Свет невечерний. Как понравиться народу. Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко)

9 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Те, кто внимательно читал святых отцов, особенно монашескую литературу, наверняка слышали удивительное и таинственное выражение (или практику, о которой говорили монашеские авторы) о хранении чувств. Если у вас есть чувства, надо как-то с ними работать, охранять их. Какое значение вкладывали святые отцы в эту технику?

Они говорили, что человек – это целый оркестр разного рода энергий, которые тянутся к своей реализации. Нам хочется кушать, спать, хочется дружить, общаться. Нас одолевают скука, радость, печаль, разные эмоции, в том числе и очень сложные, социальные: например, вдруг хочется стать руководителем или очень хочется, чтобы тебя уважали; непременно хочется успеха или других вещей. То есть постоянно чего-то хочется. Или хочется чего-нибудь захотеть.

Святые отцы говорили, что эти энергии, эти чувства нужно уметь анализировать, различать, относиться к ним трезвенно, хранить их, беречь, чтобы каждая из этих эмоций, благородная сама по себе (даже гнев, между прочим, считали богоданной энергией в человеческой природе), была на своем месте, чтобы все было уместно.

Одно из замечательных аскетических наблюдений принадлежит святителю Григорию Богослову, который описывает грех как благородное само по себе действие, осуществленную энергию, благородный естественный импульс, но который реализуется не вовремя и некстати.

Есть универсальные искушения, через которые проходит человек. Огромный опыт накоплен по борьбе со страстями объедения, например, или жадности. Но есть более сложные эмоции, которые сейчас, в наше время избытка информации и усиления политической жизни в современном обществе, выходят на первый план и тоже требуют хранения чувств. Что это за сложные эмоции? Что это за сложные чувства?

Размышление о них я хотел бы предварить хорошо известной фразой Честертона, который говорил, что мир полон христианских добродетелей, сошедших с ума. То есть добродетели милосердия, любви, доброты сошли с ума.

То есть сами по себе благородные порывы, например, жалости и сочувствия – это эмоции, которые тоже, оказывается, нужно уметь хранить, правильно к ним относиться, держать их в узде. Звучит как скандал: как можно милосердие, жалость, сочувствие держать в узде? Но жизнь показывает, что это крайне необходимо.

В Священном Писании есть несколько эпизодов, которые рассказывают о таких сложных порывах, которые периодически могут «спятить» или заражать эмоциями не просто отдельного человека, но целый социальный организм. Например, во 2-й Книге Царств есть рассказ о том, как царь Давид узнал об убийстве одного из сановников царя Саула, которого звали Авенир. И описаны удивительные детали о том, что царь Давид очень близко к сердцу все это принял, расстроился и отказался вкушать хлеб. И дальше идет удивительная фраза: и это понравилось народу.

Неоднократно мы встречаем в политической истории Иудейского царства истории о том, как цари, правители, иногда даже первосвященники соблазнялись популизмом, то есть манипулировали благородными чувствами своего народа. «Это понравилось народу» – говорится в Книге Царств.

Есть другая история – из Книги Деяний апостолов, которая ближе нам по времени, если можно так сказать. Знаменитая история: мятеж Димитрия, среброковача. «Велика Артемида Эфесская!» Помните это восклицание? Один из ремесленников, делавший серебряные храмы Артемиды, вдруг заподозрил апостолов в том, что они у них отнимают хлеб. Они собрали огромную толпу людей в центре города, все кричали, скандировали: «Велика Артемида Эфесская!», почти плясали, скакали на своем древнегреческом майдане. И удивительна фраза евангелиста Луки: большая часть собравшихся не знали, зачем собрались (Деян. 19, 32).

Это зараза популизма, к которой время от времени прибегают руководители, политики, журналисты. Вполне возможно, это делается ради каких-то благородных целей, но они манипулируют эмоциями. Это вызов, который для нашей духовной жизни очень актуален. Мы должны найти какое-то противоядие, чтобы нами никто не манипулировал. Чтобы мои чувства были всегда на месте, чтобы я никому не давал права превратить себя в часть безумной, безудержной толпы, одержимой, может быть, и каким-то благородным порывом (жалости, милосердия, сочувствия или других чувств), но этот порыв может разрушить душу, может опьянять, действовать как наркотик.

У Плутарха, замечательного биографа античности, в текстах многократно встречаются эпизоды манипуляции, которые себе позволяли древнегреческие или римские политики. Когда, например, он говорит о Кориолане, он упоминает, что у политиков была такая интересная особенность: они на площади показывали избирателям раны, которые получили, защищая Родину. Это страшно действовало на толпу: люди сразу проникались сочувствием к этому человеку, который, может быть, был корыстным (коррумпированным, сказали бы мы) чиновником, но, показывая эти раны, взывая к жалости, к благородным чувствам, он манипулировал толпой.

У Плутарха есть интересная история из биографии Диона. Он рассказывает, что у этого политика появился оппонент, который однажды прибежал на площадь изрезанный, избитый, с окровавленной головой, разорванной одеждой и сказал, что Дион прислал к нему, как к политическому оппоненту, убийц; ему чудом удалось вырваться из рук этих страшных наемников, но они успели его изранить, избить. Весь город взволновался; все прониклись сочувствием к этому человеку: мол, вот избитый человек, который пострадал за правду. Ведь эмоция правды, справедливости очень сильна в любом нормальном человеке. За правду нужно стоять горой!

Но Плутарх пишет, что древние греки, которые славились своей рассудительностью и имели огромный опыт в политической борьбе, устроили не потасовку, не свержение властей, не судилище беззаконное, а тут же провели расследование. И выяснилось, что этот Сосид, который бросался с такими обвинениями в адрес Диона, сам себя изранил, и тому нашлись свидетели. И все быстро успокоилось, потому что древние греки старались хранить чувства.

Сейчас, когда идет невероятный поток информации с разных платформ, из литературных изданий, выпусков новостей, когда каждая политическая партия хочет нас перетянуть на свою сторону, нужно хранить свои чувства. Как никогда, это стало важным! Это такой аскетический вызов современному человеку. Эта манипуляция может последовать с самых неожиданных сторон, даже из церковных кругов, между прочим, где, казалось бы, не может быть совершенно никакой политики.

Зрелый человек все-таки должен каждую эмоцию держать под присмотром, чтобы каждая из наших добродетелей (или же просто энергий души), каждое из наших чувств были под присмотром здравого смысла и христианской совести.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать