Свет невечерний. Церковь есть дружба

19 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сейчас мы живем в очень красивое, счастливое, благодатное время, когда у нас есть возможность читать книги на разных языках, изданные в разное время, и нет никаких пределов нашему любопытству. Самое большое удовольствие для верующего человека – читать книги тех людей, которые сохранили верность Христу в годы гонений на Церковь, в те времена, когда человеку невозможно было проявить свою любовь к Церкви Христовой, нельзя было проповедовать, быть миссионером.

В эти сложные времена в нашей Церкви жили настоящие бриллианты веры. Одним из таких бриллиантов был Сергей Фудель, удивительный философ и богослов, который прожил довольно сложную жизнь и несколько десятков лет из своей долгой суровой жизни провел в лагерях и ссылках. Он был сыном знаменитого московского священника Иосифа Фуделя, что принадлежал к числу тех интеллигентов, которые по зову сердца приняли служение престолу Божьему. Он стал священником не потому, что принадлежал к сословию священников, а потому, что очень хотел служить Господу, очень любил Бога, и потому, что старцы Оптиной пустыни его благословили на это служение.

Конечно, он был чужаком среди духовенства того времени («филаретовского духовенства», как его называли, то есть благополучного, где все друг друга знали, принадлежали к сословию по праву рождения). Вдруг появляется человек, который пишет статьи, книги и очень хочет проповедовать среди заключенных. Отец Иосиф долгое время был единственным священником, который изо дня в день помогал заключенным Бутырки. Удивительно, что потом в эту тюрьму, где проповедовал и служил при старом режиме отец Иосиф, попал его сын, будучи достаточно молодым человеком, студентом университета.

Сергей Фудель имел большое счастье видеть такого удивительного отца, которому он посвящал стихи. Много ли вы знаете людей, которые своему папе, от восхищения перед его обликом, его служением, его удивительной харизмой, посвящали бы стихи и вспоминали о нем всю жизнь? Вот Сергей Фудель все свои книги непременно посвящал своему отцу, даже если напрямую этого не указывал. Большим счастьем было общение не только с отцом, но и с цветом богословского и философского круга авторов и мыслителей начала XX века, в котором посчастливилось оказаться молодому Сергею Фуделю. Это, прежде всего, отец Павел Флоренский, отец Сергий Дурылин, который был воспитателем Сергея Фуделя. Это были удивительные философы! К этому кругу принадлежал отец Сергий Булгаков и другие авторы, мыслители, произведения которых мы сейчас с удовольствием читаем. Это люди, которые шли за Христом не по рождению. Отец Павел Флоренский, отец Сергий Дурылин приняли свой сан по зову сердца, по призыву Господа и среди «филаретовского духовенства» считались чужаками и чудаками.

Отец Сергий усвоил от этих мыслителей, от этих тончайших богословов максиму, которую пронес через всю жизнь. Она звучит в творениях отца Павла Флоренского, ее можно найти в текстах отца Сергия Булгакова. Сергей Фудель тоже повторяет в разных текстах истину, на которую следует обратить внимание, особенно современному христианину: «Церковь – это дружба». Отец Павел Флоренский в своем столпе раскрывает эту идею очень широко с точки зрения философии, привлекая огромный богословский материал. Отец Сергий Булгаков к этой идее подходит с разных сторон, он говорит об этом в письмах к духовным детям, в своих трудах, посвященных ангелам, Богоматери, учению о Христе Спасителе.

Сергей Фудель говорит об этом несколько проще, поэтому, может быть, понятнее современному человеку. Он говорит о том, что вера во Христа, которая идет от призыва, проходящего через самую суть, через сердце человека, обрекает его на то, чтобы искать таких же взволнованных Христом людей. Христианин не может быть одиночкой, говорит Фудель, мы должны быть вместе, должны искать поддержку у тех людей, которые так же, как и мы, любят Господа нашего Иисуса Христа.

Он говорит, что Церковь – это необходимость дружбы между учениками Христовыми. Христианство – не для личного потребления, это не часть моих интересов, например, как йога, поэзия Джона Китса или увлечение велоспортом. Нет; это самая сердцевина моей жизни. Поэтому мне так важны люди, которые понимают мой опыт, разделяют эту взволнованность и видят эту же красоту, которую вижу я. Таких людей всегда очень мало. Поэтому так важно, чтобы христиане были вместе, учились быть вместе.

Иногда, вспоминая Фуделя, цитируют его удивительно точный образ о темном двойнике Церкви. Говорят, что именно Фудель нашел очень важную формулировку тому ужасу, который испытывает не только верующий человек, но даже и светский, видя, как профанируется Евангелие, видя, что в Церкви есть недостойные епископы, пастыри. Есть люди, которые своим поведением дискредитируют Евангелие, кощунствуют; вруны, разного рода кощунники, насильники, политиканы или карьеристы. Мы знаем, что это существует. Такое бывает в любом человеческом сообществе, не только церковном.

Сергей Фудель говорит и о том, что мы должны понять, что это часть нашей церковной биографии. Двойник, что мы наблюдаем в нашей Церкви, коренится в каждом из нас. Это тень, которая требует определенной интеграции, как сказали бы современные авторы. Мы должны принять ее, и ошибки, болезни церковные лечить; начиная с самих себя прежде всего. Видя эти ошибки в священниках, епископах, наших братьях и сестрах, которые поют на клиросе, например, или стоят рядом с нами в церкви, работают вместе с нами в церковных организациях, мы не противопоставляем себя этим людям, а видим в них братьев и сестер, просто покалеченных или поврежденных, требующих нашей поддержки и защиты. Это очень важно понимать. Мы должны не противопоставлять себя этим людям, а понимать, что мы – часть единой семьи, в которой есть больные, нуждающиеся в помощи, немощные люди.

Формула «Церковь есть дружба» требует большого богословского разъяснения. Мне кажется, не только интеллектуальные усилия здесь являются ведущими, но и осмысление этого опыта через всю свою жизнь каждым человеком имеет огромное значение. Потому что формула «Церковь есть дружба» имеет не только временное, пространственное измерение; это тот мистический опыт, который мы имеем в молитве, например, Христу, Другу нашему, Божией Матери, ангелу-хранителю. Отец Сергий Булгаков, говоря об ангеле-хранителе, непременно упоминает, что это наш самый близкий друг. Когда мы обращаемся к Божией Матери с молитвой – это тоже опыт дружбы. Святые, которым мы молимся и которых почитаем, для нас не просто некие малые боги, к которым мы обращаемся, чтобы решить какой-то вопрос (устройство на работу, сдача экзамена, лечение внука от какой-то болезни, покупка автомобиля, успех в суде). Нет; это большое заблуждение. Наша молитва святым – это обращение друга к другу. Поэтому мы читаем акафист блаженной Ксении Петербургской, например. Это не пустое суеверие, а дружеское обращение человека, который живет здесь, в земной Церкви, к другу, который есть в Церкви Небесной.

Мне кажется, формула «Церковь есть дружба» имеет огромную перспективу для церковного и богословского осмысления в будущем и дает ответы на многие недоуменные вопросы, которые возникают в нашей церковной жизни.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать