Свет невечерний. Где взять время. Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко)

1 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
У православных людей есть одна болезнь, о которой следует помнить. Может быть, иногда надо даже подлечиваться и проводить определенную и духовную, и физическую профилактику против этого недуга, который, как бы вы его ни истребляли, все равно какие-то зерна в вас отставит. У этого недуга нет особого названия, хотя некоторые авторы называют его ревностью не по разуму. Нет, речь не о ревности, которая действительно иногда сжигает человека, а о другом: тихом стиле самоуничтожения, самоедства, который присущ каждому из нас.

Вступая в Церковь, мы с вами узнаем, что здесь, оказывается, на протяжении столетий формировалось множество правил, канонов, которые кому-то же надо соблюдать. Не напрасно же их писали, публиковали в книгах, переводили с древнегреческого языка, и мы начинаем себя изводить. Вот эта дикая, неугомонная «производительность» у особо впечатлительных лиц и мнительных натур приобретает очень тревожные формы.

Чем мы себя изводим и чем изводим других? Например, наши представления о жизни вступают в конфликт с тем стилем или тем кодом (тональностью современной жизни), в  которых мы с вами находимся. Так, есть церковный устав, есть церковная жизнь, есть определенные лекала, по которым эта жизнь проходит, а есть современная жизнь. Многие люди идут путем конформизма: в Церкви один, а в миру совсем другой. Иногда это приводит к грустным последствиям, потому что человек, который в церкви как будто бы исповедуется и вычитывает все правила, в миру позволяет себе и изменять жене, и брать взятки. А что ж, мол, поделаешь: жизнь такая.

Это уже достаточно очевидные эпизоды, и такая раздвоенность, религиозно мотивированная шизофрения, конечно же, недопустима. Мы должны искать цельности. А как ее найти, если правила тебе говорят одно, святые отцы твердят об одном, а мирская жизнь – не в плохом, порицательном смысле, а просто как факт – говорит о других вещах? Например, многие монашеские авторы ругают нас, мирян и монахов, за праздность. А что, по мнению некоторых монашеских авторов, является праздностью? Игра в шахматы или физические упражнения. Представляете?

Вы преподаватель и много времени проводите за столом или находитесь в малоподвижном состоянии, поэтому по утрам  решили взять на себя труд совершать пробежку. Слушаете Моцарта или Гайдна (кому как нравится; может быть, Led Zeppelin) и бежите по парку. А тут появляется религиозная мысль, что ведь старцы бы этого не одобрили. Даже апостол Павел к Тимофею писал: телесное упражнение мало полезно. Нет, это не то. Тогда закрадывается мысль, которая тоже провоцирует раскол внутри. Ведь ты понимаешь, что если не будешь бегать, то просто погибнешь. Потому что у многих людей физические упражнения останавливают проблемы с давлением, с лишним весом и прочими вещами. Они даже, между прочим, лечат депрессию. Физическое движение очень хорошо помогает справиться с психологическими проблемами. Для многих людей это единственное лекарство.

Бывает, например, мужчина ходит в тренажерный зал, занимается по два часа в сутки, несколько раз в неделю. Священник может ему сказать, что это противно святым отцам. Некоторые священники даже говорят, что это грех праздности, что это время надо посвятить каким-то добрым делам или молитве. Вы играете в шахматы или смотрите фильм. Вы увидели прекрасный сериал, о котором очень интересные, замечательные отзывы. Можно его смотреть или нельзя? А если я его посмотрю, наверное, надо себя изводить за то, что  потратил время в праздности? За то время, пока я смотрел сериал, сколько старушек бы перевел через дорогу! Посчитайте, одна старушка, переведенная через нерегулируемый пешеходный переход, – это где-то три минуты, а одна серия сериала может длиться 30 минут. Получается, за серию можно было бы перевести десять старушек. Это совершенно недопустимое издевательство над своим временем.

Я, конечно же, иронизирую. Мне кажется, нужно найти правильный подход к этим вещам. Во-первых, надо перестать себя изводить. Во-вторых, надо позволить себе познакомиться со своим внутренним, естественным, природным ритмом, который у нас есть. Я сейчас говорю на основе своего личного опыта. Потому что однажды я обнаружил, что организация своего времени как-то мне не подходит, хотя мне хотелось бы больше успевать, мне хотелось бы больше сделать, но, как бы я ни составлял расписание, ни регулировал свой день, ни следовал бы календарю или записной книжке, органайзеру, ничего не получается.

В русской истории был такой замечательный эпизод: практика профессора Любищего, о котором писал замечательный советский писатель Даниил Гранин. Профессор Любищев создал специальную систему организации времени, которая позволяла ему добиться невероятной продуктивности в его научной работе. Он постоянно записывал, на что он тратил каждую минуту. Я тоже, кстати, в какой-то момент решил следовать этому пути, но понял, что мне это не подходит. Это нечто другое. Это подходит людям с другой природой. Мне нужно прислушаться к своему ритму. Он какой-то иной.

Вот у каждого человека есть своя тональность. Если вы себя изводите, если вы на себя надеваете чужие правила, чужие ритмы жизни, чужие каноны, вы никогда не познакомитесь со своим ритмом. Как ни странно, тело умнее нашего сознания. Оно может подсказать, сколько вам нужно спать. Каждому человеку следует знать свою меру. Есть люди, которым следует спать 9 часов в сутки. Они, может, очень впечатлительные; или так устроена их природа. Есть люди, которые спят 4 часа, и они бодры, веселы, у них все хорошо.

А изводить себя из-за того, что нормальный православный человек спит не больше 6 часов в сутки, глупо. Нормального православного человека не существует. Я не хочу сказать, что все православные люди ненормальные. Я говорю совсем о другом: нет какого-то норматива. Мы должны сами найти ритм своей жизни и ему следовать. Иначе никак.

Здесь мне вспоминается история, которую описывает мой любимый американский автор Рэй Брэдбери в романе «Вино из одуванчиков», о прабабушке, которая вела весь дом, успевала утром нажарить блинчиков, все прибрать, приготовить обед, подготовить детей к школе, отправить сына на работу. Весь дом на ней держался. Но приезжает тетя – женщина передовых взглядов. Увидев, как бабушка готовит обед, она возмутилась духом, принесла ей специальную книгу с определенными таблицами, мерами, купила специальные коробочки, чтобы все правильно распределить и убрать этот хаос, который «допотопная» прабабушка устроила на кухне.

Все пришло к тому, что бабушка стала действовать согласно рецептам. Она делала все так, как написано, и обед получался невкусным. Все вежливо отказывались есть ее тефтели, пробовать суп. Бабушка потихоньку сникла, у нее началась своего рода депрессия. Тогда добились того, чтобы тетя уехала. Были выброшены все книги, все коробки, и бабушка начала готовить обед и держать дом по-старому. У нее был свой ритм жизни. Для постороннего взгляда это хаос, праздность, неорганизованность. Но она работала так, как чувствовала.

Нужно найти свою тональность, как песню, как свою мелодию в жизни, и следовать этой мелодии. Это и есть самый правильный путь. Не изводить себя, что ты не поешь вот в этой тесситуре, а найти свой голос, именно свою мелодию и ей следовать. А расслышать эту мелодию можно только тогда, когда вы находитесь в гармонии с собой, когда вы разрешаете себе познакомиться с самим собой. Не с собой выдуманным, а настоящим. Только так и можно расслышать свою уникальную, неповторимую мелодию бытия.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать