Свет невечерний. Пакостник плоти

28 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Каждому христианину известна фраза: сила Моя совершается в немощи. В каких обстоятельствах апостол Павел произносит эту фразу и о чем она говорит? На самом деле это реплика, которую апостол Павел услышал от Господа. Не апостол Павел автор этой фразы, он услышал ее в откровении от Господа. Об этом разговоре он сообщает в 12-й главе Второго послания к Коринфянам, где рассказывает очень личную историю, как просит Господа о том, чтобы Он избавил его от некоего пакостника плоти, который мучает, терзает его. В ответ на молитву апостол слышит эти удивительные слова Господа: «Сила Моя в немощи совершается». Это очень важная история. И хотя апостол Павел не говорит нам всего, потому что речь идет о его очень личных переживаниях, личных страданиях, сокрытых даже от самых близких людей (друзей, духовных детей, учеников апостола), тем не менее кое-что мы можем из этого текста для себя вынести.

Апостол Павел говорит, что дабы он не превозносился чрезвычайностью откровений, ему был дан пакостник плоти. То есть великий апостол Павел как бы исповедуется перед своими близкими (а еще и перед читателями его Посланий на протяжении двух тысяч лет) и признается, что у него была склонность или соблазн превознестись перед другими людьми чрезвычайностью откровений. То, что откровения у апостола Павла были чрезвычайны, – это факт, не требующий особенных доказательств. Огромное число текстов, которые дошли до нас и составляют большую часть Нового Завета, – это свидетельство о чрезвычайном даровании, которое было у апостола Павла.

Апостол говорит, что у него был соблазн превознестись. Для современного читателя тревожности в этом сообщении не очень много: мы слышим рассказ о человеке очень успешном, так почему бы ему не гордиться? То есть для современного человека тщеславие, высокомерие не являются чем-то критичным; есть более неприемлемые вещи в нашем обществе. Но христианин понимает, что превозношение над другим человеком, тщеславие, высокомерие, гордыня – это корень зла. Поэтому апостол Павел и говорит: чтобы он не превозносился, ему был дан пакостник плоти, который делает ему пакости. Он не говорит о том, что это такое, хотя толкователи рассказывают, что это могла быть болезнь глаз или, может быть, какое-то очень серьезное искушение. Мы можем только догадываться. Апостол трижды молил Господа, чтобы Он удалил этого пакостника плоти, эту болезнь, но Господь мольбу апостола не послушал и сказал ему в откровении: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. То есть пакостник плоти остался с апостолом Павлом до конца его дней.

Почему эта история важна для современного человека? Не для историка, археолога или исследователя Священного Писания, а именно для современного человека. Потому, что есть очень интересная закономерность в жизни человека, который внимательно относится к своей внутренней духовной жизни: мы в себе замечаем некоторые страсти, склонности, немощи, которые как будто бы были нами позаимствованы извне (и не мы являемся их авторами). О чем я говорю?

Есть такая странная реальность, с которой мы сталкиваемся, анализируя свои поступки, мысли, желания: мы замечаем, что есть то, что можно было бы назвать домашним (или семейным) демоном. То есть когда мы присматриваемся к своим грехам, наклонностям, искушениям (а это совершенно нормально для христианина – говорить о своих немощах; апостол Павел говорил, что это единственное, чем мы можем хвалиться), мы видим, что какие-то наклонности перешли к нам по наследству от родителей, предков, от того окружения, в котором мы находимся. Окружение очень серьезно влияет. Есть некие семейные демоны, которые ходят за всеми представителями того или иного рода. В жизни одного представителя рода они, может быть, не так ярко проявляются, в жизни брата или сестры – более активно, и потом они как будто бы переходят по наследству. Это не генетика. Вообще я не берусь рассуждать, откуда это взялось и что это такое по своей природе, но для человека, внимательного к своей духовной жизни, очень важно назвать этих демонов по именам.

С самых первых веков жизни Церкви христианам известно такое понятие, как экзорцизм – изгнание злых духов. В старинных чинопоследованиях этого обряда иногда встречается момент называния демона по имени. Вот такой самоэкзорцизм каждому человеку, наверное, следует произвести над собой, потому что нас борют не только те демоны, которых мы нахватались в своей жизни благодаря своим поступкам или невнимательной жизни, но и те, которые перешли к нам от наших предков.

Вот я, например, много лет наблюдаю за собой, своей семьей и ее историей. Мне очень интересна была биография моих дедов, прадедов, я собирал о них сведения, молился за своих живых и усопших предков, пытаясь в том числе понять себя. Лично для себя я вычленил, нашел имена пяти демонов, которые ходят за нашей семьей. И каждый день я молитвенно, в тишине разбираю, когда я сегодня оказался во власти одного из этих пяти демонов. Может, их больше, но на современном этапе своей жизни я понял, что какие-то из этих «товарищей» ходят за нашей семьей. Не могу назвать их имена, потому что, сами понимаете, это личная история. Даже апостол Павел не назвал имени своего пакостника плоти.

Одного из них назову, чтобы дать понять, о чем я вообще говорю. Обидчивость – один из демонов, который ходит, как мне кажется, за представителями нашей семьи, нашего рода. Когда это пристало к нашему роду – не знаю, но это чувство  гипертрофированное, нездоровое и передается из поколения в поколение. И с этим надо что-то делать, чтобы дальше этот демон не перешел по наследству к следующему поколению; должен найтись кто-то в роду, кто будет ему противостоять.

Чтобы человек был независим от того наследства, которое он получает от своих предков (я говорю сейчас об отрицательном наследстве, а есть и положительное, за которое нужно благодарить своих предков, в том числе молитвенно), нужно иметь в виду те немощи, те болевые точки излома, при которых можно совершить промах. Тогда человек не совсем адекватен. В своей обидчивости, например, точно знаю, я неадекватен, и я не доверяю этому чувству. И каждый день я проверяю себя, смог ли устоять в нападении этих демонов. И знаю, что до самой моей кончины эти демоны будут ходить за мной. Это нормально, чтобы не превозноситься. Если апостол Павел не стеснялся в этом признаваться, что уж говорить обо мне, о вас или наших современниках…

Мы всего лишь люди. Но сила Божия в немощи совершается. Мы знаем, что Господь за нами присматривает и никогда не позволяет каким бы то ни было демонам полностью овладеть нашей жизнью. Господь всегда поддерживает всякого человека, который полагается на Него и доверяет Ему свою жизнь.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​