Свет невечерний. Иисус и мещане

2 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Шестую главу Евангелия от Иоанна мы знаем благодаря тому, что это целый богословский трактат на тему Евхаристии. Начинается эта глава с описания чуда насыщения пяти тысяч слушателей Спасителя всего лишь горсточкой хлебов и двумя рыбками, которые были у одного неизвестного мальчика. Во второй части этой главы  удивительное чудо, явленное Господом ученикам, – хождение по водам. Это чудо подробно описано с разными деталями во всех четырех Евангелиях, что очень примечательно.

После этих двух событий – насыщения людей хлебом, хождения по водам – дается развернутая и очень интересная дискуссия Христа с иудеями о хлебе небесном. Это необыкновенно важный текст для нас, людей церковных, потому что, во-первых, речь идет о Евхаристии, а вся церковная жизнь строится вокруг опыта Евхаристии – опыта благодарения и вкушения Тела и Крови Христовых.

Кроме Евхаристии в этом диалоге, очень глубоком и в чем-то даже резком, есть одна тема, которая, мне кажется, касается не только богословов, но и вообще любого рядового человека, который пытается вести религиозную жизнь. Эту тему я назвал бы «Иисус и мещане», потому что здесь дается явное противопоставление двух систем координат, которые религиозный человек непременно должен различать.

Беседа о хлебе небесном напоминает нам молитву «Отче наш», которую мы читаем каждое утро. В ней есть слова: «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Считалось, что это первая евхаристическая молитва, которая до нас дошла, и ее читали не просто перед едой, а как молитву перед причастием. По своему содержанию она именно такова. Хлеб насущный – это хлеб евхаристический, хлеб, который сходит с небес.

В разговоре с иудеями Господь упрекает тех людей, которые пришли за Ним после чудесного насыщения, в том, что они пришли за Ним не потому, что ищут слова жизни, а потому, что ели и насытились. Вот в чем Его упрек. Почему этот упрек очень важен? Почему мы должны над этими словами размышлять? Потому, что иногда в религии, вере, Церкви мы ищем не того, что дает Господь, поэтому очень часто разочаровываемся. Он говорит: вы пришли не потому, что видели чудо, а потому, что ели и насытились. Вам не Я нужен, не истина важна, а поесть важно, решить для себя продовольственный вопрос.

Иудеи, конечно, не совсем понимали, в чем проблема: разве Христос не для того пришел, чтобы решить продовольственный вопрос для своего народа? И идет очень интересное противопоставление Христа, Его Отца, Который посылает Христа как Хлеб Жизни, с той религиозной системой координат, в которой жили иудеи. Они никак не могли понять, почему Христос не вписывается в нее.

Они говорят Ему: дай нам знамение. Они только что видели, как Христос насытил пять тысяч человек хлебом, только что узнали, что Он ходил по воде и стихия Его не поглотила (потому что Он ей не подчиняется, Он Сам эту стихию сотворил), но требуют с Него еще какое-то знамение. Они говорят: отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.

Здесь, во-первых, противопоставление двух отцов. Есть такое выражение, которое встречается, например, в текстах протопопа Аввакума: «отцепреданное благочестие». Это то, на чем настаивали старообрядцы. Наверное, это очень важная вещь, но в Писании это выражение имеет негативный оттенок. Это то предание отцов, которое противопоставляется преданию Отца с большой буквы.

Это снова отсылка к молитве «Отче наш». Там говорится не об отцах, не о старцах, которые нам что-то дали, а о единственном Отце Небесном, Который послал Своего Единородного Сына в жертву за грехи всего мира. И Он дает не манну с небес, не пищу тленную, а пищу истинную, которая вводит человека в жизнь вечную, в жизнь Святой Троицы. Этого иудеи никак не могли понять, потому что мыслили как мещане: нам нужен хлеб, нужна власть, стабильность, своя политическая картина мира, решение проблем здесь и сейчас. У нас есть отцы, есть определенная традиция, которой мы принадлежим, есть Моисей. А кто Ты такой?

И когда Христос говорит: Я есмь хлеб жизни, – они тут же говорят Ему: «Да мы же знаем Тебя. Что, мы твоего папку не знаем? И мать Твоя, и братья Твои живут среди нас». То есть они тут же понижают статус Христа; для них Он просто современник, сосед напротив, не более того.

Мещанское мышление все профанирует, низводит до какого-то обыденного сознания, мышления, до уровня мелкого масштаба и не дает человеку пробиться туда, куда зовет евхаристический возглас: «Горе имеим сердца». Каждый раз священник возглашает этот призыв во время Евхаристической молитвы на литургии и поднимает руки вверх. Что это значит: «Горе имеим сердца»? То есть ввысь должны быть устремлены наши сердца. Мы должны оторваться от мещанского мышления, которое мыслит только ценниками, картошкой, хлебом...

Я как-то показывал одной старушке стадион у нас в Гомеле, она посмотрела и сказала: «Это же сколько бульбы можно было тут посеять!» Мне не в чем эту старушку упрекнуть, потому что у нее было голодное детство, она мыслит теми категориями, которые ей понятны. Но кроме этого плоскостного мышления, кроме горизонтальной мысли есть еще мысль вверх, и об этом говорит Христос. Если не прорваться через этот горизонт мещанства, невозможно принять Христа.

И разговор как раз заканчивается тем, что иудеи, которые с Христом беседовали, уходят от Него. И не только иудеи уходят, но и большинство учеников. Мещан, людей, которые не приемлют слово истины, слово жизни, оказалось большинство. И только двенадцать остались перед Христом, смотрели на Него в растерянности и не понимали, что происходит.

Драматичность этой ситуации может понять музыкант, например, который видит, как во время исполнения какой-то пьесы или музыкального произведения две трети зала встают и с возмущением уходят, и остается лишь какая-то горстка ценителей.

Христос не расстраивается, не отчаивается, Он понимает, что происходит. Он спрашивает учеников: «Может быть, и вы уйдете?» И Петр отвечает за всех: «Наставник, куда нам идти? У Тебя глаголы жизни вечной».

Только двенадцать человек остались со Христом. Только двенадцать были готовы лечиться от того мещанства, которое мешает принять Евангелие, которое путает Евангелие с обыденными проблемами, политикой, экономикой, здравоохранением, с чем угодно, даже с философией, затмевая то, ради чего пришел Христос. А в Евангелии от Иоанна Он прямо говорит: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Он имел в виду вовсе не благополучие, не решение наших проблем (политических, экономических и прочих), не решение продовольственного кризиса. Он пришел, чтобы приобщить человека к полноценной жизни, жизни нетварной, жизни троической, которой Он хочет с нами поделиться.

Вот это и есть те самые глаголы жизни вечной. Это то устремление «Горе имеим сердца», к которому нас зовут наши старцы, богословы, те люди, которые жили Христом и для которых слово жизни было самым важным в их духовном пути. Это люди, которые преодолели в себе мещанскую религиозность и стали христианами на сто процентов.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​