Свет невечерний. Кликуши и бесноватые

18 апреля 2023 г.

В начале 90-х годов Церковь едва не утонула в океане неофитов, нахлынувших в храмы с жаждой духовной жизни, жаждой молитвы, откровений. Бывшие советские люди пытались найти в Церкви отдушину и смысл жизни. Издавалось довольно много литературы, открывались храмы. Появилось довольно много священников, которые не имели должного церковного опыта; священники, монахи и даже епископы были из новоначальных.

Характерной чертой церковной жизни начала 90-х годов является мода на отчитки, на визиты к старцам, которых в то время почему-то развелось невероятно много. Были и настоящие, подлинные старцы, и время показало, что их жизнь, их наставления имеют непреходящую ценность. Но на одного старца приходилось с десяток младостарцев или лжестарцев, которые привлекали к себе народ весьма экстравагантными практиками, и самой популярной из них была отчитка (или вычитка).

Многие (если не большинство) из христиан той поры хотя бы один раз в жизни были свидетелями этой странной церемонии. Странной я ее называю потому, что это проходило планово. Если говорить об отчитке как об изгнании демонов, это всегда харизматический дар, он не может быть регулярным. Это дар, который стяжается десятилетиями серьезной, напряженной духовной жизни, причем даже не в одном поколении. Такой одаренный человек (старец, монах, монахиня или священник) не может появиться сам по себе, это должен быть послушник какого-то опытного человека, воспитанник и ученик. То есть духовные дары все-таки предполагают определенного рода школьность, если хотите. Хоть это звучит парадоксально, но это некоторая закономерность духовной жизни.

В 90-е годы таких «старцев» появилось очень много, которые еще вчера работали на светской работе, таксистами или монтерами, а тут вдруг стали изгонять демонов. И регулярно, в определенные дни проводились отчитки, во время которых храм превращался в какой-то дикий зоопарк, можно так сказать. Надо бы выразиться деликатнее, но не получается: визжали женщины, кричали мужчины, кто-то падал, бился, у кого-то текла пена изо рта. На посетителей храма, особенно на людей, которые только-только пришли в Церковь, все эти дикие вещи производили самое гнетущее впечатление. Я знаю людей, которые перестали ходить в церковь после этого – были страшно напуганы.

Бывают ли случаи беснования? Безусловно. Но в большинстве случаев то, что происходило на этих отчитках, мне кажется, подходит под описание эпизодов, которые собраны в книге нашего выдающегося исследователя мозга Владимира Михайловича Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни». Эта лекция, которую он прочитал перед студентами, с годами обросла новыми фактами и превратилась в книгу.

В этой книге есть отдельная глава, которая называется «Эпидемии кликушества и порчи». Кликушами называли на Руси женщин, которые отличались истерическим поведением на религиозной почве: визжали, кричали, бились в судорогах. Прежде чем говорить об эпидемиях кликушества на Руси, профессор рассказывает о подобных эпидемиях, которые проходили в Западной Европе, например, среди монахинь во вполне благополучных монастырях, где игуменьи были из высшего сословия, получившие хорошее образование. Бехтерев выводит определенную закономерность этих историй. Сохранилось немало описаний поэтапного коллективного сумасшествия, которое охватывало эти монастыри и даже целые деревни.

Бехтерев описывает эпидемию кликушества, которая случилась в конце XIX века в Московской губернии и охватила пятнадцать улиц одной подмосковной деревни. Бехтерев настаивает на том, что это именно эпидемия самовнушения. Он рассказывает историю одного женского монастыря в Западной Европе, где монахини, одна за другой, начали бесноваться. Поскольку время было суровое (середина XVII века), это привело к тому, что монахини под воздействием этого психоза обвинили священника в колдовстве, связи со злыми духами. Инквизиция тут же стала пытать местного священника, и после очень профессионально построенных пыток батюшку сожгли на костре. Батюшка во всем признался, лишь бы перестали отрезать нос, вырезать язык и ломать кости.

И таких историй было великое множество. Но одному из архиепископов, пишет Бехтерев, после одного из эпизодов пришла в голову мысль расселить монахинь по разным монастырям, то есть поломать эту коллективную эпидемию. Во-первых, у этих женщин исчезли зрители. Во-вторых, они перестали подпитываться коллективными ядами. Самое странное, что монахини исцелились, пришли в себя без всякой отчитки. Эпидемия прекратилась.

Бехтерев делает вывод, что для подобных лиц очень важно, чтобы был зритель, они должны находиться на сцене, к ним должно быть привлечено внимание. Во-вторых, поведение подобных экстравагантных особ заразительно; Бехтерев даже говорит о психическом микробе. Это, конечно, метафора, но за ней стоит определенный опыт наблюдений за подобными вещами. То есть подобным микробом можно заражать людей.

Я думаю, что на отчитках, которые практиковались в начале 90-х годов в нашей Русской Церкви, работал тот же самый механизм. Я считаю, что подобные вещи крайне вредны, потому что вызывают заражение не беснованием, как можно подумать, а просто истерией.

Мне рассказывал один старый монах из Троице-Сергиевой лавры о местной кликуше, которая приходила каждый день в Троицкий собор и перед мощами преподобного Сергия Радонежского начинала извиваться, биться в судорогах, кричала, срывала службу. Как только ее выводили из храма, она превращалась в обычную советскую гражданку. Так вот, келарю Троице-Сергиевой лавры, отцу Вениамину, нужно было каждый вечер закрывать Троицкий собор, а кликуша билась в истерике и не давала это сделать. И однажды он, задув лампады, решился ее исцелить. Он взял огромный старинный металлический поднос, накрыл его богато расшитым парчовым покрывалом для Святых Даров, подошел к этой кликуше, которая билась в истерике, и сказал: «Людка, я держу сейчас в руках самые святые святыни изо всех самых святых святынь: тут мощи великих мучеников, самые большие куски Креста Господня, останки великих старцев и столпников». Услышав это, кликуша тут же начала извиваться перед этим подносом, выкрикивать какие-то пророчества нечеловеческими голосами, биться. Тогда отец Вениамин сорвал с пустого подноса парчовый покров, показал ей и сказал: «Он пустой. Такая ты бесноватая, значит?»

После этого растерявшаяся тетя тут же обрела дар речи, недоуменно уставившись на батюшку и на пустой поднос. А батюшка ее хорошенько отходил по мягким местам этим подносом. И после этого наступило полное исцеление этой тети, она перестала бесноваться, даже перестала приходить в Троицкий собор, потому что, видимо, сочла себя опозоренной, ведь это было на глазах у многих людей.

Мы признаем, что бывают случаи реального беснования, но они редки, загадочны. И исцелить такого человека может только тот, кто обладает даром изгнания злых духов, даром, который стяжался не только милостью Божией, но и многолетней подвижнической жизнью. Но в большинстве случаев речь идет именно о кликушестве. И поддаваться подобным эффектным действиям не следует. Обходите десятой дорогой все те места, где вам предлагают услуги подобного рода: отчитку, изгнание демонов за три сеанса, предоставление пророчества о будущей жизни и прочие вещи, которые привлекают падких на сенсацию христиан, но отдают духовной и религиозной недоброкачественностью. Это гниль, ложь и самая настоящая порча (если слово «порча» применимо к подобным вещам, которые портят жизнь человека). Какими бы мы ни были верующими, все-таки нам, христианам, никогда нельзя расставаться со здравым смыслом, с ним надо дружить.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать