Свет невечерний. Нас кидала молодость. Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко)

23 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
У меня в руках книга Теофраста «Характеры», которую многие любители античности читают всегда с удовольствием и не без смеха, потому что это чтение весьма утешительное. Это описание типов характеров людей, которые Теофраст, ученик Аристотеля, пытался как-то классифицировать, собрать в единую энциклопедию.

Книга небольшая, очень скромная, но необыкновенно веселая. Я боюсь ее читать, потому что себя вижу в разделе «Неотесанный». Как говорит Теофраст, это люди, которые громко разговаривают, всем интересуются, вступают часто в беседы, носят огромные сапоги и в бане поют. Поскольку я везде стараюсь петь (не то что стараюсь, просто так получается, поется само по себе), Теофрастом я был бы, наверное, причислен в эту малопочтенную категорию неотесанных.

Среди типажей характеров у Теофраста есть необычный подраздел, который называется «Опсиматия». Это никак не переведено на русский язык. Там приводится довольно актуальное описание некоторого состояния человека, которое как тип, стиль жизни порицалось уже тогда, во времена Аристотеля, Теофраста. Опсиматия – составное слово, однокоренное со словом «математика», например. То есть это учеба, обучение, наука. Опсиматия буквально переводится (как дают это лингвисты): «поздняя любознательность». По своду тех черт, которые описывает Теофраст, мы сказали бы, что это некий образ, который нам очень хорошо понятен, даже привычен для нас.

О чем говорит Теофраст? Он говорит, что есть тип людей, которые как-то молодятся, говоря простым языком, пытаются выглядеть моложе своего возраста, постоянно доказывают, что еще способны на что-то. Теофраст говорит, что это люди, которые приходят в палестры, показывают свои способности в борьбе, пытаются доказать, что что-то могут, соревнуются с молодыми людьми, участвуют в разного рода молодежных посиделках и так далее.

Читая этот текст, мы видим, что тенденция бежать от своего возраста и преклоняться перед молодостью как перед неким идолом была во все времена. Только в наше время это приобретает более уродливые формы, как мне кажется. Это касается в том числе церковной жизни. И об этом следует говорить. Меня не интересуют молодящиеся старушки или дедушки восьмидесяти лет, которые пытаются всем доказать, что они еще ого-го, могут побить рекорды, завести себе пассию или же сделать модную прическу, станцевать какой-то модный танец. Пусть этим занимаются светские авторы, психологи, философы. Но я вижу, что эта тенденция имеет место и в церковной жизни. Что я имею в виду?

Когда я был школьником и только пришел в Церковь, церковная жизнь была довольно скудной, скромной – Церковь только-только выходила из-под опеки советской власти, и не было и мысли о том, что в Церкви будет какое-то молодежное движение или же братство. Кроме того, вспоминая себя подростком, молодым человеком и встраивая себя сейчас в современное молодежное церковное движение, я сказал бы, что не вступил ни в коем случае ни в одно из молодежных братств нашей Православной Церкви. Не потому, что они плохие, а потому, что меня всегда пугало это определение – «молодежь». Когда я был подростком, меня даже в каком-то смысле оскорбляло это определение. Потому что молодежь – это очень разные люди.

Почему я решил затронуть эту тему? Потому, что в церковной публицистике последнее время довольно часто и очень настойчиво появляется тенденция молодежепоклонства. Принято говорить о том, что молодежь умнее нас, молодежь не врет, молодежь прекрасно во всем разберется, что мы должны учиться у молодежи, должны брать с них пример, они лучше нас разбираются в богословии, Священном Писании, знают, куда следует направить наш церковный корабль.

Мне кажется, это как раз разновидность той опсиматии, о которой говорил Теофраст. Потому что если мы будем достаточно честны и не будем отказывать себе в праве пользоваться церковной традицией, церковным опытом, мы должны сказать, что молодежь – это такие же люди, как и мы, люди среднего или старшего возраста. Среди них есть много лжецов, подлецов, святых и гениев, умных и просто глупых, одаренных и бездарных, аккуратных и нерях, честных, правдивых и лжецов. Всего хватает.

Замечательный автор и философ Платон говорил, что самое страшное – когда над страной или полисом будет поставлен молодой человек и все будут смотреть ему в рот. Об этом говорит и пророк Исаия, например. Как страшное проклятье он мыслит такую ситуацию, когда страной управляет молодой человек. Не потому, что он хуже, а потому, что у взрослых людей есть своя миссия; это люди, которые накопили определенный жизненный опыт, могут что-то сравнивать, могут этим опытом делиться и несут определенное бремя ответственности.

Да, в каких-то сферах мы действительно хуже современного поколения подготовлены, где-то они нас опережают, в чем-то действительно лучше нас, потому что им было много дано и какие-то сложные вещи прошли мимо них. Но в традиционном обществе (а традиционное общество – это то общество, которое научилось выживать; в общем-то, ценность традиций именно на этом и зиждется: раз это общество выжило, значит, оно умеет себя защитить, воспроизвести свою культуру, сохранить опыт) роль руководителя – это роль старшего. Отсюда и уважение к старшему, особая почтительность.

Мне кажется, мы должны соблюдать некоторую правильную иерархичность и в церковной жизни, и в общественной, когда взрослый человек должен оставаться взрослым, не прикидываться молодым, не прислуживать молодым, не быть у них на посылках, так сказать.

Может быть, моя тревога слегка неуместна, может быть, я преувеличиваю, но молодежепоклонство на самом деле является тревожным знаком, тревожным признаком. И это не указывает на проблемы молодежи, а указывает на то, что взрослые люди отказываются нести свою ношу; со взрослыми что-то не так. С молодежью все в порядке, у них еще все впереди. А вот когда взрослые отрицают сами себя, свой опыт, свою миссию, свое служение, – такое общество ждет какая-то болезнь, катастрофа. И это путь самоубийства на самом деле.

Поэтому единственное, чем можно завершить размышление о молодежи, – оставить молодежь в покое, а взрослым быть людьми зрелыми, ответственными, быть самими собой, уважая и свою зрелость, и старость старших, и молодость молодых.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать