. О том, что надо читать «тайные» молитвы, которые на литургии про себя читает священник, а верующие их не слышат.

В чем суть этого спора? На самом деле люди, которые просят, чтобы молитвы читались вслух, правы, потому что в древности эта молитва была достоянием всей общины. Но здесь проявляется тот изъян отсутствия пятилетнего опыта вслушивания в традицию, который мы упускаем из виду. Почему мы на богослужении молимся не своими словами, а словами молитв, которые написали древние подвижники? Например, замечательная молитва из Покаянного канона, который я очень люблю, была написана Исааком Сириным. Это очень давно, совсем другая культура, но мы этот текст читаем и восхищаемся им. Дело в том, что текст молитвы – это не просто некоторый сакральный текст, а текст учебный. Он нас обучает.

Я помню разговор с одним предпринимателем, который был нашим прихожанином, посещал храм Божий, каждую неделю бывал на исповеди, он мне однажды в ужасе сказал, что у него открылись глаза. Он по обычаю читал Покаянный канон перед Святым Причащением, и там есть такие строчки: Почто убогаго обидиши, мзду наемничу удержуеши, брата твоего не любиши, блуд и гордость гониши? Так вот, этот человек, который старался все соблюдать, старался ставить самые толстые свечи, покупать иконы, устраивать иконостас, поститься как положено, чтобы Господь помогал ему в бизнесе, вдруг понял, что он-то ведь, выполняя все предписания благочестия, недоплачивает своим сотрудникам.

До него это дошло спустя несколько лет, после большой церковной практики. Он был активным прихожанином, который всегда хоругви носил на крестном ходу и считал это за большую честь. Участвовал в покупке колокола, и вдруг в какое-то время, спустя несколько лет с момента своего воцерковления,  вдруг понял, что все это на самом деле не так важно по сравнению с тем, что он мзду наемничу удержуеши. А откуда он об этом узнал? Не из проповеди даже, а из того текста, который  постоянно читал перед причастием. Таким образом, он научился слушать только через несколько лет.

Текст молитвы обучает нас в том числе и духовной жизни. Но это текст молитвы, а не сама молитва. Это отдельный разговор, потому что сама путаница отождествления текста молитвы с молитвой приводит нас иногда в настоящие тупики в духовной жизни. Поэтому самый первый шаг – это научиться слушать. А если на это у вас ушло каких-то пять лет церковной жизни, не переживайте, потому что это еще мало. Некоторые учатся слушать десятилетиями. Но это стоит того: потратить на это столько лет своей церковной жизни.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать