Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Один старенький монах этого монастыря говорил мне, что, если он вдруг проспит на братский молебен или по какой-то причине не придет на него, у него весь день идет кувырком, не складывается; обязательно надо быть на братском молебне, хоть кровь из носа.
Если мы ищем формулу, по которой нужно начать день, чтобы он был полноценным, полнокровным, принес радость, то ответ очень простой – день нужно начинать со славословия Господу Богу. Проснувшись, сказать Ему спасибо и разделить с Ним радость бытия, радость существования. Самая первая молитва, которую мы читаем на утреннем правиле, мы все хорошо знаем – это молитва Святому Духу «Царю Небесный». Она пришла к нам из Древней Византии. Тот текст, который мы каждое утро читаем, на самом деле в подлиннике написан на древнегреческом языке. Если мы его прочтем на древнегреческом, то окажется, что половину слов мы понимаем. Но к подлиннику полезно возвращаться ради того, чтобы лучше уяснить смысл этих слов, их подлинное звучание, потому что они богаче, чем это может показаться.
Молитва начинается словами: «Василеф Ураниэ Параклитэ». «Василеф» – мы знаем это слово благодаря имени Василий – очень популярному у нас. Василев – царь или же руководитель, король. «Ураниэ» – Небесный. Кто знаком с астрономией или с греческой мифологией, сразу поймет, что речь идет о небе. Уже первые два слова мы все хорошо знаем. «Василеф Ураниэ» – Царю Небесный. «Параклитэ» – Утешитель. Это слово лучше для нас проясняется, если мы посмотрим латинский перевод, где оно передается термином «адвокатус», то есть мы, называя Духа Святого Утешителем, имеем в виду нашего Адвоката – Заступника, Того, Кто за нас заступается, Кого мы призываем, чтобы Он составил ради нас ходатайство. Это наш верный, вечный Союзник. Уже три слова молитвы нам хорошо понятны, и мы, как герой старинного советского фильма, можем сказать: если что случится, пойду в переводчики с древнегреческого.
«То Пнэвма тис Алифиас». «Пневма» – тоже знакомое нам слово, это что-то связанное с дыханием. Фраза эта переводится так: «Душе истины». Истина – некая открытость. Открытость бытию, открытость Богу. Дух Святой – это Дух истины. Это тот, кто живет честно, кто верен истине – подобен Господу, близок к Нему, даже если он религиозно еще не определился.
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй». Как это звучит по-гречески? Тоже слова как будто бы страшные: «о Пандаху́ Паро́н кэ́ та́ Па́нда Плиро́н». Но, например, «Парон» – причастие – нам хорошо известно благодаря кальке: «при-сутствовать». То есть это Тот, Кто есть везде, в каком бы месте мы ни находились. От Бога нельзя убежать, от Него нельзя спрятаться. И самое главное, что и от Бога нельзя никого спрятать. Господь со мной везде, куда бы я ни пошел. Как говорит премудрый Давид: «На небо поднимусь – там Господь, в преисподнюю спущусь – там Господь, нигде от Него не скрыться». И Он все наполняет, оживотворяет.
Еще замечательно одно из определений Божиих, которое мне больше всего нравится: «о Фисавро́с то́н Агафо́н кэ́ Зои́с Хориго́с». Эти две фразы тоже нам хорошо знакомы благодаря слову «тезаурус» – «сокровищница, какая-то кладовка, хранилище». «Фисавро́с то́н Агафо́н» – сокровище благих. «Агафон» – слово, которое встречается в русской среде, это добряк, добрый человек. Если говорить буквально, это благо, добро. Мы называем Бога Сокровищницей («тезаурусом») всякого добра.
В этой фразе двойное очень важное значение, и оба значения правильны. Ведь это отсылка к мысли преподобного Серафима Саровского, который говорил, что цель жизни христианина есть стяжание Духа Святого Божия. Человек есть сокровищница даров Духа Святого, но и Господь есть источник и хранилище всего самого прекрасного, что есть в мире. Это важнейшая интуиция христианства, потому что она отсылает нас к мысли, например, святого Иустина, мученика, который в своей апологии говорит: «Где ты ни увидишь что-нибудь хорошее – все наше». Он призывал смотреть на мир не благодаря религиозным или конфессиональным перегородкам, а говорил о том, что все, что прекрасного в этом мире ты встретишь, – все это доброе, истинное, прекрасное только потому, что причастно Логосу. Господь есть сокровищница всего этого прекрасного. Все, что есть в искусстве, науке, философии, даже не принадлежащее христианству, – это тоже «сокровищница благих».
И самая для меня удивительная фраза: «Зои́с Хориго́с». Мы переводим эту фразу: «жизни Подателю». Зоя – еще одно имя, которое мы хорошо знаем. Зоя – это жизнь. Мы переводим эту фразу как «жизни Подателю», но это не совсем верно, потому что «хоригос» – это еще одно слово, которое мы знаем благодаря слову «хор». Что такое хор? Хор – это некий певческий коллектив. А хорег – человек, который управляет хором. В церкви это регент или дирижер хора. Это выражение называет Бога Дирижером мирового музыкального произведения. Это очень красиво. Для меня это тем более приятно, я больше двадцати лет управлял хором, и это меня сближает с таким опытом. Господь – Дирижер мирового бытия, Хорег.
Причем в Древней Греции работа хорега заключалась не просто в том, что он хором управлял. Хор был неотделим от танца в то время. Стихи, например, читали не так, как у нас сейчас, выстроившись по струнке перед доской, стихи нужно было петь и танцевать одновременно. Тогда это было по-древнегречески. Господь – не просто Дирижер хора, Он Зачинатель и Руководитель этого бесконечного танца и пения мирового бытия. Это очень красивый образ, согласитесь.
«Эльфэ́ кэ́ ски́носон эн ими́н» – «прииди и вселися в ны». Слово «скиния» мы знаем – это некая палатка, шатер. Из «Закона Божия» мы знаем, что долгое время скиния была первым храмом. Это призыв, чтобы Господь вселился в нас, сделал в нас скинию Свою, обиталище. Это важнейший молитвенный призыв.
«Кэ́ кафа́рисон има́с апо́ па́сис кили́дос» – «очисти ны от всякия скверны». Мы знаем благодаря катарам – средневековым французским еретикам, которые считали себя чистыми, что «килидос» – это пятно, позор или бесчестие. И мы не просто о скверне говорим, а даже о несчастье, которое может с нами случиться, – мы тоже просим, чтобы Господь за нами присмотрел.
«Кэ́ со́сон, Агафэ́ та́с психа́с имо́н» – «и спаси, Блаже, души наша». «Психас» – это тоже слово, которое мы знаем благодаря названию науки «психология», например. Видите, молитва гораздо глубже, чем кажется, и даже если мы по-гречески читаем, она нам более родная, чем может показаться. Тем более замечательно, если мы с этими мыслями, прошениями, славословиями начинаем свой день, который в самом своем начале благословляется славословием Божиим.
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!