Свет невечерний. Церковная романтика

15 сентября 2020 г.

Наше поколение уже не может представить жизнь без телевидения, кино и даже Интернета. Мы даже не можем себе вообразить, как возможно существование человека без этих интереснейших продуктов цивилизации. С другой стороны, мы не всегда отдаем себе отчет в том, насколько сильно на нас влияют эти виды искусства, как они воздействуют на наше развитие, иногда даже насилуя воображение, как влияют на порядок вынесения суждений, представления о жизни и прочие вещи.

Вот простой сюжет, который мы неоднократно видели в кино и даже в популярных программах: молодой человек делает предложение девушке во время спортивного матча. Во многих американских фильмах этот сюжет присутствует как кульминация романтической комедии. Долгие ухаживания на протяжении всего длинного фильма завершаются объяснением в любви перед камерами на спортивном матче, например, на бейсбольном поединке, где на огромный экран выводят это объяснение в любви молодого человека, который предлагает руку и сердце, становится на одно колено, преподнося возлюбленной кольцо, желательно с бриллиантом. Этот сюжет неоднократно повторялся. Я даже был свидетелем подобного объяснения в любви, когда молодой человек решил повторить подобный жест во время огромного концерта, а девушка просто растерялась и убежала за кулисы, не дав ему никакого ответа.

Почему я вспоминаю об этом сюжете и говорю о нем? Потому, что наше общество пропитано духом романтизма. Это совершенно естественно, и в этом нет ничего преступного. Но этот романтизм присутствует и в церковной жизни. Мы должны отдавать себе отчет в том, что некоторые литературные, художественные, иконографические, житийные и даже богослужебные образы могут на нас очень сильно воздействовать. Так, что мы теряем связь с реальностью, как потерял связь с реальностью этот молодой человек, который на глазах у многотысячной публики делал предложение любимой девушке, совершенно не понимая, что перед ним не художественный образ, не героиня романтического фильма, а живая девушка, которая может, например, его не любить. Она, может, хотела объясниться, отказать или взять паузу, но на нее во все глаза смотрит огромный зал, и дамы уже достали платочки, чтобы прослезиться: ведь везет некоторым девушкам, ведь есть же прекрасная любовь!

Точно так же бывает и в церковной жизни. У нас есть свой романтизм, связанный, например, с образом духовника, старца, батюшки, с образом Церкви, церковной общины, епископов, архиереев, внутрицерковных взаимоотношений. Мы, начитавшись книг, насмотревшись документальных православных фильмов, наслушавшись православных передач, пытаемся и в своей жизни отыскать те зерна романтики, которые обязательно должны присутствовать в моей церковной истории, как и у всех нормальных людей. Мы привносим этот художественный элемент в нашу жизнь, даже если его там и нет.

Самый известный сюжет такой церковной романтики – это взаимоотношения духовного чада и духовника. Как пишут церковные книги, настоящего духовника нужно встретить внезапно: чтобы я шел мимо, посещая старинный монастырь, а батюшка выходит на ступеньки, наши взгляды встречаются, и я вижу, что он все понял обо мне, и дальше он будет вести меня по жизни, и все у меня будет прекрасно, все будет замечательно. А потом мы сталкиваемся с тем, что батюшка – обычный человек. У него может болеть желчный пузырь, у него могут быть проблемы, срывы. Он даже может вести себя не совсем воспитанно и прилично, не по книгам. Тут и возникает определенный конфликт.

В каком-то смысле это внешний, посторонний человек, а церковная романтика может быть опасна даже внутри семейных взаимоотношений. Например, когда вы от своего ребенка ждете святости, которая, как вам сообщали церковные книги, непременно присутствует у невинных отроков и отроковиц. Вы водите ребенка в церковь, он причащается, регулярно пьет святую воду, исповедуется у «правильного» батюшки, о котором вы навели справки и получили очень хорошие отзывы, у которого даже были чудеса, хоть и неподтвержденные, но все-таки люди врать не будут… И вот вы ждете этой святости. А потом  вдруг видите, что ваш отрок где-то с ребятами раздобыл бутылку пива, попробовал, был приведен за ухо соседом, где-то разбил стекло или «выражался», и многие слышали. Как такое может быть, если человек ходит в церковь, посещает воскресную школу, даже отличник и очень хорошо играет на скрипке? Возникает определенный конфликт.

Может, Господь нам попускает этот конфликт, это разочарование для того, чтобы опустить нас на землю, чтобы мы вспомнили, что мы все-таки не персонажи сериала или романа Диккенса, а живые люди, и рядом с нами тоже живые люди, и мы не можем выставлять им претензии как романтическим героям. Мы не можем требовать святости от своих детей. Мы не можем предъявлять высокие требования своим любимым. Мы должны более гуманно относиться к своим священникам и к тем людям, которые рядом с нами стоят в церкви. Мы должны не искать чудес или каких-то особенных знамений, потому что мы всего лишь простые люди.

Апостол Павел призывал своих духовных детей, как мы сейчас это бы назвали, искать простоты во Христе. Той простоты, которую мы видим, например, в Священном Евангелии. Для знатоков древнегреческого языка этот текст является в каком-то смысле даже скандалом, потому что он написан таким простым рыбацким языком, что филологу, классику, который различает тончайшие переливы античного стихосложения, даже неприлично его читать: настолько это все просто. Христос был очень простым Человеком, очень простым Богом. Апостол Павел был очень простым христианином. Он жил среди простых людей, и среди апостолов встречались не только чудеса и исцеления, но и размолвки, недопонимания, «огорчения», как апостол Павел называет это в своих текстах.

Мы всего лишь люди. Мы должны это помнить, когда с нами случаются такие припадки романтизма. То, что это сторона жизни нас влечет, – это тоже очень хорошо. Это естественно для человека. Потому что как бы мы ни критиковали такое отношение к действительности, мы на самом деле в каком-то смысле живем в художественном тексте, в котором случаются романтические встречи и чудеса. Но это очень редкая мелодия, которая вторгается в нашу жизнь. Если такое случается в вашей биографии, то это прекрасно, это замечательно. Только не нужно превращать это в некую обыденность и обижаться, если вдруг судьба, Господь или ваши родители и близкие не создали вам достаточных условий, чтобы почувствовать или пережить романтическую взволнованность в  жизни.

Будем проще! Там, где простота, – там Христос. Там, где простота, – там и святость. Простота и благодарность составляют фундамент нашей жизни и дают радость и способность пережить те моменты, когда романтика нас настигает, красиво, благодарно и, может быть, с ноткой прекрасной грусти, без которой невозможна жизнь живого человека.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать