Но в Священном Писании есть другое выражение, очень важное для нас: «Ходить перед лицом Божиим». Евангелие от Луки начинается рассказом о семейной паре праведников, родителях Иоанна Предтечи – Захарии и Елизавете. Про них сказано: оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1, 6). В русском переводе стоит фраза: «праведны пред Богом», а в греческом оригинале – выражение: ἐναντίον τοῦ θεοῦ (энантион ту Тхеу). «Энантион» – замечательное и редкое слово, оно встречается в Новом Завете несколько раз, причем два раза (если считать в разных вариантах, то три раза) встречается именно в Евангелии от Луки (в первой и самой последней главе). «Энантион» – слово простое, корень этого слова известен благодаря приставке «анти», которая встречается во множестве слов, ставших русскими. Например: антихристианский, антихрист, антинародный. Приставка «анти» несет значение чего-то супротив, или напротив, или навстречу. «Энантион» – это «в», «навстречу» или «перед» лицом кого-то.
Так вот, в отличие от известного народного выражения «Все под Богом ходим» выражение «энантион ту Тхеу» означает ходить не под Богом, а перед лицом Божиим, то есть лицом к лицу, дерзновенно смотреть в лицо Божие. Это дерзновение сознательное и основано на праведности этих людей. Евангелие говорит о Захарии и Елизавете, что они были праведны перед лицом Божиим и поступали по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. Это были люди настоящего достоинства.
Выражение «энантион ту Тхеу» еще встречается в конце Евангелия от Луки применительно к Самому Иисусу Христу. Это знаменитое место Евангелия обычно аттестуют как личный рассказ евангелиста Луки о встрече со Христом. Это встреча с воскресшим Христом по дороге в Эммаус. В рассказе говорится, что два ученика, Лука и Клеопа, идут в Эммаус и к ним пристраивается по дороге какой-то неизвестный человек, который спрашивает их, о чем они так взволнованно беседуют. Лука и Клеопа, перебивая друг друга, начинают рассказывать этому неизвестному человеку об Иисусе Христе и дают интереснейшую характеристику, которая выдает точку зрения учеников, апостолов на Иисуса Христа. Они сказали, что это был муж пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом. Вот такая интересная характеристика: они называют Иисуса Христа сильным мужем пророком.
Это очень интересно, потому что мы, находясь в потоке слов и образов современного религиозного мышления, привыкли считать Иисуса Христа Человеком сродни городским хипстерам: Он такой мягкий, сговорчивый, очень толерантный. А они Его называют мужем пророком, сильным в слове и деле. То есть для них это был сильный, крепкий Муж с большой буквы. Очень интересное ощущение: все люди, которые общались со Христом, чувствовали именно силу, которая от Него исходила. Причем они дают эту замечательную характеристику, употребляя то же самое выражение, которым евангелист Лука описывает праведных Захарию и Елизавету: ἐναντίον τοῦ θεοῦ (энантион ту Тхеу). То есть они говорят, что Он был силен в слове и деле и перед лицом Божиим, и перед всем народом.
Чем это выражение отличается от выражения «ходить под Богом»? Конечно, здесь можно спорить, что речь идет о каких-то странных акцентах, но я думаю, что это очень важно различить. Когда мы описываем свои ощущения жизни под Богом, то это положение людей, которые не видят Бога, которые ходят будто бы в темноте; они ощущают какую-то силу, какое-то присутствие, но это можно описать другим расхожим народным выражением: «Что-то есть». Например, вы рассказываете человеку о чуде, которое произошло с вами после посещения старца, или о чуде, как вы после причастия исцелились от какой-то болезни (такое бывает с христианами довольно часто), и ваш светский друг, приятель, нецерковный человек говорит: «Ну да, что-то есть». Вот это «что-то есть» и есть ощущения человека, который ходит как будто слепо, не видит Бога, живет не в присутствии кого-то, а в присутствии чего-то, под кем-то.
А христианин призывается этими евангельскими строками жить сознательной жизнью. Посмотрите, как говорится о Захарии и Елизавете: оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. То есть они знали заповеди и уставы Господни. Не просто руководствовались каким-то смутным религиозным предчувствием или чувством, а изучали Писание, ходили перед лицом Божиим лицом к лицу, дерзновенно глядя на своего Искупителя.
Это дерзновение праведника, наверное, и есть хождение перед лицом Божиим. Вот к чему мы призываемся: не просто к смутному религиозному чувству, не просто к игре наугад, как это бывает, например, с нерадивым учеником, который, вместо того чтобы выучить свой урок, просто угадывает, что нужно сказать, чтобы произвести на учителя впечатление, чтобы он от него отвязался. Евангелие говорит нам, что это не хождение перед лицом Божиим, это хождение под кем-то, смутное и боязливое, это поведение беглеца и чужака по отношению к Богу.
Мы ходим перед лицом Божиим, то есть зная все законы Божии. И мы их не просто знаем, но и пытаемся соблюдать. Наши шеи и наши помыслы не гнутся перед какой-то смутной угрозой, а мы смотрим в лицо Господу, лицом к лицу. Поэтому и в храме мы стоим и молимся перед иконами, мы не прячем глаза от святых образов, от Евангелия, потому что знаем уставы Господни и стараемся их соблюдать. Где бы мы ни находились и что бы ни происходило в нашей жизни, мы ходим перед лицом Божиим. Это не просто удел праведника, но задача и естественное состояние любого христианина – ходить перед лицом Божиим.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!