Свет невечерний. Премудрость! Прости!

11 марта 2025 г.

Человек, который зайдет в церковь первый раз, наверняка подумает, что самым главным в храме является диакон, потому что очень он величественный, громогласный и привлекает к себе внимание тем, что активно участвует практически во всех обрядах, происходящих в церкви во время службы. Он и Евангелие выносит, и Чашу несет перед причастием, и дискос во время Херувимской песни.

Самое главное, диаконы – народ чаще всего голосистый. В XIX веке бывали случаи, что настоятели больших храмов и монастырей охотились на ярких, музыкально одаренных диаконов. Святитель Игнатий (Брянчанинов), как повествует его жизнеописание, будучи монахом строгих правил и большим ревнителем отеческих преданий, заплатил одному из настоятелей большую сумму денег, чтобы выкупить у него диакона, у которого был роскошный голос, невероятный бас, покорявший всех слушателей.

Диакон это красота, стать, достоинство. В последнее время стали возрождаться диаконские традиции, диаконская школа, если хотите. Потому что быть настоящим диаконом это искусство. Искусство не только пения, не только походки, но и того, что составляет самое первое значение слова «диакон». Диакон  «служитель»; тот, кто служит священнику или епископу во время службы. В этом состоит самое главное служение диакона. Хотя мы говорим, что служим Господу, но диакон на службе прежде всего для того, чтобы помогать священнику и епископу. И это, наверное, самый важный навык.

Мы постоянно слышим диаконские возгласы. Некоторые даже вошли в киношедевры советской поры: «Паки, паки, иже херувимы». Хотя эти возгласы у нас на слуху, не всегда нам понятны слова, которые возглашает диакон. Например, очень часто во время богослужения мы слышим возглас: «Премудрость, прости». Кажется, слова достаточно простые; по крайней мере, их корни нам понятны. Премудрость – это что-то очень умное, разумное, невероятно ценное; что-то о последних вещах этого мира. Слово «прости» наверняка связано с простотой, цельностью. Чаще всего это сложное слово «прости» переводится как «равняйсь, смирно». Но, открывая оригинальный текст греческого богослужения, мы видим там слово ρθοί («ортхой»); ὀρθός это «правильный», или «простой», «прямой». Этот корень входит в такие слова, как, например, «орфоэпия», то есть правильное произношение слов; «орфография», то есть правильное написание букв. И в медицинских терминах присутствует этот корень, обозначающий какую-то прямоту, что-то правильное и прямое.

Так вот, когда диакон возглашает: «Премудрость, прости»,  он призывает всех молящихся встать прямо, потому что сейчас будет провозглашена премудрость. Первый раз на литургии мы слышим этот возглас, когда совершается малый вход и диакон несет Евангелие, которое должно быть прочитано сейчас на литургии. Вместе со священником они подходят к царским вратам, диакон делает Евангелием крест и говорит: «Премудрость, прости». После этого мы слышим призыв: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу». То есть только что нас призвали стоять прямо и тут же говорят: «Поклонимся и припадем ко Христу». Что это значит?

Дело в том, что в спектре религиозных жестов есть несколько образов благоговения и уважения. Прежде всего это крестное знамение и поклон, например. Это может быть коленопреклонение, когда человек стоит на коленях и молится. Но мы не рассматриваем в числе этих знаков благоговения и уважения прямое стояние перед Господом. Но на самом деле это самое простое, самое доступное и самое понятное. То есть стоять прямо перед Господом, перед образом Христовым, смотреть прямо на иконы  это тоже знак уважения к этому, знак высокого благоговения, знак готовности. Потому что великий смысл жизни всякого человека, носящего имя Христово,  служить Господу и прославлять Его святое имя.

Богослужение проводится не только ради того, чтобы мы покаялись или что-то попросили у Господа перед началом учебного года, началом экзамена или о какой-то другой потребе, а чтобы сказать Господу спасибо. И мы стоим перед Господом прямо, с готовностью услышать призыв Господа к служению, услышать слово Божие. Именно к этой прямоте, к этой цельности призывает нас диакон.

Слово «прости» звучит на литургии несколько раз. Первый раз на малом входе. Через несколько минут мы слышим: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Надо сказать, что в греческом Служебнике между этими фразами стоят точки. Сначала говорится: «Премудрость» (Σοφία), потом «прости» (ρθοί). То есть сейчас будет звучать очень важная мысль, подлинная мудрость, которую мы услышим из Евангелия. В древности ведь было так, что единственный на всю деревню, а иногда и на весь город экземпляр Евангелия находился только в церкви. Поэтому люди жадно слушали слово Божие. И диакон предупреждал, что вот сейчас будет звучать эта премудрость. После слова Σοφία («премудрость») стоит точка, и после слова ρθοί («прости») стоит точка. Далее идет фраза: Ἀκούσωμεν τοῦ ἁγίου Εὐαγγελίου («Услышим святаго Евангелия»). Глагол κούσωμεν мы должны перевести как «давайте будем слушать». То есть встанем прямо, сосредоточенно, живо, трезвенно и услышим Святое Евангелие.

И в третий раз слово «прости» звучит на ектенье после причащения Святых Христовых Таин. Диакон говорит: «Прости приимше Божественных, святых, пречистых, безсмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин…» Что значит «прости приимше»? То есть правильно, цельно, благоговейно мы приняли Причастие Святых Христовых Таин, и это нас сразу выпрямило, расправило наши плечи. Какой замечательный образ мы слышим в этом возгласе диакона!

На самом деле, как ни странно, это нас адресует к тем словам, которые мы слышим в Евангелии. Это слова из Книги пророка Исаии, которыми предваряется проповедь Иоанна Предтечи. В Евангелии от Луки читаем: как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие (Лк. 3, 4–6).

Это обращено к каждому из нас. Подходя к Господу, мы должны постараться все свои кривизны, внутренние узлы, лабиринты своей души выпрямить, распрямиться перед Господом, раскрыться Ему в готовности. Мы призваны работать Господу со страхом, но перед Господом мы должны раскрыться, быть предельно открытыми, потому что Господь видит наше сердце, видит нашу готовность, которую мы можем проявить самым простым и доступным жестом – расправив плечи и встав перед Господом прямо. «Премудрость, прости!»

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X