Свет невечерний. Честное слово. Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко)

23 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Имя Леонида Пантелеева знакомо каждому советскому школьнику. Мы благодарны этому замечательному писателю за его роман о республике ШКИД, по которому был снят прекрасный фильм. Этот замечательный писатель прожил интересную жизнь, написал интересные книги рассказов, воспоминаний. Есть один текст, который в детстве произвел на меня сильнейшее впечатление. Текст, который знают все советские дети; может быть, и не только советские, но и русские (русскоязычные). Он является принципиально важнейшим, как ни странно, в духовной жизни. Это рассказ «Честное слово». Я напомню его краткое содержание. Его полезно перечитать взрослым людям, которые уже подзабыли некоторые детали этого небольшого текста. Если вы хотите с чего-то начинать свою духовную жизнь, это будет прекрасное начало – рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово».

Итак, автор рассказывает, что он однажды летом расположился в саду, в центре города, с прекрасной книгой в руках. По-моему, это был Петербург (или Ленинград). Он сидит, читает в саду книгу. На город надвигаются сумерки, начинается вечер, читать становится трудно, едва различаются строчки. Писатель закрывает книгу, выходит из парка и тут слышит какое-то всхлипывание рядом со сторожкой, видит, что там стоит мальчик в коротких штанишках. Он стоит возле домика и рыдает, но не сходит с места. Леонид Пантелеев спрашивает: «В чем дело, что случилось?» – «Я стою на посту, и меня никто не пришел сменить». В чем дело? Оказывается, старшие ребята нашли этого карапуза и сказали: «Хочешь играть с нами? Один маршал, а ты будешь рядовым. Мы тебя поставим на часах, ты будешь тут стоять, пока не придут тебя сменить. Только дай честное слово, что ты никуда не уйдешь». Мальчик дал честное слово, остался стоять на посту, но уже сумерки, сад должны закрывать. Что делать?

Леонид Пантелеев говорит: «Иди домой». Мальчик отвечает: «Я не могу пойти. Я дал честное слово». Пантелеев говорит, что «чуть не рассмеялся, но вовремя спохватился». Это очень важная деталь в этом рассказе. Мы видим, что мальчик играет. Он просто играет; да, дети большую часть своего детского времени проводят в игре – это естественно. Он играет в рядового, в стояние на посту, но Пантелеев понимает, что за этой игрой скрывается важнейшая вещь, последняя правда, очень важная не только для этого маленького человечка, но и для самого Пантелеева. Он говорит: я спохватился, чтобы не оскорбить благородные чувства этого маленького парнишки. И сказал: «Хорошо. Я, как старший товарищ, отдаю тебе приказ уйти с караула и отправиться домой». Мальчик ответил: «Но Вы же не военный. Я не могу Вас послушаться, потому что Вы не военный, и остаюсь на своем посту».

Что делает этот удивительный человек, Леонид Пантелеев? Он выбегает из парка в надежде найти хоть какого-нибудь военного. И, как на грех, ни одного военного. Ходят, понимаешь, по улице табунами, а военных нет. Ему пришлось пробежать какое-то расстояние, он выхватил из трамвая какого-то майора, уговорил его пойти с ним. Это еще одна важнейшая деталь этого рассказа. Он подходит к майору и говорит: «Понимаете, там, в парке, стоит мальчик, его поставили на посту». Он начинает ему рассказывать: «Вы не могли бы пойти?» Майор отнекивается, говорит: «Ну что Вы, я тороплюсь». Но когда он дослушивает до конца, что мальчика нужно сменить на посту, дать ему приказ уйти, он говорит: «Что же Вы мне сразу так не сказали!»

Это вторая деталь, которая поражает в этом рассказе, – поведение взрослых. Мы уже видим двух взрослых мужчин, которые по всем законам современности должны были отнестись к этому как к детской забаве, махнуть рукой на нее. Но это двое настоящих мужчин, которые понимают, что мужчина начинается с верности честному слову, верности своему служению. Они идут в парк к этому мальчику, майор, вытянувшись, отдав честь, здоровается с пареньком, отдает ему приказание идти домой. Мальчик, счастливый, рапортует, что он выполнил свое задание, и убегает домой.

Казалось бы, чепуха. Мы в детстве этот рассказ читали, обсуждали, слушали, но именно сейчас, в наше время, этот текст важен, чтобы проговорить, продумать то, что совершенно незаметно убегает из ткани нашей жизни. Сейчас, именно в наше время, мы стали достаточно благополучны, когда человек защищен: права женщин, каких-то групп людей незащищенных, инвалидов провозглашаются, всячески даются возможности человеку как-то себя проявить, найти свое лицо, свое место, получить образование, переехать в какую-то страну, где он хочет жить. Возможностей масса, но вместе с тем мы видим: то, что делает мужчину мужчиной, что является стержнем того, что в старину называли благородством, как-то уходит.

Ведь в речи авторов еще XIX – начала XX века мы встречаем противопоставление поведения благородного человека и подлого сословия. Конечно же, речь не о сословии, а о том, что человек невоспитанный, невоздержанный, не умеющий хранить свое слово не имеет внутреннего благородства; независимо от того, какого он сословия. Мы видим, что сейчас, при всем достатке, благополучии, изобилии книг, информации, доступности ее, почему-то уходит интуиция служения, верности своему слову.

Причем это особенно видно (для меня, например, как для священника и христианина) в том, что происходит внутри Церкви. С какой легкостью мужья бросают свои семьи, своих детей, находят себе более молодых жен, рассказывая при этом: «Я нашел свою подлинную любовь, должен подумать немного о себе. Почему я буду себя мучить, истязать, ничего же страшного не случилось, мы просто развелись, я нашел свое счастье». А верность своему обету, который ты давал, например, в венчании, или же просто верность своему честному слову? Ведь, посмотрите, в этом рассказе мальчик даже в игре не позволяет себе соврать, переступить через честное слово. А если священник давал обет перед престолом Божиим служить в храме, соблюдать свои обеты, например, монашеские (если монах)? Или же обет хранить семью (если ты женатый человек), служить своему Отечеству, служить у престола Божия? Если ты эти обеты давал не во время игры, а во время литургии, во время своего служения и так легко через них переступаешь, где же тогда основание благородства, на которое можно опереться?

Получается, при всем изобилии, в котором мы живем, исчезают люди, на которых держится этот мир, – настоящие мужчины. Потому что это и есть тот момент рождения мужчины, который делает мальчика мужчиной. А когда он становится мужем по-настоящему, с большой буквы? Когда становится на путь служения, когда у него есть стержень внутреннего благородства, тот рубеж, который он не переступит, когда этот человек останется фундаментом, на который можно опереться – женщине, детям, стране.

Это важнейшая идея, фундамент, мироощущение нормального человека. Не просто христианина, но вообще нормального человека. Это момент рождения мужчины, который мы упускаем, и из-за этого рассыпается вся ткань нашей жизни, рассыпаются семьи, разваливается религиозная жизнь. Сколько б мы туда ни инвестировали цитат из святых отцов, изучения Священного Писания, если нет этого стержня – нет и мужчины, нет мужа, на котором держится этот мир. Поэтому, как это ни странно, с советского автора, детского рассказа можно начинать разговор о духовной жизни, о том главном, что иногда, ускользнув от нашего внимания, лишает нас опоры в этой жизни.

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать