Но мы должны понимать, что имеем дело все-таки с актерами, людьми, которые играют определенную роль. И очень редко до нас доходит подлинная глубина их жизни. Да и сами актеры не торопятся делиться тем, что составляет глубину их жизни. Когда они раскрывают эту глубину, делятся подлинным, очень часто это не нравится публике, потому что идет вопреки тем тенденциям или той моде, которая сейчас доминирует и господствует в нашем обществе.
Есть такие актеры, знаменитости, покорившие олимп Голливуда, которые совершенно искренне пришли к вере. Таких людей не очень много, чаще всего они не говорят о том, что с ними произошло, как они пришли к Богу, или говорят очень деликатно.
Совсем недавно вышло интервью с известным молодым голливудским актером Шайей Лабафом, который неожиданно для всех вдруг стал католиком. Шайа Лабаф известен молодым людям по роли в фильме «Трансформеры». Целое поколение мальчишек увлекалось этими интересными машинками, и, конечно же, они помнят персонажа, которому посчастливилось подружиться с замечательной машиной Бамблби, которая оказывается инопланетным роботом. За этой трогательной дружбой зрители наблюдали на протяжении нескольких фильмов. Шайа Лабаф известен не только по этой картине. Может быть, это самая известная из его работ, но он снимался и в других молодежных, подростковых и более серьезных фильмах. Но в его биографии были и такие фильмы, которые не стоит упоминать (такое случается с актерами).
Так вот, его пригласили на съемки картины, посвященной католическому священнику, который впоследствии стал святым. Как профессиональный и очень глубокий актер, внимательно относящийся к своей работе, Шайа Лабаф какое-то время прожил в католическом монастыре, ходил на богослужения. И это его настолько потрясло, что он начал общаться со священниками не только с внешней стороны, перенимая манеру походки или какие-то бытовые особенности, а стал спрашивать их о сути христианского учения. И это его потрясло.
Он вырос в еврейской семье. В своей жизни, особенно в юности, сменил очень много мировоззрений. Многим, наверное, известна его политическая активность, он прославился еще и как юродивый Голливуда, который время от времени позволял себе какие-то политические акции, за что часто терял выгодные голливудские контракты.
В интервью меня поразила фраза Шайи Лабафа, когда он перечислял те моменты, которые подтолкнули его к осознанному принятию католицизма. Я должен заметить, что принятие католицизма – это не просто хождение в церковь. Например, среди православных людей часто необязательное хождение в церковь. Человек стал православным, читает духовные книжечки, признает, поддерживает это, но у него нет правильной регулярной жизни. У традиционных католиков – не совсем так: если стал католиком – должен ходить в церковь каждое воскресенье. Я думаю, и для православных это должно быть правилом.
Подобным путем в свое время прошел Марк Уолберг, замечательный голливудский актер, который благодаря принятию христианства (он стал католиком в свое время) избавился от наркотической и алкогольной зависимости. Об этом он честно говорил. По совету духовника каждое утро Марка Уолберга начинается с литургии. То есть он каждый день ходит в церковь, каждый день посещает литургию, читает молитвенное правило, Писание. Это очень странно смотрится. Кажется, что знаменитость может позволить себе какие-то слабости, что духовник может что-то и разрешить, поскольку человек жертвует... Нет. Эти люди, о которых я говорю (Шайа Лабаф и Марк Уолберг), не афишируют свою духовную жизнь. Те моменты, которые они проговаривают о своей жизни, они говорят чаще всего в маленьких интервью для небольших католических изданий, то есть только для своих.
Шайа Лабаф говорит, что один из моментов, который потряс его по-настоящему при посещении монастыря, участии в литургии, общении с духовником заключается в том, что ему открылся другой лик Христа. Он говорит в своем интервью, что для него Христос был кем-то средним между индусским святым или Буддой: такой всепрощающий, очень женственный, гибкий, неопределенный. И вдруг, оказавшись в монастыре, он увидел мужской лик Христа, что Христос – воплощение мужественности, терпения, ответственности. Он увидел, что Христос – образ зрелого Мужа, на Которого можно опереться.
И это очень важное открытие, которое является настоящим откровением даже для опытных христиан. Приходя в церковь, мы часто привносим с собой тот образ Господа, который бытует в нашей среде. Например, если вы принадлежите к крылу либералов, вам кажется, что Бог – это либерал. Если вы общаетесь среди консерваторов, для вас Бог – национальный, патриотичный. Где бы вы ни выросли – в Албании, Греции или России, это налагает свои черты на облик Господа. Но нужно отличать то наносное, что мы привносим в церковь, неосознанно перенимая из мировоззренческой атмосферы, в которой находимся, от того образа, который являет нам Священное Писание.
На самом деле Евангелие говорит о Христе как о Боге с характером. С самых первых страниц Писания, когда описывается искушение Христа в пустыне, мы видим, что это Адамант, Которого никто не может сбить. У Него есть цель, есть ответственность, есть терпение перед болью. У Него есть рубеж, который Он не перейдет.
Для Шайи Лабафа, который признается, что вкусил славу голливудской звезды еще в подростковом возрасте, это было просто спасительным кругом. Именно такой образ мужественного, крепкого, строгого, ответственного Христа является тем образом, на который он может ориентироваться и который может удержать его на плаву.
Шайа Лабаф говорит, что с юности, когда он вкусил плоды славы и денег, он никак не может остановиться, его разрывает ветром страстей. И мы прекрасно понимаем, насколько сложно для подростка, не готового к всеобщему вниманию и славе, удержаться от наркотиков, алкоголя, разного рода похождений и войти в правильное русло. И вот такой образ другого Христа – мужественного, ответственного – был не просто откровением для этого голливудского актера, но и основанием, фундаментом, той отправной точкой, в которой он собрался.
Мы наблюдаем и в нашей православной культуре такую странную подмену: мы тоже склонны Христа воспринимать как образ более женский, какой-то очень мягкий, размытый. Это недоразумение связано еще и с тем, что так гораздо удобнее, проще. Но эта аморфность, мягкость на самом деле ничего общего не имеет с Евангелием и мешает нам идти правильным евангельским путем, когда парадоксальным образом сочетаются кротость, доброта и сила. Вот что прекрасно чувствовали и понимали наши подвижники благочестия. Милосердие, но и строгость к себе. Доброта, но и ответственность. Снисходительность, но и мужество. Благословение, но и терпение.
Для того чтобы найти подлинный евангельский образ Христов, нужно иногда отказаться от тех очень расхожих, приятных и удобных образов Божиих, которые нам навязывает светский мир. Наш путь – поиск подлинного лица Божия – лежит только через Евангелие.
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!