Свет невечерний. Горе от ума

27 сентября 2022 г.

Все мы хорошо знаем выражение «сморозить глупость». Мы думаем, что эта замечательная русская фраза происходит от известного нам слова «мороз», но мы заблуждаемся. На самом деле мы используем хорошо известное античникам греческое прилагательное μωρός (оно пишется почти как русское слово, только с «омегой» в корне), что значит «глупый». Наша замечательная застольная песня «Ой, мороз, мороз» для греческого уха звучит несколько вызывающе, потому что древний грек услышал бы в этом не общение со стужей, а общение с глупцом, глупым человеком.

Вокруг этого слова были построены разного рода розыгрыши, которые себе позволял Эразм Роттердамский по отношению к своему другу Томасу Мору, замечательному английскому гуманисту, который был казнен королем Генрихом VIII. Эразм Роттердамский обыгрывал фамилию Мор («морос») в домашних шутках. Это были люди высокообразованные и даже в быту разговаривали на древнегреческом языке. Если кто-то ошибался, нужно было заплатить золотой монетой. Они старались деньги экономить, поэтому не позволяли себе этого.

Глупый человек, глупость. Это состояние случайное или же за этим стоит что-то более глубокое, чем просто некое событие в биографии? Одно из открытий моей зрелой жизни состояло в том, что я вдруг понял, что есть просто глупые люди. И знаете, после этого открытия мне стало легче жить. Мой юношеский порыв основывался на убеждении, что любому человеку можно что-то объяснить, доказать, привести доводы – и человек все поймет, с людьми просто нужно разговаривать. Но этот юношеский максимализм рассыпался перед встречей с реальностью. Потому что есть просто глупые люди.

Хорошо это или плохо? Порок ли это? Чаще всего нет. Просто есть люди, которым что-то не дается, они просто не в состоянии что-то понять. При этом они могут быть хорошими супругами, хорошими родителями. Среди этих людей немало тех, кто защищает диссертации. Почему-то, по моим наблюдениям, эти люди очень успешны в карьерном росте и среди них немало тех, кто добивается настоящих высот на руководящих постах. Они могут быть хороши в какой-то сфере, например, умелые хозяйственники или опытные управленцы.

На самом деле сталкиваешься с тем, что ничего не можешь с таким человеком поделать, не можешь ему ничего объяснить. Вдруг в какой-то момент обнаруживаешь, что он тебя никогда не поймет. Многие люди воспринимают это открытие как трагедию. Я думаю, что это глупо – воспринимать наличие глупых людей как трагедию. Ведь глупые люди бывают у тебя в подчинении. Бывает, человеку что-то объясняешь, а он не понимает. Люди могут быть глупыми ситуационно, например, после ковида или же после какого-то стрессового состояния. Разные бывают уровни глупости. Но в тот момент, когда мы в какой-то период оказываемся умными людьми (такое бывает нечасто, потому что людей бесконечно умных, наверное, тоже в природе нет), как поступать с глупыми?

Тут мы должны вспомнить, что мы – христиане, и нам Господь вообще запретил употреблять слово «дурак» (я его сейчас произнес, да простит меня Господь). Я умный человек, а меня окружают глупые люди – что с этим делать? Как быть? В обычной жизни, наверное, мы позволим себе ропот, высокомерие и, может быть, даже презрение к этим людям. Но мы же вспомнили, что мы – христиане, нам нельзя высокомерничать, презирать людей. Что же делать?

Церковные старушки шепчут: надо смириться, свою гордыню, то есть ум (у нас очень часто ум совершенно неосновательно отождествляют с гордостью) спрятать подальше и просто простить, благословить, принять это. Но, думаю, это недоразумение; исходя даже из того, что ум – не есть гордыня. Умный человек может гордиться. Точно так же может гордиться и глупый (некоторые гордятся даже своей глупостью). Я встречал священников, которые мне с бравадой говорили, что они не окончили семинарию, поэтому я, ученый нетолченый, должен их слушаться...

Что делать человеку умному среди глупых, если он еще и христианин? Не прикидываться смиренной овечкой, а понимать: если Господь дал тебе ум, наверное, Он хочет, чтобы ты взял на себя и груз ответственности за поступки умного человека. Значит, ты должен компенсировать своим умом, своей рассудительностью, своей опытностью (часто это совпадает, но лучше различать эти феномены) глупость глупых, быть их вождем в каком-то смысле, исправлять их ошибки. В этом будет смирение. В этом будет настоящее христианское братолюбие, потому что оно исходит из очень глубокой древней евангельской интуиции, что все мы являемся частью одного тела. Как говорит апостол Павел, не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны (1 Кор. 12, 21). Все мы представляем собой одно целое. Если Господь дал человеку талант, наделил каким-то даром, то он не только для этого человека, но и для всех прочих. И если ты своим умом можешь компенсировать и как-то смягчить ошибки, поведение глупых людей, их провалы, то лучше это сделать со смирением и благодарностью Господу, потому что другого пути нет.

Из этого открытия, что глупых людей очень много, не нужно делать трагедию. Такова реальность нашего больного мира. Если Господь перед тобой ставит или открывает какую-то проблему, наверняка Он доверяет тебе и некое решение; может быть, даже призывает тебя к тому, чтобы сделать этот мир немного лучше.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать