Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Апостол Павел говорит, что дабы он не превозносился чрезвычайностью откровений, ему был дан пакостник плоти. То есть великий апостол Павел как бы исповедуется перед своими близкими (а еще и перед читателями его Посланий на протяжении двух тысяч лет) и признается, что у него была склонность или соблазн превознестись перед другими людьми чрезвычайностью откровений. То, что откровения у апостола Павла были чрезвычайны, – это факт, не требующий особенных доказательств. Огромное число текстов, которые дошли до нас и составляют большую часть Нового Завета, – это свидетельство о чрезвычайном даровании, которое было у апостола Павла.
Апостол говорит, что у него был соблазн превознестись. Для современного читателя тревожности в этом сообщении не очень много: мы слышим рассказ о человеке очень успешном, так почему бы ему не гордиться? То есть для современного человека тщеславие, высокомерие не являются чем-то критичным; есть более неприемлемые вещи в нашем обществе. Но христианин понимает, что превозношение над другим человеком, тщеславие, высокомерие, гордыня – это корень зла. Поэтому апостол Павел и говорит: чтобы он не превозносился, ему был дан пакостник плоти, который делает ему пакости. Он не говорит о том, что это такое, хотя толкователи рассказывают, что это могла быть болезнь глаз или, может быть, какое-то очень серьезное искушение. Мы можем только догадываться. Апостол трижды молил Господа, чтобы Он удалил этого пакостника плоти, эту болезнь, но Господь мольбу апостола не послушал и сказал ему в откровении: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. То есть пакостник плоти остался с апостолом Павлом до конца его дней.
Почему эта история важна для современного человека? Не для историка, археолога или исследователя Священного Писания, а именно для современного человека. Потому, что есть очень интересная закономерность в жизни человека, который внимательно относится к своей внутренней духовной жизни: мы в себе замечаем некоторые страсти, склонности, немощи, которые как будто бы были нами позаимствованы извне (и не мы являемся их авторами). О чем я говорю?
Есть такая странная реальность, с которой мы сталкиваемся, анализируя свои поступки, мысли, желания: мы замечаем, что есть то, что можно было бы назвать домашним (или семейным) демоном. То есть когда мы присматриваемся к своим грехам, наклонностям, искушениям (а это совершенно нормально для христианина – говорить о своих немощах; апостол Павел говорил, что это единственное, чем мы можем хвалиться), мы видим, что какие-то наклонности перешли к нам по наследству от родителей, предков, от того окружения, в котором мы находимся. Окружение очень серьезно влияет. Есть некие семейные демоны, которые ходят за всеми представителями того или иного рода. В жизни одного представителя рода они, может быть, не так ярко проявляются, в жизни брата или сестры – более активно, и потом они как будто бы переходят по наследству. Это не генетика. Вообще я не берусь рассуждать, откуда это взялось и что это такое по своей природе, но для человека, внимательного к своей духовной жизни, очень важно назвать этих демонов по именам.
С самых первых веков жизни Церкви христианам известно такое понятие, как экзорцизм – изгнание злых духов. В старинных чинопоследованиях этого обряда иногда встречается момент называния демона по имени. Вот такой самоэкзорцизм каждому человеку, наверное, следует произвести над собой, потому что нас борют не только те демоны, которых мы нахватались в своей жизни благодаря своим поступкам или невнимательной жизни, но и те, которые перешли к нам от наших предков.
Вот я, например, много лет наблюдаю за собой, своей семьей и ее историей. Мне очень интересна была биография моих дедов, прадедов, я собирал о них сведения, молился за своих живых и усопших предков, пытаясь в том числе понять себя. Лично для себя я вычленил, нашел имена пяти демонов, которые ходят за нашей семьей. И каждый день я молитвенно, в тишине разбираю, когда я сегодня оказался во власти одного из этих пяти демонов. Может, их больше, но на современном этапе своей жизни я понял, что какие-то из этих «товарищей» ходят за нашей семьей. Не могу назвать их имена, потому что, сами понимаете, это личная история. Даже апостол Павел не назвал имени своего пакостника плоти.
Одного из них назову, чтобы дать понять, о чем я вообще говорю. Обидчивость – один из демонов, который ходит, как мне кажется, за представителями нашей семьи, нашего рода. Когда это пристало к нашему роду – не знаю, но это чувство гипертрофированное, нездоровое и передается из поколения в поколение. И с этим надо что-то делать, чтобы дальше этот демон не перешел по наследству к следующему поколению; должен найтись кто-то в роду, кто будет ему противостоять.
Чтобы человек был независим от того наследства, которое он получает от своих предков (я говорю сейчас об отрицательном наследстве, а есть и положительное, за которое нужно благодарить своих предков, в том числе молитвенно), нужно иметь в виду те немощи, те болевые точки излома, при которых можно совершить промах. Тогда человек не совсем адекватен. В своей обидчивости, например, точно знаю, я неадекватен, и я не доверяю этому чувству. И каждый день я проверяю себя, смог ли устоять в нападении этих демонов. И знаю, что до самой моей кончины эти демоны будут ходить за мной. Это нормально, чтобы не превозноситься. Если апостол Павел не стеснялся в этом признаваться, что уж говорить обо мне, о вас или наших современниках…
Мы всего лишь люди. Но сила Божия в немощи совершается. Мы знаем, что Господь за нами присматривает и никогда не позволяет каким бы то ни было демонам полностью овладеть нашей жизнью. Господь всегда поддерживает всякого человека, который полагается на Него и доверяет Ему свою жизнь.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!